Законы И.Ньютона

Разделы: Физика


Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.

И. Ньютон (1643 - 1727)

Цель урока: Повторить формулировки и математическую запись законов Ньютона, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, развивать логическое мышление.

Оформление: Портрет И. Ньютона, формулировки и математическая запись законов динамики, эпиграф.

Здравствуйте ребята!

Меня зовут Наталья Викторовна. День у нас сегодня необычный. Необычный потому, что к Вам пришел новый учитель. Я надеюсь, что наш урок пройдет хорошо. А теперь немного о том, как пройдет сегодня наш урок. Тема нашего урока: «ЗАКОНЫ НЬЮТОНА».

Девиз: "Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!"

Мы, с Вами вспомним, закрепим, обобщим все знания по этой теме. На партах у Вас лежит раздаточный материал, который нам понадобиться. Работа на уроке будет оцениваться за каждый ваш правильный ответ, я Вам буду давать жетоны с изображением И. Ньютона. А в конце урока поставлю Вам оценки. Наш урок мы разделим на 6 этапов:

  1. Физическая разминка.
  2. Законы Ньютона.
  3. Ромашка.
  4. Решение задач.
  5. Кроссворд.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. «Физическая разминка».

Сначала давайте проверим, как Вы умеете считать? Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос: СКОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН НАЗВАНО В ДАННОМ СТИХОТВОРЕНИИ?

ОДИНОКИЙ ФИЗИК, ПОЧЕСАВ ТЕМЯ,
ИЗМЕРЯЕТ ДЛИНУ, МАССУ И ВРЕМЯ.

ПАРОЧКА ФИЗИКОВ МЕЧТАЕТ ВДВОЕМ
ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ, ПЛОТНОСТЬ, ОБЪЕМ.

ТРОЕ ФИЗИКОВ, ПОСТРОИВШИСЬ В РЯД,
МЕНЯЮТ ЭНЕРГИЮ, СКОРОСТЬ, ЗАРЯД.

ЧЕТЫРЕ ФИЗИКА В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ
ИЗМЕРЯЮТ ДАВЛЕНИЕ, А В ПЛОХОМ – УСКОРЕНИЕ.

ПЯТЬ ФИЗИКОВ ВЫБЕГАЮТ НА ПЛОЩАДЬ,
ИЗМЕРЯЮТ ИМПУЛЬС, ЧАСТОТУ, СИЛУ И ПЛОЩАДЬ,

ШЕСТЬ ФИЗИКОВ ПРИХОДЯТ К СЕДЬМОМУ НА ИМЕНИНЫ,
ИЗМЕРЯЮТ КАКИЕ-НИБУДЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ.

ОТВЕТ: 15.

2. Законы Ньютона.

Давайте вспомним законы Ньютона (формулировку и математическую формулу).

  • 1-ЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА.
  • 2-ОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА.
  • 3-ИЙ ЗАКОН НЬЮТОНА.

3. «Ромашка».

Вот у меня ромашка - разноцветный лепесток, но не простой, на каждом лепестке дано задание. Дайте посмотрим, какое первое задание вытянет «ПЕТЯ»:

  1. м/с2 – какая физическая величина имеет такую единицу измерения?
  2. 1 кг м/с2 -? Какой единице измерения это равно? Какая физическая величина имеет такую единицу измерения?
  3. F=mg – Что это за сила? имеет ли эта сила направление? И куда она направлена?
  4. 9,81 м/с2 – что это за число?
  5. а = V-Vo/t – Что это за формула? Дайте определение этой физической величины? Когда возникает ускорение?
  6. F=ma – Что это за формула? Формулировку 2 закона ньютона? Какая сила действует на тело, если к нему приложено несколько сил?
  7. Х= Хо+Vot+axt2/2 – что это за формула? Что она характеризует? В каком из разделов механики ее используют? Можно ли использовать при решении задач на законы Ньютона? Что можно с помощью ее вычислить?
  8. а=V2/R – Что это? Когда у тела возникает центростремительное ускорение?

Спасибо, молодцы! С этим заданием Мы все вместе справились.

4. Решение задач.

Урок у нас необычный и поэтому задачки будут тоже необычные, Теперь давайте разберем одну из интересных задач:

ЗАДАЧА № 1. ВОРОНЕ, МАССА КОТОРОЙ 1 КГ, БОГ ПОСЛАЛ КУСОЧЕК ВКУСНОГО СЫРА. ВОРОНА СИДИТ НА ВЕТКЕ. ВЕТКА ДЕРЕВА ПОД ТЯЖЕСТЬЮ ВОРОНЫ И СЫРА СОГНУЛАСЬ. СИЛА УПРУГОСТИ, С КОТОРОЙ СОГНУВШАЯСЯ ВЕТКА ДЕЙСТВУЕТ СНИЗУ НА ВОРОНУ С СЫРОМ, РАВНА 10,8 Н. СМОЖЕТ ЛИ ЛИСА, ОБЛИЗЫВАЮЩАЯСЯ ВНИЗУ И ВЛАДЕЮЩАЯ ЗНАНИЯМИ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ, ВЫЧИСЛИТЬ МАССУ БОЖЕСТВЕННО ВКУСНОГО СЫРА? И ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВА МАССА СЫРА? (КАКОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ РЕШЕНИИ ЭТО ЗАДАЧИ?)

Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и чертеж. (рисунок вывешивается на доску).

ЗАДАЧА № 2. РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ В СТУПЕ БАБЫ ЯГИ РАЗВИВАЕТ СИЛУ ТЯГИ В 5 кН. КАКОЕ УСКОРЕНИЕ В ВЕРТИКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ БАБА ЯГА, ЕСЛИ ЕЕ МАССА ВМЕСТЕ СО СТУПОЙ 250 КГ?

ЗАДАЧА № 3. ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ИСТОРИЮ О ТОМ, КАК «ЛЕБЕДЬ, РАК ДА ЩУКА ВЕЗТИ С ПОКЛАЖЕЙ ВОЗ ВЗЯЛИСЬ» И рассмотрим с точки зрения механики.

…ЛЕБЕДЬ РВЕТСЯ В ОБЛАКА,
РАК ПЯТИТСЯ НАЗАД,
А ЩУКА ТЯНЕТ В ВОДУ.
А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ!!!! (т.е. равнодействующая сил = 0)

Рассмотрите эту задачу с точки зрения сил приложенных к телу. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя направленная против силу тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Они направлены под углом друг к другу, следовательно. Их равнодействующая не может равняться нулю.

ЗАДАЧА № 4. ЧЕМУ РАВНО ТРЕНИЕ ПОКОЯ РЕПКИ В ГРЯДКЕ, ЕСЛИ ДЕДКА МОЖЕТ ТЯНУТЬ ЕЕ С СИЛОЙ 200Н, А УСИЛИЕ КАЖДОГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПЕРСОНАЖА ВДВОЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ПРЕДЫДУЩЕГО?

5. Кроссворд.

  1. КАКОЕ ЯВЛЕНИЕ МЕШАЕТ ОСТАНОВИТЬСЯ МАШИНЕ МГНОВЕННО?(ИНЕРЦИЯ)
  2. ВЫДАЮЩИЙСЯ АНГЛИЙСКИЙ ФИЗИК И МАТЕМАТИК, ОСНОВАТЕЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.(НЬЮТОН)
  3. ТЕЛО, КОТОРОЕ ИЗМЕНЯЕТ СВОЮ СКОРОСТЬ ЗА ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ ИМЕЕТ?(УСКОРЕНИЕ)
  4. ЭТУ ВЕЛИЧИНУ МОЖНО ВЗВЕСИТЬ. (МАССА)
  5. ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛ. (ДИНАМОМЕТР)
  6. ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ. (СКОРОСТЬ).
  7. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕГО-НИБУДЬ, ИЗМЕРЯЕМАЯ СЕКУНДАМИ, МИНУТАМИ И ЧАСАМИ. (ВРЕМЯ)
  8. РАЗДЕЛ МЕХАНИКИ, ИЗУЧАЮЩИЙ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ УСКОРЕНИЯ ТЕЛ.(ДИНАМИКА)

6. Подведение итогов урока.

БИОГРАФЫ НЬЮТОНА РАССКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРВОЕ ВРЕМЯ В ШКОЛЕ ОН УЧИЛСЯ ОЧЕНЬ ПОСРЕДСТВЕННО. И ВОТ ОДНАЖДЫ ЕГО ОБИДЕЛ ЛУЧШИЙ УЧЕНИК В КЛАССЕ. ТОГДА ОН РЕШИЛ, ЧТО САМАЯ СТРАШНАЯ МЕСТЬ ДЛЯ ОБИДЧИКА – ОТНЯТЬ У НЕГО МЕСТО ПЕРВОГО УЧЕНИКА. ДРЕМАВШИЕ СПОСОБНОСТИ В НЕМ ПРОСНУЛИСЬ, И ОН С ЛЕГКОСТЬЮ ЗАТМИЛ СВОЕГО СОПЕРНИКА. С ТОГО МОМЕНТА И НАЧАЛОСЬ ПРЕВРАЩЕНИЕ СКРОМНОГО АНГЛИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА В ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО.

ХОЧЕТСЯ НАДЕЕТСЯ, ЧТО СЕГОДНЯШНИЙ УРОК РАЗБУДИТ И У ВАС ЖАЖДУ НОВЫХ ПОЗНАНИЙ, ВЕДЬ «ВЕЛИКИЙ ОКЕАН ИСТИНЫ» ПО-ПРЕЖНЕМУ РАССТИЛАЕТСЯ ПЕРЕД ВАМИ НЕ ИССЛЕДОВАННЫМ ДО КОНЦА.

«СДЕЛАЛ, ЧТО МОГ, ПУСТЬ ДРУГИЕ СДЕЛАЮТ ЛУЧШЕ.»

ОЦЕНКИ ЗА СЕГОДНЯШНИЙ УРОК ПОЛУЧИЛИ:

СПАСИБО ЗА УРОК.

Приложение (Раздаточный материал для учащихся)