Урок по математике на тему "Прямоугольник"

Разделы: Математика


Цели:

  • развитие умений обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений;
  • формирование знаний о прямоугольнике и умений применять его определение и свойства на уровне обязательной подготовки;
  • воспитание уважительного отношения к сверстникам.

Оборудование:

  • переносные доски с готовыми чертежами;
  • каркасные модели четырехугольников.

Структура урока:

  1. Знакомство с темой урока, постановка его целей (2 мин).
  2. Проверка домашнего задания (5 мин).
  3. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу (6 мин).
  4. Определение понятий прямоугольника и доказательство его свойств (10 мин).
  5. Первичное закрепление изученного (12 мин).
  6. Домашнее задание (2 мин).
  7. Подведение итогов урока (3 мин.).
  8. Резерв: дифференцированные задания.

Ход урока

1. Знакомство с темой урока, постановка его целей.

Проверка готовности класса к уроку, напоминание учащимся, что на этом занятии продолжается изучение темы «Четырехугольники». Сообщение учащимся, что на данном уроке будет рассматриваться один из частных видов параллелограмма, его определение и свойства, их применение при решении задач.

2. Проверка домашнего задания.

Вызываются 2 ученика к доске для решения задач №14, 20 §6 из домашнего задания. В это время учитель опрашивает остальных учащихся о выполнении домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию и осуществляет устную проверку знаний по изученному материалу о четырехугольниках по вопросам:

  • Какая фигура называется четырехугольником?
  • Какие стороны четырехугольника называются противолежащими?
  • Что такое параллелограмм?
  • Каким свойством обладают противолежащие стороны параллелограмма?

Ученики у доски переходят к объяснению решений своих задач. Остальные учащиеся вместе с учителем контролируют их ответы, оформление записей, корректируют и дополняют записи в своих тетрадях. Отвечавшим у доски задаются дополнительные вопросы:

- Что такое диагонали четырехугольника?

(Ответ: отрезки, соединяющие противолежащие вершины четырехугольника, называются его диагоналями).

Учитель оценивает знания отвечавших у доски и подводит итоги выполнения классом домашнего задания.

3. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу.

Для подготовки учащихся к усвоению нового материала повторяются и систематизируются их знания и умения в процессе устного решения упражнений на готовых чертежах. Выставляется переносная доска с первой группой задач, оформленных в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Учитель предлагает учащимся по желанию решить эти задачи.

Один из учеников разъясняет решение первой задачи:

Решение 1 задачи: У треугольников ABC и DBC AC=CD и AB=BD по условию, а ВС — общая сторона. Поэтому они равны по трем сторонам.

Другой ученик решает вторую задачу:

Решение 2 задачи: У треугольников DEC и DKC равны стороны DE и; DK и углы EDC и CDK, а сторона DC общая. Поэтому они равны по двум сторонам и углу между ними.

Решение 3 задачи объясняет третий ученик:

У прямоугольных треугольников ОРК и МРК равны катеты ОР и РМ, а катет КР общий. Поэтому они равны по двум сторонам и углу между ними (или по двум катетам, если этот признак равенства прямоугольных треугольников был сформулирован в процессе обучения).

Выставляется другая переносная доска с готовыми чертежами (см. табл. 2).

Таблица 2

Учитель также предлагает учащимся по желанию решить данные задачи.

Один из учащихся решает первую задачу:

Решение 1 задачи: У четырехугольника ABCD диагонали пересекаются в точке О и делятся ею пополам, поэтому этот четырехугольник - параллелограмм по теореме 6.1.

Другой ученик объясняет решение второй задачи:

Решение 2 задачи: Треугольники ABC и ADC равны по трем сторонам, отсюда углы ВСА и CAD равны. Поэтому прямые ВС и AD параллельны по признаку параллельности прямых, а значит, параллельны и стороны ВС и AD. Аналогично параллельны стороны АВ и CD. Тогда четырехугольник ABCD является параллелограммом по определению.

Решение третьей задачи поясняется третьим учеником:

Решение 3 задачи: У четырехугольника ABCD противолежащие стороны ВС и AD равны по условию и параллельны, так как прямые ВС и AD параллельны по признаку параллельности прямых. Поэтому этот четырехугольник - параллелограмм по задаче 18 § 6.

Учитель подчеркивает, что повторенный материал будет использован также при изучении одного из известных им четырехугольников и записывает вместе с учащимися тему урока: «Прямоугольник».

4. Определение понятий прямоугольника и доказательство его свойств.

Для введения определения понятия прямоугольника рассматриваются следующие три каркасные модели четырехугольников (рис.1,2,3).

Учитель задает вопросы учащимся:

- Найдите по виду этих четырехугольников их общие свойства.

(Ответ: у каждого из них противолежащие стороны параллельны, поэтому они все являются параллелограммами).

- Как еще называют средний из этих параллелограммов?

(Ответ: прямоугольником).

- Чем отличается прямоугольник от двух других параллелограммов?

(Ответ: у него все углы прямые).

Учитель диктует, а учащиеся записывают определение прямоугольника:

«Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые».

Учитель спрашивает у учеников, какими свойствами параллелограмма обладает прямоугольник?

(Ответ: у прямоугольника противолежащие стороны равны и диагонали точкой пересечения делятся пополам, диагонали прямоугольника равны – теорема 6.4).

Для доказательства теоремы 6.4 на доске изображается прямоугольник ABCD и его диагонали (рис.4).

Учитель повторяет формулировку теоремы и предлагает одному из учеников продиктовать, что дано и что нужно доказать.

Если ученики затрудняются ответить, тогда учитель начинает переводить формулировку теоремы из категоричной формы в условную:

- Сформулируем теорему в другом виде, а именно:

если ABCD — прямоугольник, то... (Учитель предлагает закончить предложение одному из учеников).

Ответ ученика:...Его диагонали равны.

Учитель снова предлагает учащемуся определить, что нам дано и что нужно доказать?

Ответ: ABCD — прямоугольник, AC и BD — его диагонали. Надо доказать, что диагонали АС и BD равны. Доказательство проводится с использованием метода восходящего анализа.

Учитель говорит детям, что для того, чтобы доказать равенство диагоналей АС и BD сначала необходимо выяснить, являются ли они, например, сторонами треугольников BAD и CDA.

Один из учеников подтверждает этот факт.

Учитель задает наводящий вопрос: - Для того, чтобы доказать равенство диагоналей, достаточно доказать равенство, например, каких фигур?

Ответ учащегося: - Треугольников BAD и CDA.

Учитель спрашивает у одного из учащихся: - Для того чтобы доказать равенство треугольников BAD и CDA, что достаточно установить?

Ответ учащегося: - Что они прямоугольные, катет AD общий, а катеты АВ и CD равны как противолежащие стороны прямоугольника.

Учитель подводит итог: - Треугольники BAD и CDA равны по двум катетам, а из их равенства следует и равенство гипотенуз. Гипотенузы же есть диагонали прямоугольника. Теорема доказана.

Записи на доске при этом оформляются в следующем виде (см. табл. 3).

Таблица 3

5. Первичное закрепление изученного.

Для закрепления изученного учащимся предлагается сначала прочитать содержание п.54 учебника. Затем учитель отвечает на возникшие у ребят вопросы и предлагает записать результат решенной в учебнике задачи №24 в виде признака прямоугольника:

- Если у параллелограмма все углы равны, то он является прямоугольником.

Далее решаются задачи №25 и 26, для чего последовательно вызываются 2 ученика. Результат решения задачи №26 записывается в виде еще одного признака прямоугольника:

- Если у параллелограмма диагонали равны, то он является прямоугольником.

С помощью дополнительных вопросов к отвечающим учащимся повторяются и закрепляются изученные определение, свойства и признаки прямоугольника.

6. Домашнее задание.

На дом задается изучить содержание п.54 и решить задачи №27, 28 §6. Обращается внимание на то, что необходимо знать определение, свойства и признаки прямоугольника и уметь доказывать теорему 6.4.

Учащимся дается возможность ознакомиться с условиями задач №27 и 28, а также выяснить вопросы, связанные с выполнением домашнего задания.

7. Подведение итогов урока.

Итоги урока подводятся оценкой знаний отвечавших учеников и ответами на вопросы типа:

  • Что такое прямоугольник?
  • Какими свойствами параллелограмма обладает прямоугольник?
  • Какое свойство прямоугольника доказывается в теореме 6.4?
  • Сформулируйте признаки прямоугольника.

8. Резерв: дифференцированные задания.

После выполнения программы отмеченных выше этапов урока и при наличии времени могут быть использованы следующие дифференцированные задания:

  • Постройте прямоугольник по двум смежным сторонам.
  • Постройте прямоугольник по стороне и диагонали.
  • Постройте прямоугольник по диагонали и углу между диагоналями.
  • Постройте прямоугольник по заданным серединам всех его сторон.
  • Постройте прямоугольник, если заданы точка пересечения его диагоналей и две соседние вершины.