Урок изобразительного искусства в 7-м классе "Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Научить выполнять иллюстрацию к сказке.
  • Развивать интерес учащихся к творчеству ведущих художников детской книги.

Задачи:

  • обучать учеников умению передавать основные события сказки простейшими средствами между предметами и героями в рисунке. Формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла;
  • развитие воображения и мышления, творческих способностей учащихся и эстетического вкуса;
  • привитие любви к чтению книг, любви к сказкам А.С. Пушкина, воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви и интереса к искусству.

Оборудование

для учащихся: альбомный лист, простой карандаш, резинка, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.

для учителя: иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина художников-графиков, книга “Пушкин детям” Москва.Астрель.АСТ,2003 , “Сказки А.С. Пушкина”, Поэма “Руслан и Людмила”.

Зрительный ряд: копии иллюстраций Виктора Королькова к сказкам А.С. Пушкина, выполнение учителем изо.искусства Белковой Е.А.: “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о попе и его работнике Балде”, “Сказка о царе Салтане” (5 иллюстраций); картина-панно “У лукоморья…” художник Е.А Белкова.

Структура уроков

1 урок

<>I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вступительная беседа

1.С детства входит в жизнь каждого из нас поэзия А.С. Пушкина – это сказки. Перед вами портрет А.С. Пушкина (1799-1837гг.)

« Пушкин ….. давно принадлежит миру. Он как солнце, которое встаёт над каждой страной- раньше или позже», так сказала известная болгарская поэтесса Элисавета Багряна.

Кто не знает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»?

«У лукоморья…»

(Показ на стену, где висит панно «У лукоморья …» художник Белкова Е.А.)

«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный
Все ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка, там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дом видений полоны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идёт , бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух … там Русью пахнет!

Одной из самых близких и любимых для детей вещей всегда была книжка с картинками. Каких только книг не выпускают в типографии. Книга не только источник знаний, но и предмет искусства, доставляющий эстетическое наслаждение. Художники – графики по-разному решают не только конструкцию своей книги (книжки-раскладушки, книжки- гармошки), но и иллюстрации.

Иллюстрация – это произведение искусства.

2. Иллюстрация (от лат.) – наглядное изображение, описание картины. Рисунки в книгах и есть иллюстрации. Это один из видов графического искусства. От общего художественного замысла зависят те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные и черно-белые иллюстрации, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники по-разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, красочной буквицы, иллюстрации и другие элементы книги раскрывают её содержание.

Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с иллюстрациями к сказкам А.С. Пушкина и нарисуем иллюстрацию. Перед Вами копии иллюстраций художника Виктора Королькова к сказкам А.С. Пушкина, выполненные мною, то есть срисованные с этой книги «Пушкин детям».

Скольких замечательных художников, скульпторов, композиторов вдохновлял и продолжает вдохновлять поэт на произведения, которые сами по себе стали бесценным достоянием искусства.

III. Викторина «Портреты героев сказок».

Прежде чем приступить к нашей теме, давайте проведем викторину.

«Портреты героев сказок»:

1) Чей это портрет? Как называется сказка?

«…Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».

(Царевна - мачеха.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

2) А это о ком сказано? В какой сказке?

«…Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого».

(О царевне в той же сказке)

3) Кто это такой? В какой сказке вы о нем читали?

«… В сарачинской шапке белой
Весь как лебедь поседелый…»

(Звездочёт. «Сказка о золотом петушке»)

4) Кто же это такая, разнаряженная? Из какой сказки?

«… В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

(Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»)

5) В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

«…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит»

(Царевна – Лебедь «Сказка о царе Салтане…»)

- Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы викторины. Рада, что вы хорошо знаете сказки, значит, читаете и любите произведения А.С. Пушкина.

- Я тоже люблю Пушкина, еще в детстве буквально зачитывалась сказками, а в педучилище выбраладля дипломной работы тему «Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина».Любимая моя сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

IV. Галерея иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина

А теперь давайте рассмотрим копии иллюстраций художника Виктора Королькова к сказкам А.С.Пушкина, выполненные мною вот с этой книги «Пушкин детям».(показ книги)

Показ иллюстраций, представленных на доске.

«В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне – Лебеди».

А теперь вспомним о чудесах в сказке.

«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей».

1.

«…под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поёт
При честном при всем народе:
Во саду ли,в огороде».

2.

«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны как на подбор;»

3.

«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь – то говорит,
Будто реченька журчит»

А какие сказки вы узнали еще?

«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

«Вдруг шатер
Распахнулся … и девица,
Шамаханская царица,
Вся, сияя, как заря
Тихо встретила царя.»

(«Сказка о золотом петушке»)

«Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Жил–был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой - какого товару
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда?»

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Теперь обратим внимание на галерею иллюстраций других художников: И. Билибина, В. Конашевича, В. Серова, Т. Мавриной к сказкам А.С. Пушкина.

Какими разными средствами пользовались художники у каждого свой стиль, своя манера иллюстрирования. Цветом, рисунком выражается настроение, отношение художника к событию или герою. Посмотрите и сравните их. Одним нравиться манера одного художника более реалистичная, натуральная, другим – более сказочная, фантастическая, и то и другое хорошо. Хорошо, что в искусстве существует многообразие.

V. Постановка художественной задачи

Сегодня вы попробуете нарисовать свою иллюстрацию к любимой сказке А.С. Пушкина. Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.

Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции и словесное рисование поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

VI. Самостоятельная творческая работа учащихся

«Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина».

Звучит музыка Н.А.Римского-Корсакова из оперы «Сказки о царе Салтане».

Подумайте, как нужно расположить лист вертикально или горизонтально?

Простым карандашом учащиеся намечают композицию рисунка иллюстрации.

VII. Индивидуальная работа учителя с классом

Во время творческой работы учитель наблюдает, чтобы учащиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами. На этом этапе урока учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь, поддерживает их творческие стремления, предлагает активно заполнять плоскость листа.

VIII. Подведение итога урока

Д.\З. Принести материалы: цветные карандаши или кисти, акварельные краски (гуашь).

Приложение (второй урок)