Урок математики в 4-м классе (система Л.В. Занкова) "Сложение дробей с разными знаменателями"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Научить складывать дроби с разными знаменателями.
2. Обобщить и систематизировать знания о дробях.
3. Совершенствовать вычислительные навыки, навыки самостоятельной работы.
4. Развивать память, внимание, логическое мышление, умение делать обобщающие выводы.
5. Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Оборудование: учебник «Математика» 4 класс, авторы И.И. Аргинская, Е.И.

Ивановская, мультимедийный проектор, тетрадь «Математика» № 2, 4 класс, авторы Е.П. Бененсон, Л.С.Итина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Учитель: Чему мы учимся на уроках математики?

Дети: Развивать внимание, память, логическое мышление.

Учитель: Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке. А внимание особенно.

- Скажите, какое сегодня число?

Дети: 19 января.

Учитель: Давайте устроим праздник числу 19 и расскажем всё, что вы знаете о нём.

Дети: - Это число натуральное, т.к. стоит в натуральном ряду чисел на 19 месте.

- Оно двузначное, потому что при записи этого числа используется две цифры.

- Оно нечётное, т.к. не делится на 2.

- Это число целое.

- Оно количественное

- В нём 1 десяток и 9 единиц.

- Предшествующее число 18, а последующее 20.

Учитель: Какой сегодня день?

Дети: Девятнадцатый.

Учитель: Что можете сказать о нём?

Дети: Это число порядковое.

На доcке: / /

Учитель: Что скажите?

Дети: Это палочки.

Учитель: Какие?

Дети: Прямые, параллельные, ровные.

Учитель: Как с помощью трёх палочек можно получить число 19?

(Дети у доски пробуют подставлять палочки)

На доcке: XIX

Учитель: Какую нумерацию получили?

Дети: Римскую.

Учитель: Запишите в тетради число 19, используя римскую и арабскую нумерацию.

(Дети записывают в тетради 19 - XIX)

Учитель: Замените число 19 суммой разрядных слагаемых. (19 = 10+ 9)

А теперь проведём арифметический диктант.

(Один ребёнок работает на специальной доке, маркером)

Запишите число, в котором:

- 19 десятков (190)
- 19 сотен (1900)
- 1 сотня и 9 единиц (109)
- 9 десятков и 1 единица (91)
- 9 сотен и 1 десяток (910)
- 9 сотен и 1 единица (901)

Посмотрите на числа, которые вы записали и проверьте их с доской. Все ли согласны?

Скажите, что общего в этих числах?

Дети: При записи этих чисел использовались цифры 1, 9, 0

Учитель: Какое число лишнее?

Дети:

- 91,т.к. оно двузначное.

-1900, т.к. оно четырёхзначное.

Учитель: Скажите, какую часть составляет 19-е число от всего месяца?

Дети: 1/31

Учитель: Скажите, какую часть составляют 19 прожитых дней от всего месяца?

Дети: 19/31

Учитель: Чем интересны полученные числа?

Дети: Это числа дробные.

Учитель: Что вы можете рассказать о дробных числах?

Дети: Дробное число состоит из числителя и знаменателя. Числитель, показывает, сколько равных частей взяли. Знаменатель, показывает, на сколько равных частей разделили целое.

Учитель: Сравните эти дроби.(1/31 < 19/31)

Почему?

Дети: Если надо сравнить дробь с одинаковым знаменателем, больше та дробь, у которой числитель больше.

Учитель: Какие равенства можно записать с этими дробями?

Запись на доске и в тетрадях:

1/31 +19/31 =20/31 20/31 -1/31 =19/31
19/31 +1/31 =20/31 20/31- 19/31= 1/31

III. Физминутка.

IV. Новый материал.

1. Работа с учебником с 110, № 267.

Учитель: Сравните суммы:

2/7+4/7 2/7+3/14 3/18+5/9 2/5+3/5 7/8+5/8 2/3+5/21

- Разделите их на две группы и укажите признак деления на группы.

(Группы появляются на доске с помощью компьютера)

1 группа 2 группа
2/7+4/7 2/7+3/14
2/5+3/5 3/18+5/9
7/8+5/8 2/3+5/21

Дети: В первой группе суммы дробей с одинаковыми знаменателями, а во второй – суммы дробей с разными знаменателями.

Учитель: Какая группа у вас не вызывает трудностей? Почему?

Дети: 1 группа, т.к. мы такие дроби уже умеем складывать.

(Дети самостоятельно решают 1 группу и записывают её в тетрадь)

Учитель: Почему 2 группа вызывает затруднения?

Дети: Мы не умеем складывать дроби с разными знаменателями.

Учитель: Значит, мы сегодня с вами будем учиться складывать дроби с разными знаменателями. А кто-нибудь уже догадался, что нам может пригодиться для решений этих выражений?

Дети: Нам надо вспомнить основное свойство дробей: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, получится дробь равная данной.

Учитель: Значит, что мы должны сделать?

Дети: Привести дроби к общему знаменателю.

(Решается 2 группа на доске с объяснением и комментированием)

Учитель: Ребята, сделайте вывод, как сложить дроби с разными знаменателями.

Дети: Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, надо привести их к одному знаменателю, т.е. умножить числитель и знаменатель на одно и то же натуральное число.

(Дети делают вывод, и он выносится одновременно на доску с помощью компьютера)

V. Закрепление материала.

(Задача на доске. Используется компьютер.)

Задача.

К чаю, мама подала рулет, разрезанный на 5 равных частей и торт, разрезанный на 10 равных частей. Брат съел 2 куска торта, а сестра 3 куска рулета. Сколько всего торта и рулет съели дети?

Учитель: Прочитайте задачу. Что нам известно?

Дети: К чаю, мама подала рулет, разрезанный на 5 равных частей и торт, разрезанный на 10 равных частей. Брат съел 2 куска торта, а сестра 3 куска рулета.

(На доске чертится схема к задаче)

Рулет

         

Торт

                   

(Дети самостоятельно записывают в тетради решение, а один учащийся у доски. Затем ребята проверяют решение задачи)

Учитель: А теперь я ещё раз хочу посмотреть, все ли дети научились складывать дроби с разными знаменателями. предлагаю вам заполнить нашу корзину цветами. У вас на партах лежат цветы, на которых написаны математические выражения (сложение дробей с разными знаменателями). Вы должны их записать в тетрадь и решить. Помните, что красота и полнота нашей корзины зависит от количества правильных ответов!

(Дети самостоятельно решают математические выражения) После решения.

Учитель: Что вы заметили?

Дети: На цветке получились одинаковые результаты.

Учитель: Давайте соберём цветы в нашу корзину. Выйдете те, у кого получился ответ 5/6.

(Дети выходят с цветками красного цвета и с помощью магнитов прикрепляют их к корзине)

Учитель: А теперь выйдут те, у кого получился ответ 7/9.

(Дети выходят с цветками голубого цвета и с помощью магнитов прикрепляют их к корзине)

Учитель: А теперь выйдут те, у кого получился ответ 5/8.

(Дети выходят с цветками розового цвета и с помощью магнитов прикрепляют их к корзине)

Учитель: Посмотрите, какой прекрасный букет у нас получился! Я дарю его вам за прекрасную работу на уроке.

VI. Итог урока.

Учитель: Чему научились на уроке?

Дети: Складывать дроби с разными знаменателями.

Учитель: Какое математическое свойство вам пригодилось для решения этих выражений?

Дети: Основное свойство дробей: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже натуральное число, получится дробь равная данной.

Учитель:

На уроке потрудились,
Многому вы научились!
Дроби в жизни так важны
Вы, ребята, молодцы!

Спасибо за урок!

Презентация к уроку