Проблемные ситуации и пути их создания на уроках литературного чтения. 2-й класс. "Начальная школа ХХI века", система Виноградовой Н.Ф

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Ведущие задачи урока:

  • познакомить учащихся с новым понятием жанра- познавательная сказка;
  • помочь в освоении позиции читателя – исследователя;
  • формировать умения исследовать внутренний мир героя и автора.

Время проведения: 2-я четверть, 21.11.07 г

Возраст учащихся: 2-й класс (9 лет)

Количество часов: 1 час (из трёх)

Цель урока. Помочь детям открывать “тайны неизвестного” через чтение произведений художественной литературы.

  • развивающий аспект: развивать речь учащихся; умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения
  • воспитательный аспект: воспитывать интерес к родной природе; вызывать интерес у школьника к содержанию произведения и развивающимся в тексте событиям
  • познавательный аспект: формировать общеучебные умения осознанного , правильного и выразительного чтения

Тип урока: проблемный

Используемая учебная литература:

  1. “Начальная школа ХХI века”, Вентана Граф, 2 класс,
  2. 1-я часть учебника “ Литературное чтение”, стр.123-127
  3. Рабочая тетрадь № 1 “Литературное чтение”, стр.59-60
  4. Сборник стихотворений Ф.И. Тютчева

Оборудование. Иллюстрации к произведению; nворческая тетрадь, цветные карандаши, “поздравления от Морозко” - 20 штук; загадки о “Морозе”, толковый словарь, эпиграф к изучаемой теме урока, отрывки из стихотворения Ф.И. Тютчева, 2 фломастера, 2 листа (А3) для моделирования обложки, несколько цветных кругов, прямоугольников, квадратов, треугольников.

I. Оформление доски

I. Речевая разминка

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать.

Вот и проведём такой тренинг.

1. Представьте , что

Странная звёздочка с неба упала
Вам на ладошку легла, не растаяла.

Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки! (Повторите 3 раза)

2. Обратите внимание на доску.

На доске записано одно и то же предложение, но в каждом предложении одно слово выделено ярким цветом. Ваша задача произнести чётко за мной предложение, каждый раз делая ударение на выделенном слове.(см. оформление на доске)

II. Проверка домашнего задания

- Откройте рабочую тетрадь №1 на стр.65-66 и расскажите, как выполнили задания к сказке “Снегурочка” и сказке “Девочка Снегурочка” автора В.И. Даля.

Зад.№1 - Как начинается каждая сказка?

Зад.№2 - Какие слова вы вписали в абзац, описывающий, как дед и баба лепили Снегурочку?

- Какой суффикс помог вам узнать, что Снегурочка была маленькая? (- к-: ручКи , ножКи, головКу )

Зад.№3 - Сравнив 2-е сказки, какое вы нашли сходство и различие?

Сходство: Различие:
Главный герой Снегурочка Авторская сказка“ Девочка Снегурочка”
Старик и старуха “Снегурочка” - рус. народная
Подружки Вернулась домой -
Похожи началом – зачин Растаяла и превратилась в облачко.

Итог: - Какой же вы представили Снегурочку? Прочитайте свои записи(2-3 человека)

III. Актуализация опорных знаний

- Вспомните, над каким большим блоком мы сейчас работаем на уроках литературного чтения? ( “ Снежок порхает, кружится…”)

Литературная викторина.

Вы готовы проверить себя, свою память?

- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.

- Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки.

  • “Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: “ Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”. (Рус. нар.сказка “Дети Деда Мороза” )
  • “… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым , холодным одеялом накрывает он поля” ( рассказ автора Иванова “Каким бывает снег” )
  • “…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…” (Рассказ, автор Пришвин, “Деревья в лесу”)
  • “… Однако старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко , пригрело горшочек, и снег стал таять…,пищит что-то в горшочке…,девочка, беленькая ,как снежок, и кругленькая, как комок…” (авторская сказка, Даль В.И., “ Девочка Снегурочка”)
  • “Снежок порхает, кружится,
    На улице бело,
    И превратились лужицы
    В прозрачное стекло”. (Стихотворение автора Александрова “Зима”)

(По числу набранных фишек выявляется САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ в классе.)

IV. Определение темы и цели урока

- Приготовьте учебник “Литературное чтение”, откройте на стр.123 и рабочую тетрадь № 1 – стр.59

Если трудный вопрос
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.

- Назовите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (Эдуард Шим)

- Как называется произведение? (“Всем вам крышка”)

- Слышали ли вы когда – нибудь такое выражение? Когда так говорят?

- О чём может быть содержание этого произведения?

- Выскажите своё мнение. (Дети высказывают всевозможные варианты предположений)

Высказывания детей.

Никита: “Может в этом рассказе речь пойдёт о какой- нибудь ссоре? И нам вовсе не нужно его читать. ведь мы и так часто наблюдаем ссоры”.

- Обратите внимание, имеются ли в учебнике иллюстрации к этому произведению? Может они помогут нам..

Вика: “А может, этот рассказ о зиме? На иллюстрации к произведению я вижу снег, реку, рыбок. Может Эдуард Шим решил показать, как мороз сковывает реки льдом, как крышкой?”

Кирилл: “А если на картинке зима, река, рыбки. Интересно, живут ли подо льдом рыбки ?”

- Мы услышали несколько интересных версий о содержании произведения.

Пришло время узнать, кто же из вас прав? Может, действительно, ответ спрятан в произведении?

И не зря эпиграфом нашего урока стали эти замечательные слова (на доске : “Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще…”).

И наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными .

Итак, ищем ответ на проблемный вопрос Кирилла:

“Есть ли зимой жизнь под водой?”

- Я предлагаю вам начать поиск ответа на вопрос через игру “Догонялки”

Правила игры: глаза - спортсмены, а карандашик в руке - спортивный судья.

Я буду читать, а вы старайтесь не отстать от меня, важные для ответа места подчёркивайте.

V. Проверка восприятия

- Понравилось вам это произведение? Чем?

- Когда вы волновались, переживали?

- К какому жанру оно относится?

- Кто главный герой этой сказки?

- Морозко молод или стар? Почему так решили?

- Нашли ли вы ответ на проблемный вопрос: “Есть ли зимой жизнь под водой?”

Подтвердите ответ чтением эпизода из текста.

Теперь вы разобрались, почему Эдуард Шим дал такой заголовок своему произведению “Всем вам крышка” ? Почему?

- К какому жанру относится это произведение?

- А как бы вы озаглавили эту сказку?

- Что автор хотел вам рассказать ? (Что и подо льдом зимой жизнь продолжается.)

- Хотя и злился Морозко, закрывая водоёмы крышкой, пугая обитателей, но испугались ли они его ?

Итог: все водоёмы, начиная от неглубоких лужиц, и до глубоких рек, озёр покрываются зимой корочкой льда разной толщины. Это только помогает подводному миру сохранить себя.

- А можно ли эту сказку назвать познавательной? Почему?

Примечание: видите , какой интересный приём выбрал автор Эдуард Шим, чтобы рассказать вам о том, что и зимой жизнь подо льдом не прекращается.

Словарная работа:

- Какие необычные слова вы услышали? Назовите.

- Где можно узнать значение этих слов? (На стр.126)

Физминутка.

- Отдохнём вместе с Морозко.

А сегодня у Зимы новоселье,

С вами мы приглашены на веселье (дети вытягивают руки вверх, в стороны).

Дом построен изо льда (дети стучат кулачком сверху кулачка).

А какой нижины? (Хором) Вот такой нижины (приседают).

А какой ширины? (Хором) Вот такой ширины (разводят руки в стороны).

VI. Работа с иллюстрацией к тексту. Поисковое чтение

- Найдите строчки, которыми бы вы подписали иллюстрацию.

- Кого пугал Морозко? Подтвердите словами из текста.

- Смог ли он справиться с подводным миром? Докажите словами из текста.

- Изменилось ли ваше мнение о Морозко?

Вывод: Да. Сначала - злой. А потом мы поняли, почему он так поступал: молоденький был Морозко, неопытный, потому и запугивал всех. А на самом деле, делая крышку, таким образом согревал от замерзания подводный мир.

А старый Мороз это знает: он дозором обходит владенья свои.

VII. Работа в “Рабочей тетради №1” на стр. 59, зад.№1, зад.№2

- Как вы дописали предложения?

VIII. Самостоятельное чтение произведения К. Ушинского “Мороз не страшен”

- Я предлагаю вам самостоятельно прочитать произведение Константина Ушинского “Мороз не страшен”

1. Проверка восприятия:

- А это произведение вам понравилось? Чем?

- К какому жанру оно относится?

2. Моделирование обложки. (2 ученика у доски)

3. Выполнение заданий к прочитанному тексту “Мороз не страшен”

- Как дети встретили зиму? Найдите ответ в тексте.

- Как Зима пугает детей? Прочитайте.

- Рассмотрите иллюстрацию .

- Подходит ли она к тексту? Докажите.

4. Работа в “Рабочей тетради №1”, стр. 60, зад. №1, зад. №2, зад. №3.

Итог: Что интересное узнали на уроке?

  • Под водой, затянутой льдом, есть жизнь.
  • Лёд сохраняет тепло.
  • Прорубь пробивают на реках. озёрах для того, чтобы под лёд поступал кислород.
  • Холод и мороз не страшен ни животным, ни насекомым, ни жителям подводного мира, ни людям.

“Награждалки”

Вы очень хорошо и внимательно исследовали оба текста, разрешили все возникшие версии и доказали свои ответы чтением отрывков из изучаемых произведений. Спасибо за урок, дети! Получите призы от самого МОРОЗКО (раздала поздравления).

IX. Творческая минутка

(На доске)

Выпал ___________,

Зима настала.

И ______________

Скучно _________.

Он отправился ___________,

Рыб, улиток ______________.

Я вижу, что вы очень талантливые ученики : умеете наблюдать, искать ответы на возникшие вопросы, сочинять стихотворения! Молодцы! Значит из вас вырастут настоящие лю-бо-зна-тель-ные исследователи, которые многое замечают, много зают и умеют.

X. Чтение отрывков из сборника Ф.И. Тютчева. (читают подготовленные ученики)

Природа - не слепок, Будь наблюдательней немножко,
Не бездушный лик. И сам тогда увидишь ты,
В ней есть душа, Как много в мире красоты.
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык!

XI. Домашнее задание: (заранее записано на доске)

1 уровень: стр. 123 – 126, выразительно уметь читать;

2 уровень: стр.123 – 126, выразительно читать, Т№ 1, стр.59 – 60, зад. № 3*

3 уровень: учебник, стр.127, зад. № 4*, Т № 1,стр. 59 – 60.

Внимательно просмотрите домашнее задание и запишите то, которое вас больше всего заинтересовало

XII. Книжный ряд

Перед вами небольшая выставка произведений о зиме разных авторов.

Кого заинтересовали книжечки, можете посмотреть и взять такую в школьной библиотеке.

Урок заканчивается хоровым пением песни “Кабы не было зимы…”