Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему "Если хочешь быть здоров"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формирование у ребёнка ценности здорового образа жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья,
  • расширение знаний и навыков, учащихся по гигиенической культуре,
  • воспитание человека, который умеет заботиться о своем здоровье.

Эпиграф: «В здоровом теле – здоровый дух».

- Самое дорогое у человека – это его здоровье. Мы веселы и красивы, потому что здоровы. Сегодня мы поговорим о том, как сохранить своё здоровье, укрепить и улучшить его. Организм человека – это сложная система, которая имеет показатели, свидетельствующие о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку. Здоровье – самое большое богатство человека. Недаром говорят: «здоровый нищий счастливее больного короля».

О здоровье сложено много пословиц. Несколько из них у меня на доске, но прежде чем прочитать, их нужно собрать по цвету.

1) Болен – лечись, а здоров – берегись.
2) Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
3) Здоровье не купишь – его разум дарит.
4) Чистая вода – для хвори беда.

- Как вы понимаете эти пословицы?

- Ребята, вам было задано на дом найти пословицы о здоровье. Какие пословицы вы нашли? (Чтение пословиц учащимися). Молодцы, продолжаем.

 - Есть свод правил, которые помогают человеку вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в учёбе, труде и в жизни.

I. правило: Правила личной гигиены.

- Чтобы наше тело было здоровым, красивым, нужно о нём заботиться и содержать в чистоте. Что же нуждается в тщательном и постоянном уходе, вы узнаете, разгадав кроссворд.

1) Что помогает определить, тёплый или холодный предмет, гладкая или шероховатая поверхность? (кожа)

2) Два братца через дорогу живут, друг друга не видят. (глаза)

3)

Тридцать два весёлых друга,
Уцепившись друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки. (зубы)

4) Что помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов. (нос)

5) Что защищает кончики пальцев от различных травм и повреждений? (ногти)

6) Они бывают прямые, кудрявые, волнистые, длинные, короткие, рыжие, чёрные, русые, (волосы)

7) Пение птиц, музыку, речь нам помогают слышать органы слуха, которые называются… (уши)

- Глаза являются главными помощниками человека. Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие прекрасные, чистые, огромные, весёлые они у вас. А какого цвета глаза у вашего соседа? Давайте поговорим о правилах бережного отношения к глазам. Какие вы знаете? (я дополняю на плакате)

- Если глаза устали, можно сделать специальную гимнастику для глаз.

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их, (5 раз)
2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз (10 раз)
3. Вытяните вперёд руку, следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. (5 раз)

Поговорим о зубах:

 - Когда малышу исполняется 2 года, у него полностью прорезаются зубы. Это молочные зубы. Они постепенно выпадают и появляются постоянные. У каждого зуба есть свой корень. Зуб окружает десна. Зубы и дёсны нужно содержать в чистоте и раз в год обязательно показывать доктору. Помните: красивые зубы – красивая улыбка. А сейчас я вам расскажу, как правильно чистить зубы. Верхние зубы нужно чистить сверху вниз, нижние – снизу вверх, а также слева направо, справа налево и изнутри. Чистить зубы необходимо 2 раза в день: утром и вечером. После еды нужно обязательно прополоскать рот.

 - А как ухаживать за кожей, волосами, ногтями, ушами и носом? (ответы детей)

А сейчас, ребята, посмотрите на эту девочку, её нарисовал один неграмотный художник. Какие правила личной гигиены она не соблюдает? (на картинке неряшливая девочка) Обратите внимание на одежду девочки, на осанку девочки (вспомнить как сидеть за партой)

ФИЗМИНУТКА: Буратино потянулся…

- Для того, чтобы мы всегда были чистыми, ухоженными, мы пользуемся предметами личной гигиены. Посмотрите на эти предметы на картинках. Скажите, какие из них являются предметами индивидуального пользования, а какими могут пользоваться все члены вашей семьи? (на доске: мыло, мочалка, ножницы, шампунь, зеркало, зубная щётка, расчёска, полотенце, зубная паста, носовой платок)

II. Правильное питание.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

Ребята, нам принесли письмо от Карлсона и вот, что он пишет:

«Здравствуйте, друзья! своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси- колу. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон.

- Как вы считаете, скоро ли поправится Карлсон? Верно ли Карлсон составил своё меню?

Какие продукты должны входить в наше меню вы узнаете, разгадав загадки:

1. Очень вкусный сочный фрукт.
На букву Я его зовут. (Яблоко)
2. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
3. Сидит девица в темнице – коса на улице. (Морковь)
4. Не бьёт, не ругает, а от него плачут. (Лук)
5. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
6. Вверху зелено. Внизу красно,
В землю вросло. (Свёкла)
7. Сидит Ермошка на одной ножке,
на нём сто одежек: не шиты, не кроены, а весь в рубцах. (Капуста)
8. Черна, мала крошка, соберут немножко,
В воде поварят, кто съест, похвалит (Гречневая каша)

- Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть рационе ребёнка регулярно. Также мы должны кушать мясо, яйца, масло, рыбу, молоко, так как эти продукты содержат белки, углеводы, жиры и минеральные вещества. А наиболее подходящее блюдо для завтрака - это каша. Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Очень полезна гречневая каша, далее каша из овса, риса, манную кашу следует есть перед контрольной, соревнованиями, так как она очень калорийная.

А теперь я предлагаю немножко размяться и заодно проверить хорошо ли вы знаете овощи. Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов (корешки), надо присесть, если наземные (вершки)- встаньте на носочки и поднимите руки вверх. (Картофель, помидор, морковь, фасоль, репа, горох, тыква, редиска, огурец, редька, кабачок, сладкий перец).

Поиграли, сели, продолжаем:

 Несколько учащихся рассказывают это стихотворение наизусть.

III. Режим дня.

Когда кушать и гулять,
Ходить в школу, рисовать,
Спать ложиться и вставать,
Каждый должен точно знать.
Помогает нам, друзья,
В этом деле … режим дня.
О режиме дня нам расскажут ребята.
Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов,
Сделать лёгкую зарядку
И убрать свою кроватку!
Душ принять.
И завтрак съесть.
А потом за парту сесть!
Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!
Опасайтесь вы машин,
Их коварных чёрных шин.
На занятиях сиди
И всё тихо слушай.
За учителем следи,
Навостривши уши.
После школы отдыхай:
Но только не валяйся.
Дома маме помогай,
Гуляй, закаляйся!
Пообедав, можно сесть
Выполнять задания.
Всё в порядке, если есть
Воля и старание.
Соблюдаем мы всегда
Распорядок строго дня.
В час положенный ложимся,
В час положенный встаём.
Нипочём болезни нам –
Мы растём на радость мам! (хором)

- А кто из вас соблюдает режим дня?

 Учащиеся рассказывают о своём режиме дня. Поводим итог и составляем общий режим дня.

IV. Закаливание, спорт.

- Но и этого недостаточно для того, чтобы быть здоровым. Как вы думаете, что ещё нужно делать для укрепления здоровья? (заниматься спортом, закаляться)

- Кто из вас занимается спортом?

- Как нужно закаливать свой организм?

(Утром обтирайте тело влажным полотенцем, принимайте душ. Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая её холоднее, одевайтесь по погоде). ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА С ПЛАКАТА.

V. Итог

- Пришло время подвести итог сегодняшней беседы. Из данных прилагательных выберите те, которые характеризуют здорового человека.

Красивый
Сутулый
Сильный
Стройный
Толстый
Подтянутый

Ловкий
 Бледный
 Румяный
 Крепкий
 Неуклюжий
 Закалённый

- Помните, ребята, каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.

 ПРАВИЛА БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗРЕНИЮ.

- умываться по утрам
- смотреть телевизор не более 1 часа в день
- сидеть не ближе 3 метров от телевизора
- не читать лёжа
- не читать в транспорте
- оберегать глаза от попадания в них инородных предметов
- при чтении и письме свет должен освещать страницу слева
- расстояние от глаз до текста 30-35 см
- делать гимнастику для глаз
- укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

ЧТОБЫ СБЕРЕЧЬ ОРГАНЫ СЛУХА, НЕОБХОДИМО:

- защищать уши от сильного шума
- защищать уши от ветра
- не ковырять в ушах
- не сморкаться сильно
- не допускать попадания воды в уши
- если уши заболели, обратиться к врачу
- правильно чистить уши: намыленным пальцем
- мыть уши каждый день
- каждое утро разминать ушную раковину.

 Правила закаливания

- Закаливание следует проводить систематически
- Вставайте рано, всегда в одно и тоже время. Выполняйте зарядку и приступайте к водным процедурам.
- Очень сильное закаливающее средство – контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной.
- Рекомендуется и так называемые световоздушные ванны, доступные всем в любое время года, в любую погоду.
- Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на конь, на коньках, на лыжах.
- Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе. Играйте в подвижные игры. Помните: солнце, воздух и вода – самые верные друзья.