Воспитание интереса учащихся к изучению русского языка

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Дать понятие об отрицательных местоимениях.
2. Научить распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Тема нашего урока: «Отрицательные местоимения». На уроке мы познакомимся еще с одним видом местоимений, научимся распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать эти местоимения с предлогами. Но для начала я хочу предложить вам послушать одну историю из жизни писателя. Внимательно прослушайте ее и попробуйте определить, о ком идет речь.

Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел, остался ждать меня у дверей. Когда я вернулся, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного и маленького друга.

Внимательно прослушали? А теперь давайте поиграем в детективов и проведем расследование. Как вы думаете, кто преследовал писателя? Ваши предположения.

(Обычно дети говорят: щенок, котенок, тень и т.д.) Ребята! Я думаю, что вы никогда не угадаете. На самом деле это был кленовый лист. Дело происходило осенью во время листопада.

Почему нам трудно было выяснить, кто это был? Потому что в тексте вместо интересующих нас существительных были использованы местоимения, а они, как вы знаете, только указывают на предмет, но не называют его.

Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре. Они так называются, потому что употребляются вместо знаменательных частей речи, то есть вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного. Вот их визитная карточка.

(Учитель показывает плакат со словами и выразительно читает):

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна.
Я заменяю имена.

II. Повторение.

А теперь давайте вспомним, какие разряды местоимений мы изучили. Можете пользоваться таблицей. Проверим ваши знания на загадках:

  • Когда руки бывают местоимениями? (когда вы-мы-ты)
  • Какие местоимения мешают автотранспорту? (я-мы)
  • Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
  • К какому разряду относятся эти местоимения?

Пантомима.

Ребята, есть среди вас артисты? Кто сможет с помощью жестов и мимики изобразить фразеологизмы, написанные на доске?

Мы сами с усами (показывает учитель).

Рвать на себе волосы.

Намотай себе на ус.

Не верить своим глазам.

К какому разряду относятся местоимения, используемые во фразеологизмах?

III. Новый материал.

А теперь познакомимся еще с одним разрядом местоимений, с отрицательными местоимениями. Я хочу рассказать вам «Балладу о королевском бутерброде».

Король, которому захотелось к завтраку свежего масла, посылает королеву к придворной молочнице, а та в свою очередь отправлена к придворной корове. Корова дает молоко, молочница взбивает масло, когда же, наконец, король получил свое любимое свежее масло, он проявляет самую искреннюю радость. (Вывешивается плакат со словами, которые учитель выразительно читает).

- Никто, никто, - сказал
И вылез из кровати.
- Никто, никто, - сказал он,
спускаясь вниз в халате.
- Никто, никто, - сказал,
Намылив руки мылом.
- Никто, никто, - сказал он,
Съезжая по перилам.
- Никто не скажет, будто я
Тиран и сумасброд,
За то, что к чаю я люблю
Хороший бутерброд!

Какое слово в этом стихотворении является ключевым?

Конечно, - местоимение НИКТО. Без этого местоимения королю пришлось бы долго говорить, что ни королева, ни придворные, ни слуги, ни придворная корова не имеют основания обзывать его тираном и сумасбродом. Отрицательное местоимение НИКТО вобрало в себя всех — от королевы до коровы. Оно несет в себе отрицательный смысл. Такое же значение имеют еще несколько местоимений (учитель показывает на доску, где написаны местоимения: НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО и произносит их вслух).

Все эти местоимения называются отрицательными, потому что выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества. Образуются эти местоимения от вопросительных с помощью приставок НЕ и НИ.

Запишите их в свою тетрадь.

А теперь давайте поработаем с этими местоимениями. Присмотритесь к ним и попробуйте сказать, когда они пишутся с НИ, а когда с НЕ? (Вы правы, если ответили так: под ударением НЕ, а в безударной позиции НИ).

Присмотритесь к ним еще раз и скажите, как пишутся отрицательные местоимения с НЕ и НИ: слитно или раздельно? (Вы, конечно, без труда заметили: они пишутся слитно).

А всегда ли так бывает? Оказывается не всегда. Иногда между НЕ и НИ и местоимениями появляется предлог и требует раздельного написания и тогда получается три слова.

(Учитель вешает таблицу и работает с таблицей).

Откроем учебник и познакомимся с правилом (работа с учебником).

IV. Закрепление.

1. Игра-аукцион.

Ребята, сейчас мы поиграем и проверим, как вы поняли новую тему. Условия игры: вы должны назвать по одному отрицательному местоимению в любом падеже; каждый ответ будет фиксироваться ударом молотка. Один ученик должен будет правильно записывать названные местоимения на доске. Выиграет тот, кто назвал последнее слово, и тот, кто придумал наибольшее число местоимений. Ученик, работающий у доски, также получит приз, если слова будут записаны без ошибок.

2. Физкультминутка.

Все встали, спинки выпрямили, ручки вперед, поработали пальчиками, локотками, как петушки крылышками. А теперь наклоны головой. Сказали: да, да, да, нет, нет, нет.

Продолжаем наш урок.

3. Творческая работа «Предложения рассыпались».

Задание: на доске записаны концовочки предложений в виде отрицательных местоимений. Я читаю предложение, а вы должны его закончить, подобрав подходящие по смыслу отрицательные местоимения.

Если человек не получил нужного, то говорят, что он ушел...

Если вам что-то не нужно, вы говорите, что вам это...

Если людям напрасно влетает, они говорят, что пострадали ...

Когда вы от чего-то решительно отказываетесь, вы говорите, что это вам...

(ни с чем, ни при чем, ни за что ни про что, ни за что, ни к чему)

4. Проверка орфографических навыков.

Игра «В сказочном кафе»

Мы хорошо поработали, пора и отдохнуть. Я приглашаю вас в кафе «Ням-ням». Вы же любите бывать в кафе? Но это кафе необычное, сказочное. Список блюд представлен на доске. Меню из пяти блюд. Каждый из желающих познакомиться выбирает себе только одно понравившееся блюдо, выходит к доске и вставляет пропущенные орфограммы.

1. буль...н кури...ый с фр...кадельками
2. п...льмени
3. к..мпот алыч...вый
4. кисель клюкве...ый
5. пироги с печ...нкой

(Кто справился с заданием, получает «блюдо!»)

V. Подведение итогов.

На сегодняшнем занятии, ребята, вы познакомились с отрицательными местоимениями, научились распознавать приставки НЕ и НИ в этих местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами. На следующем уроке мы закрепим полученные знания.

Получите задание на дом: упр.425, правило.

Откроем учебники и посмотрим, кому не понятно это упражнение.

При подготовке к уроку я использовала сведения, полученные из различных изданий по занимательному русскому языку, публикаций журналов «Русский язык в школе», «Воспитание школьников», «Начальная школа».

Л.Н.Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика — люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо еще и знание учителем возрастных психологических особенностей детей и применение педагогом на уроках русского языка, разнообразных форм и методов обучения. «Разнообразие — добрый знак хорошего преподавания» - говорил Ф.И.Буслаев. Нельзя забывать, что занимательность, игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. Однако игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, а делать это усвоение прочным и интересным.