Воспитание личности учащегося в процессе обучения решению задач (на примере курса физики)

Разделы: Физика, Социальная педагогика


Воспитание – целенаправленный процесс, целью которого является формирование гармонической всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого учащегося.

Организация этого процесса опирается на научную картину процесса формирования личности, так как только при условии полного соответствия профессиональной деятельности социально – психологической природы данного процесса возможен высокий профессиональный результат. Так, скажем, хороший учитель физики, обучая учащихся решению задач, учитывает психолого-педагогические особенности учащихся и зоны актуального и ближайшего их развития.

Личность – это человек в его социальных связях и взаимных социальных отношениях, это член общества, подвергающийся воздействию среды, и сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Мера осознанности различна у каждого человека, но личностью становится постольку, поскольку функционирует как некая автономность в социуме и отдает себе отчет в своих отношениях. Личность каждого человека представляет собой очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и особенностей). Некоторые черты личности, как смелость, остроумие, сообразительность и т.д. могут быть и положительными, и отрицательными в зависимости от того, с какими из других черт они сочетаются в личности, образуя единое целое. Личность формируется всегда как целостное образование. Поэтому воспитание личности нельзя осуществлять как бы по частям, формируя сначала одну какую - то черту, затем другую и т.д. Человека нужно воспитывать как целостную личность, следя за тем, что формулирующееся при этом своеобразное сочетание различных черт, образовывало нравственную социально ответственную личность. И когда мы замечаем, что какая-то черта данной личности приобретает отрицательный характер, то воздействовать на эту черту, а также на совокупность свойств, связанных с этой чертой, а иногда на всю личность. Потому-то учителю имеет смысл глубоко изучать личность каждого ученика, ибо такое изучение даст возможность предвидеть, как поступит тот или иной ученик в экстремальной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных способностей этого ученика и что можно ожидать от него в будущем.

Таким образом, формирование и воспитание личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящие свои этапы, имеющие свои темпы, свою историю. Это движение длительное. Оно существует, пока в личности происходят изменения. Остановка формирования личности, следовательно, и воспитания – “гибель личности”; ведь способ существования личности в ее взаимодействии с социальным миром, когда она общается с другими учащимися, выражает свое мнение по поводу решения той или иной задачи на уроке, осмысливает ход решения задачи, оценивает значимость тех или иных путей решения задач и т.д.

Учитель в результате такого изучения личности учащихся сможет вполне правильно и обоснованно установить, в каком направлении следует вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого учащегося, какие стороны и черты личности учащегося надо укреплять и развивать, а какие изменять. Значит, главная задача воспитания - формирование и развитие учащегося как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цель воспитания предполагает следующее решение больших задач; умственного, физического, трудового и политехнического нравственного эстетического воспитания.

Обучение неразрывно связано с воспитанием и является средством воспитания учащегося. Так, физика, например, способствует умственному формированию прилежания, аккуратности и развитию логического мышления.

В процессе воспитания учащихся передается моральный опыт, приобретенный старшими поколениями, формируются высокие моральные качества. Активная жизненна я позиция. Учитель проводит с учащимися беседы о долге и чести, об отношении к общественной собственности, о дисциплине и трудолюбии. О воле, настойчивости, упорстве в достижении поставленной цели, о культуре поведения, ни заслуги в учебе, ни успехи в самодеятельности, ни занятость не могут быть причиной освобождения учащегося от общественных поручений.

Одна из серьезных ошибок в воспитании заключается в том, что воспитанник рассматривается как объект педагогического воздействия. Гуманистический подход к воспитанию предусматривает активное участие самого учащегося в воспитательном процессе. Он полноправный субъект, а не объект воспитательного воздействия. Целесообразная активность учащегося есть необходимое условие успешного воспитательного процесса. С точки зрения воспитания далеко не безразлично, какие методы обучения использует учитель. Воспитывает и дисциплинирует только такая деятельность, которая заставляет учащегося думать и самостоятельно принимать ответственные решения. Так, например, на уроке физики можно предложить учащимся самостоятельно принять решение о размещении электростанции в том или ином регионе. Учащиеся должны увидеть, почувствовать, как сложно принять то или иное решение. А для этого обязательно, как в приведенном примере, включать в занятия задачи с частично неверными данными (ведь они часто встречаются в жизни), задачи, допускающие лишь вероятное решение ( железная дорога не справляется с подачей вагонов, как ей помочь: ускорить погрузку или разгрузку, или, помогая дороге, чинить поврежденные вагоны своими силами или использовать другие средства транспорта); задачи с ограниченным временем решения задачи на обнаружение ошибки, задачи, в которых неясное, ошибочно истолкованное решение и многие другие.

Учащиеся всех возрастов любят решать задачи – загадки. А ведь их очень много в “ Занимательной физике” Я.И. Перельман. Например, с большим интересом решается следующая задача: Почему сдвинуть железнодорожный вагон с места значительно труднее, чем поддержать движение катящегося вагона?”

Оказывается, главная причина – в условиях смазки.

Или другой пример, когда выводы делают сами занимающиеся. При изучении физического вопроса “Методы регистрации ионизирующих излучений” во время самостоятельной работы учеников с текстом учитель дает задания выделить признаки и позволяющие сравнить приборы для регистрации элементарных заряженных частиц. Такое задание требует напряженной работы мысли, сознательно усвоения материала.

Добиться инициативного творческого отношения учащегося к изучению нового материала, к учебному труду – главная задача каждого учителя. Большую помощь в этом оказывают различные примеры активизации учащегося на уроках, семинарах, лекциях, высокая плотность занятий, загрузка каждого учащегося интересным делом. Как писал Л.Н. Толстой, для того, чтобы ученик хорошо учился, нужно, чтобы он охотно учился.