Работа психолога в школе с родителями по формированию родительской компетенции

Разделы: Школьная психологическая служба


Почему знания не перерастают в отношения, а из него в стиль поведения? Потому что воспитание, в отличие от обучения, процесс многофакторный. И такие факторы, как среда, близкое и далекое окружение, примеры успешной самореализации значимых людей – оказываются куда более убедительными, чем самые благие наставления и пожелания. Нужна нравственная среда, необходимо как воздух здоровое окружение – родные и чужие люди, общественное мнение, газеты, телевидение, которые его формируют – необходимо все то, что вместе и помимо с учителем, семьей несет нравственный заряд, убеждает в невозможности совершать дурное. Только где в сегодняшней России взять такую среду?

Еще 15-20 лет назад воспитывали всем миром, как могли. Публикации, песни, рассказы стариков и героическая символика, романы, реальные успехи и достижения и даже дикая война в Афганистане “работали” на воспитание.

Сейчас другое время, другие книги, другие песни, другие фильмы. Провести бы исследования взаимосвязи того, что смотрят и слушают наши дети по ТВ, с тем как они относятся к миру, какие модели поведения выбирают?

И разговоры о том, что если не хочется смотреть, то выключи, переключи на другой канал, бессмысленны. Это незнание или нежелание знать психологию подростка.

Основные задачи школы связаны с воспитанием, развитием, самоопределением ученика. Школа не является местом подготовки ребенка для учебы в высшем учебном заведении. Но все больше школьные учебные программы – это упрощенные вузовские.

По данным обследования учащихся 5-8 классов, на вопрос о том, что мешает вам в успешной учебной деятельности 44% - перегрузки, а ведущий мотив в учебной деятельности – 55% страх. По данным российских ученых, педагогов, медиков лишь 10% школьников признаются здоровыми, 40% имеют различные хронические заболевания, и каждый третий – психические и неврологические отклонения.

По данным медицинских карт учащихся МОУ “СОШ №7”, в 2003 году здоровых детей пришло 38%, а 2004 - 14% (дети, у которых нет медицинских показаний). В ДОУ №13, находится в нашем микрорайоне, в 2004 году здоровых детей было 35%.

Обследование детей 7-9 классов на факторы риска употребления ПАВ показало, что отдельные факторы имеют высокие показатели: отношение с родителями 60 -100%; контроль в семье 40 -70%; успешность ребенка 45-75%; жизненные ориентиры 45-70%; кризисные ситуации 40-65%; доступность ПАВ 55-100%; социально-психологический климат 35-80% и т.д.

Школа, урок, учитель остаются теми редкими явлениями нашей жизни, сталкиваясь с которыми ученик не просто встречается с культурными образцами, но и активно взаимодействует с ними, осуществляя свою ведущую деятельность. Это дает уроку, учителю уникальную возможность реализовать свою воспитывающую функцию эффективнее, чем специальное мероприятие. Всегда ли это возможно?

На урок, в школу ребенок приходит из семьи. А.Н.Острогорский писал “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живем”. Поэтому, сейчас, когда на ребенка влияет столько негативных факторов, необходимо показать родителям важность их взаимоотношений с ребенком, чтобы для ребенка семья была местом душевного благополучия, где он будет принят и признан, сможет свою значимость реализовать в жизни.

Именно поэтому в 2003 году на базе МОУ “СОШ №7” создан центр психолого-педагогической и социальной помощи семье “Доверие”.

Вопрос, который мы адресуем подростку:

-Почему

  • ты употребляешь ПАВ?
  • ты убегаешь из дома?
  • не справляешься со своими эмоциями?
  • испытываешь трудности в общении?
  • тянешься к дурным компаниям?
  • не любишь мир взрослых?
  • кончаешь жизнь самоубийством?

Не находит ответа.

Все это следствие, а причина в том, что взрослые и дети не умеют общаться, не умеют любить друг друга, не знают, как можно подружиться.

Было опрошено 300 подростков. На вопрос, с кем ты чаще общаешься, были получены следующие результаты:

  • мама 50%;
  • друзья 26%;
  • папа 15%;
  • кот 10%.

На вопрос: - Хотел ли ты, чтобы твои родители были друзьями для тебя, с которыми ты хотел бы поговорить на любые темы? – 92% ответили – да.

На вопрос: - Являются ли твои родители твоими друзьями?22% ответили – да.

Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска, но и благополучным семьям. Хотя в нашем современном мире, очень сложно определить границы благополучия семьи. Поэтому считаю, что работа необходима с семьями любой категории. И не нужно ждать, когда к вам придут за помощью. Помощь необходимо уметь оказывать. Надо учитывать интересы родителей; опираться на их жизненный опыт; обращаться к ресурсам семьи, не концентрироваться на ее недостатках.

Сопровождение семьи психологом начинается с родителей будущих первоклассников, через занятия с элементами тренинга. Занятия проходят по темам: “Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста”; “Психологическая и личностная готовность ребенка к обучению в школе”; “Формирование характера”; “Особенности развития детей старшего дошкольного возраста”; “Развитие у ребенка положительных эмоций и формирование адекватного поведения” “Обязанности родителей в воспитании ребенка” и т. д.

Эти занятия позволяют родителям, используя полученные знания, помочь ребенку в более эффективной подготовке к обучению в школе, изменить методы воспитания в семье, эффективно разрешать конфликты с ребенком.

Занятия с родителями неуспевающих детей, позволяют родителям увидеть ошибки в воспитании, которые влияют на не успешность ребенка, научиться, лучше понимать и чувствовать его.

Конференции “Роль отца в воспитании детей”, которые проводятся ежегодно, помогают осознать важность их общения с ребенком.

Круглый стол с родителями на тему “Как чувствует себя ребенок в семье, где пьют родители”, дал возможность увидеть родителям через рисунки детей, анкетирование, всю их боль, негодование, отчаяние, страх, агрессию.

Родительские собрания, проводимые в интерактивной форме: “Формирование дисциплины в условиях семьи”; “Права и нормы ребенка в семье”; “Подросток и родители. Конфликт в семье”; “Взаимодействие семьи и школы”; “Конфликт и пути его преодоления”;Потребности и псевдопотребности наших детей” и др., помогают родителям осознать важность своего влияния на развитие личности ребенка, открыто и честно, строить взаимоотношение с ребенком.

Данные формы являются предпочтительными, по сравнению с обыкновенной информационной системой, т. к. позволяет активизировать взрослых, преломить их жизненный опыт через раскрытие чувств, мыслей, желаний детей, смоделировать ситуации, которые возникают в их повседневной жизни, что поможет созданию условий для осознания своего поведения, своего отношения к ребенку.

Для того чтобы помочь родителям в решении проблем, в профилактики их взаимоотношений с детьми, необходимо взаимодействие специалистов. Наше взаимодействие – это совместная работа городского центра психологического сопровождения “Рост”, республиканского “Радость” и центра психолого-педагогической и социальной помощи семье “Доверие” МОУ “СОШ №7”

Родительское собрание
“Обязанности родителей в воспитании детей”

Цель:

  1. Познакомить родителей с типами семейного воспитания.
  2. Определить обязанности родителей с точки зрения педагогики, закона, морали и нравственности.

Участники: родители детей дошкольного учреждения, специалисты центра “Доверие” (психолог, социальный педагог), инспектор ЛОВД, администрация детского сада и воспитатели.

Подготовка: накануне собрание проводиться анкетирование по определению типов семейного воспитания и способов общения в семье родителей и детей ДОУ.

Ход собрания.

1)Вступительное слово психолога.

Каждый человек хочет иметь семью и жить в семье, иметь добрые открытые отношения. Но не каждый умеет это делать или не желает. Не всегда мы осознаем, насколько влияние семьи оказывается сильнее постороннего влияния.

Именно семья держит первенство и определяет, на сколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок, насколько уверен в себе и своих способностях, насколько он доброжелателен и равнодушен, значим, принят.

Когда ребенок видит, что мама и папа живут в любви, согласии и взаимопонимании, взаимоподдержке, считайте, что вы уже научили ребенка тому, чему никто другой не сможет научить. Став взрослыми, дети будут жить, и любить так, как вы это им показали на собственном примере.

Ведь каждую минуту изо дня в день они наблюдают за вами, впитывая ваше отношение ко всему окружающему: ваши суждения и манеру поведения, эгоистичность или бескорыстие, любовь или ненависть, несправедливость или честность. Проблемы детей – это проблемы их родителей.

А все это очень тесно связано с тем, как родители выполняют свои обязанности, слышали ли они о них, знают ли они их.

2) Работа с родителями в группах.

Родителям предлагается сесть за столы по цвету фигурок, которые они брали при входе в зал.

1 группа, исполняет роль родителей, они определяют обязанности родителей.

2 группа, исполняет роль представителей закона, они определяют обязанности родителей, которые определены законом.

3 группа, исполняет роль представителей образования, они определяют обязанности родителей с точки зрения педагогики.

Каждая группа представляет обязанности родителей, которые они рассматривали.

Представители закона, образования дополняют или оспаривают то, что определили родители.

3) Познакомить родителей с данными анкетирования (см. приложение)

4) Определить с родителями, что существуют обязанности морали и нравственности, не выполнение которых приводит детей к дезадаптации в социуме:

  • хвалить, доверять, не грубить, не лгать, не употреблять ПАВ, привить ребенку чувство собственного достоинства;
  • обнимать, целовать;
  • быть доступным (заботясь о будущем, родители забывают, о настоящем, что не живут ни в настоящем, ни в будущем);
  • признавать своего ребенка, развиваться, как родитель в соответствии с возрастом ребенка;
  • иметь авторитет в глазах своего ребенка. Все наказания – авторитарность. Авторитет – ребенок говорит правду и знает, что его поймут;
  • позволять ребенку быть активным;
  • обеспечить ребенку эмоциональный комфорт;
  • любить ребенка безусловной любовью.

5) В заключение собрания вручаются памятки родителям с советами.

Приложение

Стиль воспитания ребенка в семье.

  1. Стиль воспитания авторитарный с дефицитом доверия к ребенку и принятия его потребностей – 53%
  2. Стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент научить брать ответственность за себя и свои поступки – 39%
  3. Стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание – 8%

Способы общения в семье детей и родителей

1. Наказания происходят потому, что:
  • не слушается 83%
  • не желает что-то делать
  • вредничает
  • балуется
  • капризничает
  • плохо ведет
  • провинился
  • настаивает на своем
  • упрямство
  • не выполняет просьбы
  • раздражены родители
  • не понимает словесные угрозы
  • переступает грань дозволенного
  • напроказничал
  • игнорирует замечания
  • противоречит
  • взял без спроса
  • оговаривается

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда: 91%

  • не слушается 34%
  • капризничает 16%
  • сквернословит
  • обижает младших
  • балуется за столом
  • огрызается
  • нарушает запреты
  • натворит что-то
  • плохо ведет
  • делает наоборот
  • не делает того, о чем прошу
  • делает специально
  • я не могу справиться со своими чувствами
  • говорю, что выключи телевизор
  • не подчиняется
  • не понимает слов
  • не реагирует на замечания
  • когда дерется
  • кусается
  • не реагирует на просьбы

3. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку: 94%

  • ремень
  • угол 48%
  • шлепок 28%
  • просмотр мультфильма
  • лишить покупок
  • строго говорить
  • не разговаривать 13%
  • лишить удовольствий 13%
  • посадить на стульчик
  • разговаривать
  • не выполнять обещаний
  • по губам
4. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к своему ребенку?: 100%
  • ремень 13%
  • шлепок 27%
  • угол 44%
  • лишение удовольствий 13%
  • крик
  • не выполняю обещаний
  • строго говорю
  • уговорить (надо убеждать)
  • не разговариваю 14%

5. Можете ли вы в публичном месте ударить своего ребенка?:

  • да 13% (если не могу владеть собой 1)

6. Повысить на него голос?

  • да 77%

7. За что, в какой ситуации Вы можете ударить ребенка?:

52%

  • за неуправляемость
  • если он сам ударит
  • не слушается 19%
  • убегает далеко
  • за угрозу жизни
  • огрызается
  • если не может остановиться
  • дерется с мамой 6%
  • говорит: “ уйди”
  • когда доводит до истерики
  • когда невозможно договориться
  • вредничает
  • капризничает
  • при истериках
  • упрямство
  • когда обижает младшего брата

8. Что раздражает Вас в ребенке? 28%

  • это зависит от моего настроения
  • не послушание
  • не реагирует на мои просьбы
  • люблю больше жизни
  • не слышит, когда к нему обращаются
  • не усидчивость
  • когда говорит “сама”, даже если не может
  • выбирает сам себе одежду
  • балуется
  • нетерпелив
  • говорит “уйди” и дерется
  • плаксивость
  • закатывает истерики
  • когда ложимся спать, ребенок начинает просить есть, пить, в туалет и т.д.

9. Кто из родителей в вашей семье наиболее агрессивен: мама 47%; папа 16% бабушка 2%?