Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5-м классе "Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Сложносочиненное, сложноподчиненное предложение"

Разделы: Русский язык


Тема: Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения Сложносочинённое, сложноподчинённое предложения

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: В процессе работы над учебными элементами вы должны:
  • Показать знания словарных слов.
  • Знать алгоритм синтаксического разбора сложного предложения.
  • Уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении.
  • Сопоставлять структуры предложений разных типов.
  • Формировать первичные навыки построения схем.
  • Уметь конструировать сложные предложения по схемам.
  • Сравнивать сложные предложения и простые.
  • Систематизировать полученные знания.

Развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля

Внимательно прочти цель урока

УЭ-0

1.Чтение в начале урока. Деформированный текст. Расшифровали слова и обсудили в классе. (Приложение №1)

2. Мотивационная беседа. Анализ выполнения домашней работы.

 
УЭ -1

Цель: проверить знания словарных слов.

1. Запишите в тетради. Словарный диктант.

Дискуссия, кинотеатр, природа, спортсмен, терраса, территория, участвовать, капитан, рекомендация, кандидатура, выражать, поражать, отражать, карнавал, костюм, музей, бассейн, фонтан, ровесник, сверстник, тоннель, регулировщик, трибуна, стадион, футбол, матч, тренер, тренироваться.

Оценивает учитель

УЭ -2

Входной контроль.

Физминутка.

Цель: проверить умения различать простые и сложные предложения с союзом и; знаки препинания не расставлены.

1.1.Укажи простые предложения:

1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
2) Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.
3)Исчезают клочки снега и на свет выходит зелёная листва.
4) Я просыпаюсь часа в два ночи до зари и встречаю рассвет.

1.2. Укажи сложные предложения:

1)Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски.
2)Только кое-где вблизи упорно шептал и хлопал лист лопуха.
3)На берегу стоит бобровая хата и напоминает она стог сена.
4)Листья пожухли и шуршат при ветре.
5)Я нажала на дверь и она открылась бесшумно.

1.3. Выполните задание: Составьте из 2-х ПП сложное, 1П без союзов, 2П с помощью союза и, а. Составьте схему.

Утром шёл дождь. Уже через час трава высохла.

1.4. Запишите П., выделите основу и составьте схему. Чем отличаются П.?

Люди знают, что от частого употребления слова теряют силу.

1.5.Запишите по памяти сочинительные и подчинительные союзы. Если затрудняетесь, то обратитесь к §25-26, стр. 38-39.

(Союзы записаны верно-1балл, сошибкой-0баллов)

Задание оценивается в один балл.

Проверь себя по ключу.

Ответ:1)1,2,4.

Ответ:

2)3,5

Задание оценивается в один балл.

Предложения консультант записывает на доске. Для проверки.

УЭ -3

Цель: научиться формулировать и задавать вопросы по теме.

1.Фронтальная работа.

Задай вопрос другу.

 

УЭ -4

Цель: закрепить полученные знания и систематизировать их; отработать навык постановки запятых в СПП:

1.Запишите предложения и составьте схемы:

1.1.Я чувствовал, что город оставался у нас справа.

1.2.Когда мы уходили , щенок скулил около забора.

1.3.Забор затрещал, потому что мы навалились на него.

1.4.Он поражался, как быстро мама вязала кофту.

1.5. Трава появилась там, где сильнее пригревало солнце.

Задание оценивается в один балл за каждое правильное

Предложение.

УЭ -5

Цель: закрепить полученные знания синтаксического разбора. Предложение можно выбрать из §24-25-26 страница 37 -39.

Или записать П., предложенное учителем.

1.Наступила осень, и птицы потянулись к югу.

Задание оценивается в один балл.

Предложения консультант записывает на доске. Для проверки.

УЭ -6

Цель: научиться делать выводы.

1.Прочтите цели урока.

2.Достигли ли вы цели урока?

3. Оцените свою работу на уроке при помощи смайлика или рефлексии. Обсудим оценки: 10 - 12баллов –“5”,8-9 б. –“4”, 7-6б. –“3”, “2” не ставим, а работаем!

 

УЭ -7

Цель: научиться правильно выбирать и выполнять всё домашнее задание.

1.Выучи §24 - 26, страница 37 – 39. Составь схемы БСП, СПП,ССП, которые помогут тебе запомнить и понять материал.

2.Выполни упр. №277. 3.Проанализируй, почему у тебя “2” и сделай выводы.

 

Литература:

1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.5-9 класс. – М.: Дрофа,2002

2.Купалова А.Ю. . Русский язык. Практика.5 класс.- М.:Просвещение.1992

3.Угроватова Т.Ю.Подсказки на каждый день. Универсальная тетрадь. – Калининград.1994

4. Угроватова Т.Ю.Подсказки на каждый день. Тесты.- М.:,Владос,1998