Методическая разработка. Урок-сказка по теме "Блюда из круп"

Разделы: Технология


Цели:

  1. Научить учащихся варить манную кашу, дать представление о взаимосвязи продуктов.
  2. Развивать связную речь учащихся, память, мышление.
  3. Продолжать привитие гигиенических навыков во время приготовления пищи.

Наглядность:

  • различные виды круп,
  • молоко,
  • соль,
  • сливочное масло,
  • технологическая карта блюда “манная каша”,
  • плакат “химический состав различных круп”.

Оборудование:

  • электроплита,
  • кастрюля,
  • инвентарь,
  • ложка,
  • тарелка,
  • мерная посуда,
  • кружка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение и усвоение нового материала.

1. Сказка “Про кашу”:

Давным-давно существовал городок, где жили не люди, а блюда. Всем здесь жилось хорошо, кроме каши. Всех любили и суп, и компот, и котлеты, и даже картофельное пюре, не любили только кашу. Да и как ее было любить, то соленая, то сладкая, то жидкая, то пригоревшая, то полусырая.

Горевала-горевала каша и решила она пойти по свету счастье искать. Вот идет-идет каша по дороге, и наткнулась она на посудную лавку. Обрадовалась каша, что здесь можно отдохнуть и зашла в нее. А там видано - не видано посуды - и алюминиевая, и чугунная, и эмалированная, какой хочешь. Стала каша рассказывать посуде о своем горе, а посуда и говорит: “Мы тебе поможем! Для тебя не вся посуда подходит, только та, которая с толстым дном и ты в ней пригорать не будешь, выбери себе в друзья чугунную посуду, и будете друзьями”.

Отдохнула каша и пошла дальше, шла - шла и увидела огонь, поздоровалась с ним каша и рассказала о своем горе, а огонь и говорит: “Со мной тебе дружить надо и будешь всегда вкусной - ни горелой, ни сырой. Ведь я тоже хитрый. В начале я должен быть тихим -тихим до полного приготовления. И лучше бы тебе после меня укутаться в теплое одеяло и посидеть там до полного набухания”.

Посветлела каша от слов огня и пошла дальше. Шла - шла, увидела домик, а в нем жили вода и молоко. Зашла к ним каша и спрашивает, кого из них ей лучше в друзья взять. А они и отвечают: “Как посмотреть. Если варить вязкую и жидкую кашу бери молоко и воду, а если хочешь получить рассыпчатую, которая идет в гарнир, лучше воду. Можно конечно и одно молоко, но не забудь перед тем, как меня наливать в котел, на дно налей немного воды и дай ей закипеть, а затем налей молока и ты никогда не пригоришь”.

Поблагодарила каша и их. Пошла дальше, щла - шла, и увидела крупяную лавку. Зашла она туда, а там и рис, и пшено, и перловка, и даже крупа “Артек”. Усадили они кашу и стали расспрашивать про ее горе. Рассказала им все каша, а они ей говорят: “От нас многое Зависит, какой тебе быть. Засыпать нас надо только в кипящую воду, засыпать строго по норме для каждого вида каш”. - И подарили ей на память таблицу нормы закладки круп, да показали, чтобы она не забыла: манку- перед варкой нужно подсушить на листах в духовке, а гречку обжарить на сковороде без жира: “И ты будешь намного вкуснее”.

Попрощалась с ними каша и решила пойти домой, а впереди видит стоит теремок, а живут там сахар, соль и сливочное масло. “А” - думает каша - “Зайду туда, авось они что-нибудь посоветуют”. Зашла к ним в терем, обрадовались там гостье. Не знают, куда посадить ее, а потом и спрашивают какое у нее к ним дело. Выслушали кашу и говорят: “К нам-то тебе и надо было. Мы последний штрих к твоей вкусноте. Сахар и соль клади в жидкость, после закипания, да смотри строго по норме. А уж масло клади в готовую кашу, да не бойся, не зря в народе говорят: “Кашу маслом не испортишь”.

Вышла от них каша счастливая и направилась домой. Говорят с тех пор отбоя у нее не стало от клиентов.

Полюбили они ее. Да и не зря говорят на Руси: “Щи, да каша - пища наша”!

2. Беседа с........ Вопросы:

  • Из чего готовят каши?
  • Что такое крупа?
  • Какие продукты необходимы для приготовления каши?
  • Можно ли приготовить кашу из воды и крупы?
  • А почему берут другие продукты? Например, масло?
  • Назовите поговорки, сказки о каше.
  • Почему существует выражение: “С ним каши не сваришь”?

3. Грамзапись: отрывок из сказки Андерсена “Горшок каши”

Беседа с……... Вопросы:

  • О какой каше говорится в сказке?
  • Почему каша считается ценной пищей?
  • А вы, ребята, любите кашу? Ведь сегодня вы поучитесь сами варить кашу.

4. Практическая работа.

  • Ознакомление с инструкционно-технологической картой блюда “Манная каша”.
  • Повторение санитарно-гигиенических правил при работе на кухне, охрана труда и техники безопасности.
  • Выполнение работы по-бригадно.

III. Закрепление изученного материала.

Бригадиры отчитываются о работе своей бригады. Вопросы:

  • Какой посудой лучше пользоваться для приготовления манной каши?
  • Как приготовить кастрюлю, чтобы каша не пригорела?
  • Как следует варить кашу, чтобы не было комков?
  • Что следует знать и помнить при варке любой каши?
  • Когда и с чем подают кашу?

IV. Задание на дом:

  1. История происхождения крупы и блюд на их основе.
  2. Приготовить интересные рецепты любой каши.