Программа факультативного курса "Деловой этикет" (10–11-й класс)

Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11


В любом самом мелком, самом незначительном,
самом неприметном нашем поступке уже сказывается
весь наш характер: дурак и входит, и выходит,
и садится, и встает с места, и говорит,
и молчит, и двигается иначе, ежели умный человек.
Ж. Лабрюйер

Для успеха в жизни умение обращаться с людьми
гораздо важнее обладания талантом.
Д. Леббок

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «Культура» – понятием очень многозначным и емким: культура политическая, административная, правовая, массовая, духовная; культура управления, труда, производства, общения, поведения, речи, полемики и др. Названные сочетания слов, функционирующие в современном речевом общении, может быть, не всегда точно и полно определяют понятие, о котором идет речь, но сам факт их широкого употребления достаточно информативно характеризует нашу сегодняшнюю повседневную жизнь. В 1991 году Д. С. Лихачев, отвечая на вопросы журналистов: «Как сохранить себя нравственно? Как сохранить в себе доброту, отзывчивость? Как сохранить в человеке человеческое?, – сказал, – Культура, только культура может помочь нам. И в отсутствии ее – причина многих бед. У нас в упадке ныне и человеческая культура, и культура общения. Объединить нас может только высокая культура. Культура едина для всего человечества, всем она мила. Забота о культуре должна быть всеобщей. Нас спасет культура». Очень точный, лаконичный ответ, понятный людям разного социального положения, можно даже сказать, руководство к действию.

И сразу же появляется масса вопросов. Почему в государстве все еще нет долгосрочной концепции развития культуры? Почему до сих пор не создана общероссийская программа воспитания общества? Нужны ли правительству культурные граждане?

Воспитание культуры общения начинается детского сада, далее – школа, затем – ВУЗ. На занятиях, уроках, классных часах, утренниках детям говорят о правилах поведения в обществе. Новые знания, как правило, сообщаются без определенной системы, редко повторяются и вследствие этого учащиеся и студенты мало ознакомлены с нормами человеческого общежития. Хорошие манеры необходимы каждому. На первый взгляд, кажется, что любой человек может легко и быстро освоить все правила этикета. В определенной степени это так. Но самовоспитываться гораздо труднее, для этого мало знать, как себя вести. Необходимо применять эти знания на практике, применять систематически, и тогда они станут второй натурой. Это возможно, если каждым будет осознана насущная необходимость культуры поведения, освоен тот багаж знаний эстетики поведения, хороших манер, который накоплен человечеством. Помочь в этом должны уроки этикета.

Этикет, прежде чем стать таким, как сегодня, выдержал немалые изменения. Но основные правила остались те же, что и в знаменитом сочинении Эрзама Роттердамского Дезирия «О правилах хорошего тона», что в книгах Платона, Аристотеля, Декарта. Ибо фундамент этикета – воспитанность, вежливость, Уважительное отношение к себе и окружающим, желание сделать общение как можно более комфортным. Главные, лучшие традиции этикета остаются в своем освященном веками виде. Поэтому чувство меры, вежливость, тактичность, скромность, а главнее – искренняя благожелательность по отношению ко всем людям – вот качества, которые безотказно помогут нашим воспитанникам в любых жизненных ситуациях.

Именно на регулирование взаимоотношений людей в разных сферах труда и быта, на согласование личного и общественного интересов направлены правила общения. Они возникли, как ответ на потребность людей облегчить, организовать, упорядочить контакты, сделать их более полезными, красивыми, радостными. Соблюдение этих правил – проявление общей культуры человека.

Усвоить правила делового этикета поможет программа данного факультативного курса.

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов, материал изучается на более высоком уровне, в соответствии со спецификой возрастного и психологического развития старших школьников и их интересами.

Цель программы:

1. Создать условия для усвоения учащимися принципов делового общения, языковых особенностей научно-делового стиля речи, норм составления и оформления деловых документов.
2. Создать условия для повышения уровня культуры учащихся старших классов, получения ими необходимых знаний и формирования практических навыков делового общения.
3. Создать условия для воспитания социализированной личности.

Задачи программы:

1. Познакомить с языковыми особенностями делового стиля речи, нормами составления и оформления деловых документов, культурой делового общения.
2. Сформировать необходимые практические навыки делового общения
3. Расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемое богатство русской речи.
4. Организовать эффективную работу по предупреждению и устранению ошибок в деловом общении.
5. Воспитать социализированную личность.

Формы и методы работы

Программа курсов предполагает лекционные занятия, беседы, лекции – рассуждения, практические занятия, тренинги, игровые моменты, анализ коммуникативных ситуаций, анализ поступков, дискуссии, «круглый стол», доклады учащихся, информ-дайджест, состязание ораторов, занятия в компьютерном классе, тестирование, ток-шоу, практические конференции, устные журналы, игры с элементами драматизации, ролевые игры, практикум – соревнование, консультации психолога.

Актуальность темы

У современного человечества масса проблем, среди которых совершенствование человека, считаю, – одна из острых. Почему? Да потому, что все мы хотим жить по-новому. Лучше, зажиточнее и культурнее, чем раньше. А для этого мы и сами должны стать другими, учиться по-новому думать, трудиться, вести себя дома, в коллективе. В общественных местах. Да, учащихся надо учить культуре общения. В жизни ведь все взаимосвязано, какова нравственная атмосфера, таковы и настроение, и дисциплина, и даже результативность труда.

Большинство людей треть своей жизни проводят в различных коллективах, в которых их деятельность неразрывно связана с деятельностью других. Дружный, слаженный коллектив всегда и быстрее, и лучше выполнит свое дело, чем тот, в котором происходят частые конфликты, нет порядка в организации работы. Не потому ли иные идут на работу с легким, спокойным сердцем, а иные – с досадой, раздражением, которые неминуемо сказываются на результатах и их личного труда и труда всего коллектива?

Современная школа мало занимается проблемами социализации личности, социально – речевой подготовкой к жизни вне школьных стен. Ученики почти ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о морально – психологическом климате, об этике служебных отношений. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений остро необходимы начинающему работнику. Выпускники школ зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного сочинения.

Вот почему жизненно важно воспитать в учащихся основные качества, определяющие социальную ценность каждого члена любого трудового коллектива: глубокую благожелательность к людям вообще и строгую дисциплину в отношении к своим трудовым обязанностям. Поможет в этом проект данного факультативного курса. Основная функция русского языка – общение. На пороге взрослой жизни ребята должны знать правила служебного этикета, правила делового общения, правила поведения среди сверстников и преподавателей. Данный курс поможет научить детей вести деловой разговор, деловую беседу, оформить в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги. А это, в свою очередь, поможет ребятам успешно общаться с теми, кто будет принимать их на работу, кто будет их учить, наконец, с будущими коллегами. Кроме этого поможет выпускникам не чувствовать себя неловко в новой незнакомой обстановке, кроме того, человек, поминутно не задающий вопросов секретарю приемной комиссии, работнику отдела кадров о том, где поставить число, где указать свой адрес производит хорошее впечатление.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • вести деловой разговор, деловую беседу;
  • оформлять деловые бумаги в соответствии с нормами русского языка;
  • грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли, учитывая условия общения;
  • владеть основными речевыми умениями;
  • разбираться в способах конструирования высказываний;
  • более осмысленно относиться к правильному выбору слов;
  • соблюдать правила культуры поведения в обществе.

Структура факультативного курса

Деловой этикет

Часть 1 – Деловой стиль речи

Часть 2 – Деловые бумаги

Часть 3 – Культура делового общения

Первая часть курса знакомит учащихся с языковыми особенностями научно – делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях. Выполняя различные задания и упражнения, ребята научатся вести деловой разговор, деловую беседу; будут совершенствовать речевую и письменную грамотность.

Назначение второй части – научить учащихся оформлять деловые бумаги в соответствии с нормами русского языка. Учитель познакомит с образцами автобиографии, заявлений, доверенности, резюме, апелляции.

В третьей части учащиеся познакомятся с понятиями «этикет, служебный этикет, этика, служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе; получат рекомендации по поведению в различных ситуациях; усвоят навыки устного этикета. Знание норм и правил делового общения поможет взглянуть на себя со стороны, оценить свои способности и деловые качества. <Приложения 1>

<Приложение 2>

Литература:

  1. Аджиева Е М, Байкова Л А 50 сценариев классных часов – Москва, 2002.
  2. Акишина А А Жесты и мимика в русском языке. Словарь. – Москва, 1991.
  3. Власова Л В, Сементовская В К Деловое общение – Москва, 1980.
  4. Галлингер И В Культура речи. Нормы современного русского языка: пособие для учащихся, словарь, методические рекомендации – Москва, 1994.
  5. Гольдин В Е Речь и этикет – Москва Просвещение, 1983.
  6. Голуб И Б, Розенталь Д Э Секреты хорошей речи – Москва, 1993.
  7. Горелов И Н Умеете ли вы общаться? – Москва, 1991.
  8. Дереклеева Н И Справочник классного руководителя – Москва, 2002.
  9. Кудрявцева Т С., Шарапова О Ю Деловой этикет. – Москва: «Юнвес», 1997.
  10. Курочкина И Н Современный этикет – Калуга, 1993.
  11. Мардена Р Успех в жизни – Москва, 1991.
  12. Мицич П Как проводить деловые беседы – Москва, 1987.
  13. Панкеев Иван Энциклопедия этикета – Москва
  14. Пекелис Виктор Как найти себя – Москва Детская литература, 1989.
  15. Петрусинский В В Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. – Москва Новая школа, 1994.
  16. Рахманин Л В Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов – Москва, 1988.
  17. Сгибнева Е П Классные часы в средней школе – Москва, 2006.
  18. Сергеев Ф П Речевые ошибки и их предупреждение – Волгоград, 1996.
  19. Снелл Ф Искусство делового общения – Москва, 1990.
  20. Трофименко В, Аолгин А Поговорим об этикете – Московская правда, 1991.
  21. ФедотоваИ Г Деловые термины и деловые переговоры – Москва, 1993.
  22. Формановская Н И Вы сказали «Здравствуйте» – Москва, 1989.