Использование физических моделей при изучени темы "Кинематика"

Разделы: Физика, Информатика


Тип урока: закрепление изученного.

Вид: урок-практикум.

Технология: проектно-исследовательская.

Цели урока:

  • Обучающая цель: формирование умений и навыков решения физических задач графическим способом с применением информационных технологий, исследовательской работы и умений обосновывать свой вариант решения.
  • Развивающая цель: развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений
  • Мотивационная цель: пробуждение интереса к изучению физики и информатики

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса и коллективизма у школьников.
  • Учебная – обучение и закрепление основных навыков решения кинематических задач графическим способом и работы с электронными таблицами
  • Развивающая – развитие навыков моделирования различных видов движения с помощью электронных таблиц, навыков исследования.

Оборудование:

  • 10 компьютеров,
  • локальная сеть,
  • интерактивная доска.

Оформление урока:

  • мультимедийная презентация (Приложение1) к интерактивной доске с графиками движения с ошибками,
  • 5 вариантов исследовательских задач (Приложение 2),
  • памятки (этапы моделирования, организация интерфейса физических моделей) (Приложение 3).

План урока

  1. Мотивационное начало урока (орг. момент).
  2. Повторение и обобщение (слайды) (10 мин)
  3. Разработка кинематической модели в Excel (30 мин)
  4. Решение исследовательских задач (10 мин)
  5. Защита исследования (25 мин)
  6. Подведение итогов
  7. Домашнее задание: объединить все модели на 1 листе.

Ход урока

В чём заключается главная задача кинематики? (Определение местоположения тела в любой момент времени)

У многих задач есть несколько способов решения. Мы прорешали большое количество задач, вычисляя местоположения тела аналитическим способом. Но есть задачи, которые можно решить графически. В построении графиков может помочь компьютер и программа Excel.

Слайд 1. Тема урока (запишите в тетради).

Повторим, какие виды движения вы знаете, как их описать с помощью формул?

(2 чел у доски: равномерное и равноускоренное движения)

Повторим, как по графикам определить вид движения и кинематические величины.

Слайд 2, 3

1. Каков характер движения?

2. Определите величины, характеризующие движение (найдите и исправьте ошибки)

Таким образом, мы вспомнили чтение графиков.

Слайд 4. Вспомним этапы информационного моделирования.

Слайд 5.

Разработка кинематической модели в Excel (30 мин) Класс разбивается на 10 групп (в зависимости от количества компьютеров). Каждая группа получает задачу (цель моделирования), план организации интерфейса физических моделей в электронных таблицах.

Решение исследовательских задач с помощью электронных таблиц (10 мин) Рассмотреть решение задач предложенных на карточке, используя созданные модели. Придумать свою задачу для применения модели.

Защита исследования 3-4 задачи (25 мин) Представьте свою модель исследования, покажите возможности её применения. В какой профессиональной отрасли деятельности человека можно использовать вашу модель?

Подведение итогов: что общего между этими моделями и ваше предложение по их доработке?

Домашнее задание: объединить все модели на 1 листе

Работы учеников (Приложение)

Литература:

  1. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н.Степанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10-й класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  5. Бирих Р.В., Ерёмин Е.А., Чернатынский В.И. Компьютерные модели в школьном курсе физики / Информатика № 8, 14, 2006