Программа элективного курса по математике для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов "Золотое сечение – алгоритм природы"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Элективный курс “Золотое сечение – алгоритм природы” относится к межпредметным, носит интегративный и прикладной характер.

В школьном курсе математики рассматривается лишь понятие “золотая пропорция”. Но при реализации предпрофильной подготовки учащихся данная тема открывает возможность раскрыть широкое практическое применение этого математического понятия в различных областях человеческой деятельности: в архитектуре, литературе, музыке, живописи, природе, технике. Это поможет расширить кругозор учащихся, их познавательные интересы и склонности, показать красоту окружающего мира. Решая прикладные задачи, школьники учатся применять знания на практике и убеждаются в необходимости приобретения математических знаний каждым человеком, вне зависимости от сферы его деятельности. Кроме того, применяя математический аппарат для выполнения технических, гуманитарных, химико-биологических, эстетических задач у учащихся есть возможность выявить свои познавательные и профессиональные интересы, а также выбрать профиль обучения, так как перечисленные предметные направления отражают наиболее распространенные профили обучения в старших классах. Таким образом, элективный курс “Золотое сечение – алгоритм природы” ориентирован на помощь учащимся в выборе профиля обучения.

Цель курса: Способствовать выявлению познавательных и профессиональных склонностей учащихся, а также выбору дальнейшего профиля обучения.

Задачи курса:

  1. Показать возможности применения математического аппарата к решению задач из разных областей человеческой деятельности.
  2. Совершенствовать навыки построения чертежа с помощью циркуля и линейки.
  3. Развивать эстетический и художественный вкус, фантазию и творческую активность учащихся.
  4. Формировать навыки группового общения, исследовательской и проектной деятельности.

Курс рассчитан на 12 часов. Важной особенностью курса является возможность деятельностного подхода в обучении. Предусмотрено выполнение лабораторных работ, элементы исследовательской и проектной деятельности. По возможности, рекомендуется провести экскурсию в музей или посетить художественную выставку с целью более полной реализации задач эстетического характера курса. Кроме того, использовать электронные пособия ([11] – [13]), виртуальные экскурсии в музеи России с выходом через Интернет.

Результатом изучения курса должно стать формирование собственной позиции относительно выбора профиля; критичность (с эстетической точки зрения) восприятия окружающего мира; умение использовать различные измерительные устройства и принципы “золотой пропорции” при реализации практических проектов.

Форма итоговой отчетности защита проекта “Дом моей мечты”. Оценивается умение применить принципы построения золотой пропорции, показать красоту реализованного проекта и его практичность, творческая задумка проекта. Оценивать проект предлагается коллективно, оценка “отлично”, “хорошо” и “проект требует серьезной доработки”. Первые две оценки следует считать положительными для оценки результата окончания курса и рекомендации выбора профиля дальнейшего обучения.

Учебно-тематический план (с характеристикой содержания отдельных тем)

№ темы Содержание темы Кол-во часов Формы и методы обучения Виды деятельности учащихся Инструментарий к занятию Методические рекомендации для учителя
Всего Лекции Практика
1. Золотое сечение – гармоническая пропорция.

1. Понятие “золотое сечение”. История золотого сечения.

1 0,5   Объяснительно-иллюстративный Конспектирование Мультимедийный проектор Приготовить презентационные слайды для демонстрации
2. Практическая работа “Деление отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки”     0,5 Практическая работа Выполнение построений с помощью циркуля и линейки Циркуль, линейка Познакомить учащихся с формой итогового контроля курса.
2. Золотое сечение в математике.

Последовательность Фибоначчи. “Золотые фигуры”.

2 0,5   Объяснительно-иллюстративный  

Конспектирование

   
2. Практическая работа “Построение “золотого прямоугольника”, “золотого треугольника”, “спирали”, “пентаграммы” с помощью транспортира, циркуля и линейки”.     1,5 Практическая работа Выполнение построений с помощью чертежных инструментов Транспортир, циркуль, линейка Требовать аккуратности и точности при построении
3. Золотые пропорции тела человека.

1. Антропологические особенности строения человеческого тела. Методика измерений пропорций человеческого тела.

3 1       Таблица (либо презентационные слайды) с изображением человека  
2. Микроисследование “Гармоничен ли я?”     1 Групповая работа Выполнение измерений с использованием разных инструментов и сведение полученных результатов в таблицу, формулирование выводов исследования Циркуль, линейка, сантиметровая лента, калькулятор. Для проведения исследований необходимо определить конкретные части тела человека, по которым будут производиться измерения и показать способы их измерений. После второго занятия предложить выполнить домашний эксперимент: по определенным на занятии параметрам измерений провести как можно больше измерений детей, взрослых, пожилых людей разного пола.
3. Исследование “Соответствие пропорций человеческого тела золотому сечению в зависимости от возраста и пола человека”     1   Сведение результатов проведенных измерений в единую таблицу, выполнение расчетов и формулирование выводов исследования   На третьем уроке проводится сведение всех полученных результатов в единую таблицу, расчеты и делаются выводы по проведенному исследованию.
4 Золотое сечение – алгоритм природы

Лабораторная работа “Золотое сечение в природе, архитектуре, музыке, искусстве, технике, литературе”.

1   1 Групповая по интересам Выполнение измерений с использованием разных инструментов, формулирование выводов исследования о Раздаточные материалы и предметы: растения, муляжи животных, вазы, уменьшенные модели машин, иллюстрации архитектурных сооружений, портреты, фотографии, музыкальные и литературные произведения. Чертежные и измерительные инструменты. Калькуляторы. Для проведения работы учителю необходимо подготовить раздаточные материалы (или попросить заранее детей принести их). Подготовить подробный план работы для каждой группы, где указать части объектов для измерения. Оказывать помощь учащимся в проведении измерений. Пронаблюдать за выбором темы каждым учащимся – этот выбор покажет склонности учащегося и подскажет направление в выборе профиля.
5 Подготовка и реализация проекта “Дом моей мечты” 2   2 Самостоятельная или групповая Выполнение чертежа фасада, плана, разреза дома или объемного макета дома с учетом принципов построения “золотой пропорции”   Оказание помощи при возникновении трудностей у учащихся в выборе и реализации проекта.

 

Самостоятельная работа по реализации проекта 2   2 Самостоятельная работа     Проводятся консультации (при необходимости).
6 Защита проекта “Дом моей мечты” 1   1 Самостоятельная или групповая Рассказ о реализованном проекте   При коллективном оценивании выявить достоинства, наиболее удачные моменты проекта или дать рекомендации по доработке проекта. Организовать выставку работ учащихся.

Литература

1. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии – М..: Школа-Пресс, 1998.

2. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения – М..: Мир, 1971.

3. Васютинский Н. Золотая пропорция – М.: Молодая гвардия, 1990.

4. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи – Киев: Выща школа, 1989.

5. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры – М.: Просвещение, 1990.

6. Пидоу Д. Геометрия и искусство – М.: Мир, 1989.

7. Энциклопедический словарь юного математика – М.,1989.

8. Азевич А.И. От золотой пропорции к ее “производным” / Математика в школе, №3, 1995.

9. Егупова М., Павленкова И. Экология и планиметрия // Математика, №42, 2000.

10. Соколов А. Тайны золотого сечения // Техника молодежи, 35, 1978.

Медиаматериалы для подготовки учителем материалов к занятиям:

11. “Эрмитаж. Искусство Западной Европы”. ЗАО “Интерсофт”, Москва, 1998.

12. “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”. ЗАО “Новый диск”, 2002.

13. “Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий”. ЗАО “Инфостудия Экон”, Москва, 2003.