Урок математики в начальной школе по программе "Школа-2100", автор Л.Г.Петерсон. "Знакомство с дробными числами"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Расширение математического кругозора школьника.

Задачи:

  • Расширить и углубить само понятие числа, определить место натуральных чисел в более широкой системе.
  • Развивать логическое мышление, познавательный интерес.
  • Формировать умение работать в парах, чувство коллективизма.

Оборудование:

  • учебник математики Л.Г.Петерсона 4 класс, часть 2;
  • демонстрационный материал «Весёлая математика»;
  • набор кругов, прямоугольники.

Ход урока

I. Организационный момент.

Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

II. Актуализация опорных знаний.

1. Работа над анализом числа (по схеме).

- Назовите число, записанное на доске. (3796)

- Выполните разбор числа по схеме:

  1. Назови число.
  2. Определи количество знаков в числе.
  3. Назови предыдущее число.
  4. Назови последующее число.
  5. Выдели класс тысяч, сотен, десятков.
  6. Назови наименьшее стольки же значное число.
  7. Назови наибольшее стольки же значное число.
  8. Сколько всего единиц находится в этом числе?
  9. Сколько всего десятков в этом числе?
  10. Сколько всего сотен в этом числе?
  11. Сколько всего тысяч в этом числе?

2. Устный счёт. Игра «Задумай число» (выполняется в тетради).

Задумай число меньше 10, но не 0.

Умножьте его на 5.

Полученное число удвойте.

К значению произведения прибавьте 14.

Отнимите от суммы 8.

Первую цифру результата зачеркните.

Оставшееся число разделите на 3.

К результату прибавьте 10.

У вас должно получиться 12.

III. Открытие новых знаний.. Проблемная ситуация.

1. Знакомство с понятием числитель и знаменатель дроби.

- Ребята, вы хорошо умеете делить поровну?

- Помогите двум братьям.

- Два брата хотят разделить поровну между собой 6 яблок. Сколько достанется каждому? - Два брата хотят разделить между собой 1 яблоко. Сколько достанется каждому?

- Сравните задачи.

- Как вы думаете, чем похожи и чем отличаются эти задачи?

- Каким действием будем решать первую задачу? вторую задачу?

- Запишите выражения, при помощи которых решим первую задачу и вторую задачу.

6 : 2 = 3 (яб.) 1 : 2 = ( яб.)

- Значение какого выражения вы легко можете найти?

- Что можно сказать о числах в этом равенстве? (6, 2, 3 – натуральные числа)

- А что обозначают натуральные числа?

- Можно ли натуральным числом записать ответ второй задачи?

- Сколько должен получить каждый брат? (половину или )

- Значит, что обозначают дробные числа?

- Приведите примеры, когда вы в жизни используете дробные числа или встречаетесь с ними? (делим торт, хлеб, апельсин и т.д.)

- Какой же вывод можно сделать? (в математике есть не только натуральные, но и дробные

числа)

2. Из истории дробных чисел.

а) Сообщение учителя.

Сейчас я вам расскажу, как и когда появились дроби, как человек стал ими пользоваться.

В глубокой древности, когда возникла потребность в измерении длин предметов, промежутков времени, массы тел, появились новые числа – дроби, т.к. результат измерения не всегда выражался целым числом. Предполагают, что первой дробью, с которой познакомились люди, была половина, которая вы уже знаете, как записывается. Потребность в более точных измерениях привела к тому, что определённые единицы мер делили на 2, 4, 8, 12 равных частей. Каждая такая часть первоначальной меры получила собственное название. На Руси, например, называли

- полтина - четь - полполчети - полчети - треть

б) Практическая работа.

- Как вы, например, разделите две ленты одинаковой длины между тремя девочками?

(На парте у учащихся 2 полоски бумаги – делят практически)

 

- Сколько же получит каждая девочка? ()

- Как получилась дробь ? (при делении двух лент одинаковой длины на 3 равные части)

- Значит, черту дроби можно понимать как знак деления 2: 3 = .

- Какой вывод вы можете сделать?

Вывод. При помощи дроби можно записать результат деления двух любых натуральных чисел независимо от того, делится число на второе нацело или не делится.

- Приведите примеры, каким образом можно дробью записать значения выражений:

7 : 8 = 5 : 9 = 4 : 6 =

Запись дроби с помощью горизонтальной черточки (числитель и знаменатель) была введена в VIII веке в Индии и только 4 века спустя перешла в Европу.

1 - числитель
2 - знаменатель

- Подумайте, что обозначает в этой записи каждое число?

Знаменатель – показывает, на сколько равных частей делят предмет.

Числитель – сколько таких частей взяли.

Знакомство с выводом на странице 1 учебника.

IV. Работа с демонстрационным материалом . «День рождения у козлёнка».

Практическая работа с геометрическими фигурами.

а) Козлёнку испекли торт на день рождения. Сначала пришёл один гость, на сколько равных частей должен поделить козлёнок торт?

- Сколько всего гостей пришло к козлёнку?

- На сколько равных частей поделили торт?

- Что обозначает запись рядом с тортом?

- один торт поделили на 10 частей, и каждому гостю досталась 1 равная доля торта

б) У вас на столе круги. Разделите их на 4 равные части.

- Каким образом легче всего поделить? (согнуть)

- Заштрихуйте часть карандашом.

- Какие части получились между собой? (Равные)

в) Возьмите прямоугольник. Представьте, что это у вас плитка шоколада.

- Как вы поделите её между собой, мамой и папой на 3 равные части?

- Сколько досталось каждому? ()

- Что обозначает число 1? (сколько предметов взяли)

- Что обозначает число 3? (на сколько равных частей поделили).

V. Повторение и закрепление пройденного.

1. Запись в виде дроби частного.

№ 5 стр. 2 (самопроверка, ответы записаны на доске)

2. Запись дроби в виде частного.

№ 6 стр. 2 (фронтальная проверка)

3. Решение задачи.

№ 11 стр. 3

Самостоятельный анализ, заполнение схемы и таблицы (образец на доске) и комментированное решение задачи.

1) 46 : 23 • 3 = 6 (п.) – съел Иа-Иа.

2) 46 – 6 = 40 (п.) – разложил на тарелки.

3) 40 : 4 = 10 (п.) – на каждой тарелке.

Ответ: 10 пирожков на каждой тарелке.

4. Давайте подумаем.

Запиши множество дробей , если известно, что:

а) 3 < х ≤4 , 6 ≤ у ≤ 8;  б) 9 < х < 12 , 18 ≤ у < 20.

Ответы: а) ;   б)

VIII. Самостоятельная работа в парах с последующей взаимопроверкой. № 7 стр. 2

IX. Разбор домашнего задания. № 8 стр. 2; № 12 стр. 3

X. Итог урока.

Что нового и интересного для себя узнали на уроке?

Что можно записать с помощью дробей? (Результат деления двух натуральных чисел).

Что показывает числитель и знаменатель дроби?

Спасибо всем!