Урок русского языка в 7-м классе. Повторение и обобщение знаний по теме "Наречие"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме “Наречие”.
  2. Провести диагностику знаний по теме “Правописание наречий”.
  3. Упражняться в развитии речи учащихся и навыках анализа текста (подготовка к ЕГЭ).
  4. Прививать навыки исследовательской деятельности.
  5. Воспитывать чувство гордости за родной русский язык.

Оборудование:

  • презентация на тему “Повторение и обобщение знаний по теме “Наречие”,
  • мультимедийный проектор,
  • разноуровневые задания для работы в группах,
  • индивидуальные таблицы для диагностики качества знаний обучающихся по теме “Правописание наречий” (образец см. ниже)

Качество знаний по теме “Правописание наречий”

Фамилия, имя учащегося, класс: Иванова Виктория, 7-А

№ п\п Изученные темы “5” “4” “3” Не усвоил (минус)
1. Слитное и раздельное написаниене с наречиями на –о и – е.        
2. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.        
3. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.        
4. Буквы о и е после шипящих на конце наречий.        
5. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.        
6. Дефис между частями слова в наречиях.        
7. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.        
8. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.        

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (учащиеся читают текст написанного дома сочинения на лингвистическую тему: “Какая необычная часть речи – наречие!”)

2. Словарный диктант на тему “Правописание наречий” (учащиеся составляют самостоятельно на карточках и сдают учителю. Карточки будут использоваться учителем для индивидуальной работы с учащимися на последующих уроках).

3. Сообщение темы и задач урока (см. приложение 1) .

4. Цифровой диктант:

1)

1 - не с наречиями пишется слитно

2 - не с наречиями пишется раздельно

Невысоко, не спокойно, а тревожно, неистово, вовсе не бескорыстно, нисколько не приятно. (Ответ: 1. 2.1. 2.2)

2)

1 - не в отрицательных наречиях

2 - ни в отрицательных наречиях

Некогда, ниоткуда, нисколько, некуда, негде. (Ответ:1.2.2.1.1)

3)

1 - н в суффиксах наречий на – о, - е.

2 - нн в суффиксах наречий на – о, - е.

Естественно, доблестно, взволнованно, дружелюбно, ветрено. (Ответ: 2.1.2.1.1.)

4) 1 - о после шипящих на конце наречий

5) 2 - е после шипящих на конце наречий

Горячо, испытующе, заискивающе, зловеще, свежо. (Ответ: 1.2.2.2.1.)

1 - о на конце наречий

2 - а на конце наречий

Доверительно, изжелта, изначально, снова, дотемна. (Ответ: 1.2.1.2.2.)

6) Дефис в наречиях:

a. слитно
b. через дефис
c. раздельно

По – дружески, без толку, точь – в – точь, исподлобья, мало – помалу. (Ответ: 2.3.2.1.2.)

7) Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1-ь
2-ь

Сплошь, невмочь, настежь, навзничь, невтерпеж. (Ответ: 1.1.1.1.2)

5. Работа с таблицей “ Качество знаний по теме “Правописание наречий” (учащиеся заносят в таблицу результаты цифрового диктанта после самопроверки по ключу).

6. Историческая справка (см. приложение 1) .

7. Лингвистическая разминка (см. приложение 1) .

8. Исследование 1 (см. приложение 1) .

Материал для исследования: первый, даль, когда, ползти, зимний, увлеченный, умоляющий, кувыркаться, бесстрашный, веселый, ширь, холодный, четыре, когда.

– Выясните, от каких частей речи невозможно образовать наречия? Запишите возможные варианты.

Определите способ образования записанных наречий.

Как образованы наречия вкрутую, вверх, совсем? (Предлог + прилагательное, предлог + существительное, предлог + местоимение).

Какая трудность может возникнуть на письме в связи с этими словами? (В зависимости от контекста они могут быть написаны слитно и раздельно).

- Составьте пары предложений с этими словами, проведите сопоставительный анализ.

9. Работа в разноуровневых группах:

Задания для сильной группы:

Прочитайте предложенные вам тексты, исследуйте их на принадлежность к стилям речи, выпишите наречия и определите их роль в текстах.

1) - Привет, ты меня не узнаешь?

Постой, где – то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.

Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.

То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.

А куда идешь?

Так, кое-куда. Секрет. (Разговорный стиль.)

2) По вопросу о видовой соотносительности глаголов и показу ее в словарях нет единого мнения, в разных словарях он решается по-разному. В первом издании эти сведения были представлены односторонне и неполно.

(Научный стиль. Словарь русского языка в 4-х томах под редакцией А.П. Евгеньевой.)

3) Изначально мы хотели увеличить заработную плату работникам бюджетной сферы на 37, 5%. Эта цифра неоднократно называлась главой региона, но потом появились две поправки.

Во-первых, нужно изъять из бюджетных отраслей 380 миллионов рублей, которые высвобождаются в силу того, что будет применяться другой способ индексации заработных плат.

Во-вторых, мы планируем повысить зарплату на 21, 5% в три этапа. Деньги в отраслях бюджетной сферы есть, но почему – то их не торопятся отдать бюджетникам.

(Публицистический стиль. Из газетного интервью с депутатом.)

4) Отдельные ячейки или области листа можно выделить по – разному. Во – первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а также вокруг ячеек. Во – вторых, ячейки и области листа выделяются с помощью цвета.

(Официально деловой стиль. Инструкция для пользователей компьютера.)

Задания для средней группы:

Исследуйте предложенный вам текст, выпишите наречия, объясните их правописание, определите синтаксическую роль.

Ночной снег отяжелил ветви деревьев и теперь медленно расходился по веткам каплями, и они понемногу поднимались. Когда к вечеру стало холодать, то мороз прежде заморозил все капли. А из-под снега на ветках они все еще выбегали и вдруг замерзли, удлиняя сосульки. Мороз остановил тающий снег, когда все дерево успело покрыться маленькими звонкими сосульками. Наутро поляна стала наполняться светом, и ветер заиграл на своей лесной колокольне.

Задание для слабой (по знаниям) группы:

- Записать примеры к следующим формулировкам, провести исследование: какие формулировки вызвали затруднения, отметить в таблице “ Качество усвоения темы “Наречие”:

Отрицательное наречие, приставка ударная –

Наречие на –о (е) с одним “н” -

Наречие на –о (е), приставка не пишется раздельно –

Наречие с шипящей на конце –

Наречие с приставкой по- и суффиксом -и -

10. Защита самостоятельной работы в группах. Оценка работ.

11. Сочинение-рассуждение на тему “Зима – прекрасное время года” с использованием слайдов (см. приложение 2) .

12. Рефлексия. Дискуссия по результатам деятельности.

13. Дифференцированное домашнее задание по выбору учащихся:

  1. Составить пять заданий по теме наречие для игры “Четвертое лишнее”.
  2. Задача-шутка: как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут вам в этом?
  3. Используя этимологический словарь, найти материал о происхождении наречий: дотла, начеку, нечаянно.