Содержательные и процессуальные аспекты проектирования методической работы в МОУ СОШ № 11 г. Н.Уренгой

Разделы: Администрирование школы


Концепция модернизации российского образования принятая в 2001году, основными целями развития образования в России определила повышение качества, доступности и эффективности.

Важным условием повышения качества образования в школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии.

Современному педагогу недостаточно однажды приобрести знания и умения, необходимые для обучения и воспитания детей. Ему необходимо постоянно их приобретать, обновлять, корректировать и совершенствовать. Это требует немало времени больших как физических, так и умственных сил.

Поэтому сократить путь от теоретического вопроса «что делать?» к практическому «как делать?» помогает учителю методическая служба школы.

Методическая работа в школе – это комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете, – на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

Определены задачи методической службы:

  • организация системной адресной методической поддержки в развитии творческого потенциала и конкурентоспособности педагогических работников;
  • создание благоприятных условий для непрерывного образования педагогов и роста их профессиональной компетентности;
  • повышение роли победителей приоритетного национального проекта «Образование» в работе по распространению инновационного педагогического опыта, утверждение их лидерской позиции.

Методическая служба школы имеет следующую структуру:

Педагогический коллектив работает над единой методической темой: «Активизация творческого потенциала учителя и ученика через совместную деятельность».

Исходя из данной темы, определены основные цели и задачи по развитию участников образовательного процесса.

Данная модель взаимодействия способствует мотивации и активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива в решении важнейших задач обучения, воспитания и развития школьников.

Методический совет осуществляет руководство методической, экспериментальной и практической деятельностью педагогического коллектива.

Он активизирует методическую работу в школе, способствует процессу демократизации управленческой деятельности. В ведении совета находятся вопросы:

  • планирование внутришкольного контроля;
  • утверждение форм и сроков аттестации учащихся;
  • анализ авторских, модифицированных программ;
  • планирование подготовки к педсоветам и семинарам;
  • анализ деятельности методических объединений.

Методическая работа осуществляется в следующих формах:

  • педагогические советы;
  • методические семинары, совещания;
  • методические объединения;
  • индивидуальная работа с учителем;
  • аттестация учителей.

Администрация школы уделяет особое внимание проведению педагогических советов. Тематика педагогических советов соответствует задачам школы, направлена на отслеживание результатов деятельности педагогического коллектива по основным направлениям, обозначенным в плане деятельности работы школы. В соответствии с анализом полученной информации в ходе подготовки и проведения педагогического совета принимаются решения по совершенствованию форм и методов работы учителя на уроке и во внеурочной деятельности, по внедрению современных технологий обучения и воспитания, определяются приоритетные направления поисково-исследовательской деятельности.

В рамках подготовки к педагогическим советам проводятся методические совещания:

  • изучение методики развивающего обучения;
  • определение уровня обученности учащихся с целью характеристики стартовой позиции в планировании учебной деятельности;
  • конструирование урока на основе эффективных форм, методов и средств обучения на различных этапах усвоения знаний;
  • метод контроля остаточных знаний;
  • создание авторских модифицированных программ.

Основной групповой формой методической работы в школе являются методические объединения. Работа методических объединений школы направлена на решение следующих задач:

  • изучение и внедрение образовательных стандартов в школьную практику;
  • освоение эффективных приемов, способствующих повышению уровня обученности учащихся;
  • организация внеурочной познавательной деятельности;
  • проведение школьных олимпиад и подготовка к городским олимпиадам и конкурсам;
  • организация научно-исследовательской работы.

Определяя формы научно-методической деятельности с учителями, учитывается уровень профессионального мастерства учителя и индивидуальных запросов.

Практика показала, что кроме теоретических форм работы: (курсовая переподготовка, лекции) наиболее востребованы практико-ориентированные формы работы МО:

  • взаимопосещение уроков;
  • мозговые штурмы;
  • круглый стол;
  • панорама творческих идей;
  • экскурсия в творческую лабораторию учителя;
  • деловые игры;
  • презентация педагогического портфолио;
  • защита педагогического проекта.

Приобщение учителей к исследовательской работе, аналитическому осмыслению своей деятельности строится через их участие:

  • в школьных и городских семинарах;
  • в творческих группах;
  • в городском конкурсе «Педагог, исследователь, новатор, разработчик»;
  • в школьном и городском конкурсе «Учитель года»;
  • в конкурсе-фестивале «Открытый урок»;
  • во Всероссийских конкурсах в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Школа является базовой площадкой по проведению городского конкурса педагогического мастерства «Учитель года». Это еще одна возможность знакомства с опытом работы лучших учителей города. Традиционно учителя школы активные участники городского конкурса педагогического мастерства. Среди них есть победители и лауреаты.

Наши педагоги не только сами вливаются в конкурсное движение, но и вовлекают в него своих учеников. Более 50% школьников участвуют в олимпиадах разного уровня.

Индивидуализация обучения и развития в большей степени находит отражение в организации внеурочной деятельности с учащимися по предмету, что помогает обеспечить широкие возможности для реализации интересов детей, создает поле творческой познавательной деятельности для выявления и развития разнообразных способностей школьников. Одной из форм такой работы является работа научного общества учащихся «Исследователь». Итогом работы являются научно-практические конференции, творческие отчеты и презентации. Лучшие исследовательские работы представляются на городской конкурс юношеских исследовательских работ.

Развитие творческих способностей учащихся и индивидуализация обучения осуществляется через работу факультативов, предметных школ (по физике, математике, химии).

В школе накоплен положительный опыт работы с одаренными детьми:

  • «Субботняя академия» - начальная школа;
  • предметные школы – средняя, старшая школа;
  • профильные классы – старшая школа.

Школа сотрудничает с высшими учебными заведениями: Московским открытым социальным университетом (МОСУ), Санкт-Петербургской Межрегиональной ассоциацией дополнительного образования, Ямальским нефтегазовым институтом (ЯНГИ).

Взаимодействие вузов со школой осуществляется через:

  • лекции профессорско-преподавательского состава для учителей и учащихся школы;
  • консультации по психологии и педагогике по запросам учащихся, учителей и родителей.

Тесное сотрудничество с вузами способствует развитию творческого потенциала, как учащихся, так и учителей.

Ключевой составляющей осуществляемого подхода к профессиональному развитию педагогов является возможность сделать выбор участия в различных моделях методической работы:

  • по образовательным областям;
  • на индивидуальной, дифференцированной, диагностической, соревновательной, инициативной основе.

Методическая работа в школе способствует формированию у педагогов устойчивой мотивации к самообразованию, саморазвитию, самореализации в профессиональной деятельности. Каждый учитель имеет индивидуальную папку (портфолио) в которой фиксируется участие в различных формах повышения квалификации: семинарах, научно-практических конференциях, мастер - классах, фестивалях, конкурсах. Мониторинг эффективности методической работы проводится на уровне учителя, методического объединения, школы.

Деятельность методической службы даёт положительные результаты, из 73 педагогов школы:

  • 85% педагогов имеют квалификационную категорию;
  • 31% - отраслевые награды;
  • 2 учителя – звание «Заслуженный учитель».
  • 1 – учитель удостоен гранта Президента РФ в номинации на получение денежного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений ЯНАО.

В школе, как и в обществе, сегодня происходят огромные перемены. Посторонние видят лишь внешнее: появились лицеи, гимназии, колледжи... А педагоги переживают изменения: идёт пересмотр целей деятельности школы, реконструируется содержание образования, осваиваются новые педагогические технологии.

Школа обретает новое зрение, иной взгляд на ребёнка; школа меняет вечную свою фразу «ты должен» на другую – «ты имеешь право» и пытается увидеть в школьнике сначала ребёнка, человека, личность, а потом ученика.

Сегодня каждое учебное учреждение борется за ученика. Родителям и ученикам предоставлены широкие права образовательного выбора. И они придут туда, где им будет комфортно, где они будут получать максимальные знания без физических и психических перегрузок. А это в первую очередь зависит от уровня профессионализма учителей, работающих в школе, от самой личности учителя.

Школа стремится стать местом радости для ребенка и учителя, местом спокойствия, терпимости и сотрудничества.