Урок русского языка во втором классе. Работа с фразеологизмами

Разделы: Начальная школа


Цель и задачи:

продолжить работу над фразеологизмами; учить детей понимать их и использовать в речи. Формировать умение сознательно усваивать орфографию устойчивых словосочетаний. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся; создать условия для формирования у них положительных качеств.

Оборудование:

словари (фразеологический, толковый, орфографический), видео “ Сказка о рыбаке и рыбке”, карточки со словарными словами, индивидуальными заданиями, рисунки к фразеологизмам, выполненные учениками пятого класса..

Ход урока

1. Минутка чистописания.

Запись на доске: ф и з е д ё р я в ю

- На какие группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные)

- Какое задание можно предложить? (составить из них слоги).

- Что можно сказать о гласных? (Это гласные второго ряда, обозначают мягкость стоящих перед ними согласных.)

- Что скажете о согласных? (Кроме ф все звонкие.)

- Запишите слоги, чтобы согласные и гласные не повторялись (фи, зе, дё, ря, вю.)

2. Словарная работа.

Решето, калоши, баклуши. (Зачитывание из толкового словаря значения слов, определение лишнего слова по нескольким признакам, называние общего признака.)

- Встречаемся мы с ними и во фразеологических оборотах. В русском языке есть такие выражения, которые надо понимать не только в прямом, но и в переносном смысле. Догадались, какая сегодня тема урока?

3. Работа по теме.

У меня в руках фразеологический словарик. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову и несущие в себе мудрость, например, бить баклуши – бездельничать, сесть в калошу – попасть в неприятное, затруднительное положение, лить воду в решето – вести пустые разговоры.

Жили – были в мастерской две дуги и стержень, которые использовались по отдельности и вместе. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил одну необходимую деталь в виде буквы ф.

() + 1= Ф

Вот символ фразеологизма. Подобное мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но, как только возникнет необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

- Вы уже знакомы с некоторыми фразеологизмами. “ Слона-то я и не приметил”,- так и хочется сказать, когда проходят мимо и не здороваются. К.Чуковский научил нас повторять : “А немытым трубочистам стыд и срам!”. А что вы имеете ввиду, когда сожалеете: “У меня семь пятниц на неделе…?”

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

Запись на доске. Задание: соединить фразеологизм с его значением.

Слышно, как муха пролетит. Об удачливом, счастливом человеке
В рубашке родился. О состоянии тоски и тревоги.
Лететь пулей. Очень быстро бежать.
На душе кошки скребут. О полной тишине.

- Выпишите из фразеологизмов все трехсложные слова (пролетит, рубашка, родился), подчеркните известные вам орфограммы.

- В своей речи мы часто используем меткие выражения из произведений известных писателей, поэтов, из народных, сказок, мифов. Такие выражения называются крылатыми словами.

Игра “Закончи крылатое выражение”

Поди туда, не знаю куда…………….
Скоро сказка сказывается…………...
Это все присказка ……………….
Кто в лес,…………..
А Васька слушает,……..
Кукушка хвалит петуха………….

- Знаете, почему вы такие догадливые? Потому что слова в этих выражениях так тесно срослись, что одно обязательно тянет за собой другое.

Видеоотрывок из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С Пушкина. “Что ты, баба, белены объелась?” - спрашивал старик старуху, возмущаясь ее бесстыдной жадностью. Белена – ядовитое растение. Кто его съест, может умереть. Это меткое выражение применяют к людям, которые делают всевозможные глупости, буянят.

-Ученики пятого класса предложили задание: определить, какому фразеологическому обороту соответствуют выполненные ими рисунки. (Здоров, как бык; где раки зимуют; дело в шляпе; хлопать ушами и т.д.)

Самостоятельная работа по карточкам с заданием: вместо точек вставь названия животных.

Голоден, как………, упрям, как………….., хитер, как…………., болтлива, как…………, колюч, как…………….., нем, как……………, труслив, как…………….., надут, как………….., труслив, как………………

Заполни пропуски в словах:

В..дить за нос, г..ворить в гл..за, кл..вать носом, ушки на м..кушке, т..нуть за язык, с..деть сл..жа руки.

Итог.

- О чем говорили сегодня на уроке?

- Нужны ли нам фразеологизмы?