Методика работы педагогического коллектива над проблемой школы

Разделы: Администрирование школы


“Методика работы педагогического коллектива над проблемой школы”.

Практика организации методической работы в школе показывает, что методическая помощь учителю в овладении педагогическим мастерством будет эффективна лишь в том случае, если она становится для педагога лично значимой. Современный смысл педагогической работы состоит в том, что от функционирования - это работа в заданном режиме, когда имеющиеся возможности используются в рамках предписаний, мы перешли к работе в режиме развития – это качественное наращивание все новых возможностей и их реализация. Управление развивающейся системой методической работы требует от нас, руководителей создания условий для пробуждения внутренних возможностей каждого учителя. В практике работы мы уже давно перешли на рефлексивный стиль управления, который предполагает соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование деятельности учителей. В управлении школой стремимся придерживаться заповеди: уважать человека так, чтобы ни одно его достижение не прошло мимо руководителя, чтобы голос каждого был услышан.

Поэтому в конце четверти мы обязательно анализируем все мероприятия, запланированные на данный период. Прежде всего отмечаем все, что удалось - удачный урок, удачная предметная неделя, удачное выступление в городских олимпиадах и т.д. Знакомим учителей со справками, которые составлены по итогам проверок. Совместно с методическим советом намечаем пути исправления недостатков в учебно-воспитательном процессе. Главная цель нашего управления состоит в том, чтобы после каждого контроля каждому педагогу хотелось бы работать лучше.

Одним из основных направлений методической работы в школе считаем организацию работы над проблемой. Рассмотрим основные этапы работы над общешкольной проблемой “Развитие нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению”.

2004-2005 учебный год для нашего педагогического коллектива был диагностическим.

Цель диагностики: выявление основных достоинств и недостатков педагогической деятельности каждого педагога, чтобы на их основе можно было выявить затруднения учителей, противоречия, нуждающиеся в скорейшей ликвидации.

Вопросы диагностирования:

  1. Какие вопросы учебно- воспитательного процесса идут хорошо?
  2. По каким вопросам хотели бы получить консультацию?

Наряду с этим членам педагогического коллектива предлагаем ответить на вопросы анкеты.

I.в. Какую задачу школы Вы считаете основной?

  • прочные знания по всем предметам
  • формирование будущей культуры и кругозора
  • развитие потенциальных способностей
  • подготовка и способность ориентироваться в жизни

II.в. Заказ общества школе сегодня:

  • человек образованный, “Мыслящий”
  • человек нравственный
  • человек свободный, способный сделать осознанный выбор
  • человек самостоятельный
  • человек творческий

III.в. Какой помощи, на Ваш взгляд, ждут уч-ся школы от педагогов, родителей?

IV.в. Каким Вы видите образ современного выпускника школы?

На методическом совете школы анализируем материалы диагностики и анкетирования членов педагогического коллектива, состояние учебно- воспитательного процесса, останавливаемся на нерешенных вопросах. Как показало анкетирование членов педагогического коллектива, педагоги недостаточно внимания уделяют развитию творческих и потенциальных возможностей учащихся, формированию будущей культуры и кругозора учащихся. Анкетирование учащихся показывает, что по-прежнему не мало школьников учатся без интереса, не всегда выполняют домашнее задание, у ряда учеников отсутствует мотивация к учебе. Среди учащихся наблюдались неоднократные случаи нарушение школьной дисциплины и норм морали.

Многие школьники не имеют прочных навыков и потребности в культурном и нравственном поведении.

В школе ведется мониторинг состояния здоровья школьников:

I группу здоровья составляют лишь 9 % учащихся

II группе здоровья – 75% школьников

III группа здоровья – 16 % учащихся

Итогом анализа является – выявление проблемы, обоснование ее актуальности. Актуальность избранной проблемы вытекает из образовательной программы нашего учреждения, она созвучна ее целям, проектируемым результатам.

Проектируемый результат:

Формирование всесторонне образованной, социально-зрелой, личности, которой присущи:

  • высокий, интеллектуальный уровень;
  • общая культура, широкий кругозор, нравственная устойчивость;
  • патриотизм;
  • потребность в самообразовании и самосовершенствовании;
  • физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда;
  • профессиональная ориентированность и осознанность выбора для последующего освоения образовательных программ профессионального образования;
  • готовность к жизненному самоопределению;
  • уважение к труду.

Научно выявленная и сформулированная проблема позволила поставить научно обоснованные задачи и определить пути их разрешения.

Методическая служба школы в условиях уже сформулированной проблемы определила цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств. Проблема школы была обсуждена и утверждена на педагогическом совете в августе 2005-2006 учебного года.

2005-2006 год - теоретическое исследование проблемы.

Изучение коллективом теории проблемы на педсоветах, заседаниях МО, заседаниях МС, семинара, методических оперативках, в индивидуальной и групповой работе с учителями, в работе по самообразованию, в работе творческих групп.

На педагогических советах были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся.
  2. Программа воспитания: взгляд со стороны педагогов и учащихся.
  3. Совершенствование предпрофильной подготовки учащихся выпускных классов.
  4. Новые формы работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса.

Созданы творческие группы, которые определили темы, способствующие решению общешкольной проблемы:

  1. Здоровье сберегающие технологии.
  2. Совершенствование нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности.
  3. Развитие творческих способностей личности учащихся.
  4. Готовность к самоопределению учащихся - важнейшее условие предпрофильной подготовки.

Руководителями творческих групп назначены и утверждены на педагогическом совете наиболее опытные учителя и воспитатели.

При формировании творческих групп учитывалось желание каждого члена педагогического коллектива.

Работа в творческих группах включает:

  • фиксацию нормативных, знаниевых, ценностных и других затруднений у педагогов, которые привели к возникновению проблемы;
  • изучение различных источников, литературы, ее научный анализ, позволяющие определить научно-практические основания разрешения проблем;
  • изучение сложившегося опыта работы над аналогичной проблемой.

Итак, 2005 - 2006 учебный год способствовал накоплению теоретического материала. В творческих группах были разработаны 2 программы доминанты: “Нравственное воспитание школьников в современных условиях”, “Здоровье”. Эти программы составлены с учетом задач вытекающих из Концепции воспитательной деятельности Воронежской области, а также с учетом потребностей образовательного учреждения. Программа нравственного воспитания направлена на развитие духовной культуры и нравственности школьников. Цель программы “Здоровье” - обеспечение улучшения физического и социального самочувствия детей, формирования у них потребностей в постоянной заботе о своем здоровье и готовности к решению своих личностных проблем. Исходя из задач сформулированных в региональной Концепции, мы составили Концепцию воспитательной деятельности нашего образовательного учреждения.

Внедряя концепцию воспитательной деятельности, педагогический коллектив использует целостный системный подход в воспитании, охватывающий все стороны жизни ученика помогает наиболее оптимально развивать его как личность.

Воспитательная работа в школе организована по системе

В.А. Караковского, директора 125 Московской школы. Ценностное ядро воспитания по В.А. Караковскому - это общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Знания, Культура, Мир, Человек. В основе системы воспитательной работы лежит общешкольный план, где выделены следующие тематические периоды “Здоровье”, “Мир Знаний”, “Семья”, “Культура”, “Наша Родина”, “Природа”, “Труд”, “Человек”.

2006-2007, 2007-2008 учебные годы. Практическое исследование проблемы.

С целью практической направленности этой работы проводятся тематические педсоветы, семинары - практикумы, открытые уроки, внеклассные мероприятия, взаимопосещения уроков.

На педагогических советах обсуждались следующие вопросы:

  1. Продуктивность педагогической деятельности и проектирование развития образовательного процесса на 2006-2007 уч. год
  2. Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования.
  3. Психологический комфорт на уроках как условие развития личности школьника.

Итогом такой работы является совершенствование учебно-воспитательного процесса, формирование ППО в рамках школы.

2008-2009 год - Подведение итогов работы по проблеме.

Пропаганда ППО.

Научно-практическая конференция:

  • выступления с самообобщением опыта работы;
  • творческие отчеты;
  • педагогические выставки.

И как итог – систематизация накопленного материала. Издание педагогического альманаха по проблеме.

Итак, работа по проблеме должна быть рассчитана на 5 лет. Методически правильно организованная работа всегда дает положительный результат.

Например, наш педагогический коллектив работал над проблемой “Воспитание на примерах старшего поколения”.

Итогом работы по данной проблеме стали - мемориальная доска с именами павших выпускников в годы Великой Отечественной войны (всего 50 фамилий), встречи с выпускниками военных лет (по материалам этих встреч в школе создан музей), традиционные линейки, посвященные памяти павших выпускников. (Рисунок 1)

Первая встреча состоялась 19/XI 1982 г. Собрались выпускники из разных уголков страны- Москвы, Рязани, Волгограда, Ленинграда, Белгорода и других городов. (Рисунок 2)

Эта встреча была со слезами на глазах, выпускники привезли фотографии, на которых были запечатлены их школьные годы. И вот уже почти четверть века мы постарались сохранить эту традицию. Ежегодно 19/XI проводится линейка, посвященная памяти павших выпускников, в этот день в школу приходят выпускники военных лет, родственники погибших. Учащиеся стоят в почетном карауле у мемориальной доски, на линейку выносится знамя школы и флаг России. Школьники ведут краеведческую работу, они изучают биографию выпускников, знакомятся с документами, сохранившимися у родственников погибших.

Сохранилась традиция – приглашать на линейку ветеранов ВОВ. В этом году на линейке, посвященной Дню знаний, присутствовал выпускник 1942 г., бывший комсорг школы Сергей Лобанов. Мы поддерживаем связь с учителями - ветеранами школы. Учащиеся обязательно поздравляют их с праздником, оказывают ветеранам – педагогам посильную помощь. В школу приходят письма со словами искренней благодарности.

Работа над проблемой “Повышение педагогического мастерства учителя – залог успешной работы” позволила создать творческие группы педагогов:

  1. Использование современных педагогических технологий в учебной деятельности
  2. Работа с одаренными детьми.
  3. Развитие творческой индивидуальности младших школьников.
  4. Коррекционно-развивающая работа с детьми.

Итог работы – систематизация материала по проблеме, подготовка газет, в которых была отражена работа творческих групп, а также творческий отчет руководителей групп.

В течение этих пяти лет следует отметить положительную динамику повышения квалификации педагогов - большинству учителей по итогам аттестации была присвоена 1 квалификационная категория, пять педагогов получили высшую квалификационную категорию. (Рисунок 3).

Следующие годы мы посвятили работе над проблемой “Педагогическая поддержка в образовании”. В итоге была разработана воспитательная система образовательного учреждения, которая реализуется и в настоящее время. (Рисунок 4). Содержание педагогической поддержки было определено членом корреспондентом РАО Олегом Семеновичем Газманом в начале 90-х годов XX века. Смысл педагогической поддержки содержит в себе следующие правила:

  • ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
  • самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;
  • всегда принимай ребенка таким, какой он есть, а его постоянном изменении;
  • все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
  • не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
  • не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
  • доверяя, не проверяй! Признавай право на ошибку и не суди за нее;
  • умей признать свою ошибку; защищая ребенка, учи его защищаться.

Эти правила были приняты на педагогическом совете, обсуждены на методических объединениях и семинарах и прочно вошли в стиль взаимоотношений учителей и учащихся школы.

Проходят годы, сменяются поколения учителей и учеников, а школа живет и работает; в ней, как и 90 лет назад, звенят детские голоса, строгая тишина уроков сменяется шумом перемен. А помогает школе жить и работать постоянная связь с учителями – ветеранами, выпускниками школы, родителями. Многих детей привели к нам отцы и матери, бабушки и дедушки, которые сами здесь учились. Со всех концов страны приходят письма выпускников школы. Они не хотят терять с нами связь, их интересует сегодняшний день школы. И в этом залог наших успехов.

Литература:

  1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования.// Классный руководитель. 2000. № 3
  2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема.//Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. з/ред. Н.Б. Крылова. М., 1995 г.
  3. Кульневич С.В., В.И.Гончарова, Т.П.Лакоценина. Управление современной школой. – М.: Издательство “Учитель”, 2003 г.