Конструирование фартуков. 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Тип: урок усвоения новых знаний и навыков.

Цели:

  • ознакомить с классификацией одежды и фартуков;
  • познакомить с историей фартука от древних времён и до наших дней;
  • научить правильному измерению фигуры человека;
  • развивать пространственное представление о конструктивных линиях на фигуре и эскизе модели фартука;
  • воспитывать аккуратность и точность при измерении фигуры и записи результатов измерения;
  • воспитывать ответственность за выполняемую работу, прививать коммуникативные навыки работы в паре.

Оборудование:

  • ПК,
  • проектор,
  • переносной экран.

Наглядные пособия:

  • фартуки (с нагрудником и без него),
  • плакаты: “Классификация одежды по назначению”,
  • манекен.

Инструменты:

  • сантиметровая лента,
  • тесьма для опоясывания фигуры,
  • инструкционная карта “Мерки для построения чертежа фартука на поясе”.

Ход урока

По своему назначению одежду разделяют на:

  • бытовую,
  • производственную,
  • спортивную,
  • форменную.

Эту классификацию можно представить в виде схемы:

 

При выполнении домашних работ по уборке жилья или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос в продукты и пищу. Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, так как эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

Классификация фартуков (слайды 1 и 2 презентации) <рис.1 >

Фартуки могут быть:

  • дополнением к национальному костюму (слайд №3); <рис.2>
  • элементом рабочей одежды (слайд №4); <рис.3>
  • нарядными - для сервировки стола при обслуживании гостей (слайд №5) <рис.4>

Фартук (или передник) – широко распространенная и почти неизменяющаяся часть одежды с древнейших времён и до наших дней (слайд №6).

 

История фартука начинается с древних Египта и Греции (слайд №7) <рис.5>

Уже в ранний период существования Египта мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу из узкой полоски кожи или связанные (сплетённые) тростниковые стебли. С течением времени фартук становится распространённым видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой собиралась в складки и прикладывалась к корпусу спереди. Остальная часть ткани обёртывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится постоянной принадлежностью рабочей одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. фартук непременно украшал жён именитых горожан. В Германии жёны бюргеров носили иногда даже двойные фартуки (спереди и сзади).

(слайд № 8). Фартук периодически входил в моду среди высших слоёв населения. Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV (1660-1710 гг.) повязывали маленький фартук из дорогой ткани с богатой отделкой по краю <рис.6>

Во времена первой мировой войны фартук становится необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: дородного мастера, механика и т.п. таким образом, из “одежды горничных” фартук превратился в рабочую женскую одежду. Вероятно, с этого времени он перестаёт существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой (слайды № 9 и 10) <рис.7,8>

Однако в наши дни на производстве вместо фартука всё чаще используют новую специальную одежду. Многие работники предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется только в музеях и книгах по истории костюма.

I. Конструирование - это создание одежды с помощью расчётов и чертежей. Процесс конструирования включает в себя (слайд №11):

  • измерение фигуры человека и запись мерок
  • расчёт и построение базового чертежа
  • моделирование.

Чтобы одежда была удобна и красива, её надо шить по определённому размеру. Для этого необходимо выполнить измерения фигуры человека. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела, через которые проводят условные линии – конструктивные (слайд №12) <рис.9 >

Измерение фигуры производят на основе этих линий.

II. Измерение фигуры выполняют с помощью сантиметровой ленты. Изобрёл её в 1810 году французский портной.

Изготавливается лента из клеёнчатых материалов длиной 150 см. На концах - металлические заклепки, предохраняющие от износа и придающие им дополнительную жёсткость.

При снятии мерок необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Обвязать туловище на уровне талии шнурком для более точного её определения
  2. Стоять прямо с опущенными руками.
  3. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять
  4. Мерки снимают по правой стороне
  5. Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью
  6. Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

Все измерения записывают условными обозначениями (слайд №13) <рис.10>

Инструкционная карта “Мерки для построения чертежа фартука на поясе”.

Наименование мерки Условное обозначение Приём измерения Назначение мерки Мои мерки, см.
Полуобхват талии Ст Измеряется вокруг туловища по самому узкому месту Для расчёта длины пояса  
Полуобхват бёдер Сб Измеряется вокруг туловища по линии бёдер горизонтально Для расчёта ширины фартука  
Ширина нагрудника Шн Измеряется горизонтально на уровне груди Для расчёта ширины нагрудника  
Длина нагрудника Дн Измеряется от линии талии вверх до нужной длины Для определения длины нагрудника  
Длина изделия Ди Измеряется от линии талии до желаемой длины Для определения длины фартука  

Текущий инструктаж.

Учитель показывает на манекене или на одной из учениц приёмы снятия мерок, используя инструкционную карту “Мерки для построения чертежа фартука на поясе”.

III. Практическая работа.

Измерение фигуры целесообразно выполнять в парах.

Заносить результаты следует в свободную колонку инструкционной карты.

IV. Проверка и оценка результатов практической работы.

V. Домашнее задание:

Выучить названия мерок и их условные обозначения, правила и приёмы измерения фигуры;

Приготовить масштабную линейку, чертёжные инструменты, лист бумаги А4, фломастеры.