Использование интеграции и межпредметных связей на уроках математики и краеведения

Разделы: Математика, Начальная школа


“Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества”

В.А. Сухомлинский

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Ведь краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры родного края.

Академик Д.С.Лихачёв говорил о том, что если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие,- значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране.

Много интересных сведений о предприятиях, различных учреждениях нашего города сообщают ученики на классных часах, почерпнув эти сведения из книг, периодической печати, от своих родителей.

Значительное внимание уделяю различным аспектам родиноведческих и краеведческих знаний и на уроках, используя интегральный подход к обучению, межпредметные связи. Это способствуют общему развитию ребёнка и более глубокому подходу к изучаемым на уроке темам.

Средствами разных учебных предметов, стремлюсь воспитать в детях любовь к Отечеству, родному Белгородскому краю, его духовным, самобытным обычаям, традициям, стремлюсь показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни Белогорья и России, значимость каждого для благополучия и процветания Родины. Воспитание любви к Родине, родному краю было бы недостаточным, если бы не привлекался краеведческий материал, связанный с историей Белгородского края. Введение элементов краеведческих знаний в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.

В последнее время издаётся много книг о городе Старый Оскол, Белгородской области. Знакомство с их содержанием помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, расширяет их кругозор, а найденные совместно с учителем внутрипредметные и межпредметные элементы интегрирования способствуют выработке правильных мировоззренческих взглядов. Приоткрыть странички исторического прошлого нашего края поможет математика.

Интегрированные уроки по математике особенно актуальны, поскольку обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают неизменный познавательный интерес у обучающихся.

Покажу, как я осуществляю интегральный подход на уроках математики с использованием краеведческого материала.

При изучении тем “Нумерация многозначных чисел”, “Решение задач с многозначными числами”, провожу уроки – путешествия в историю родного края. Эти путешествия помогают сделать увлекательным не только интересно составленные задачи, но и красочные репродукции, литературный материал, посвящённый героическому прошлому нашего края.

На таких уроках я предлагаю детям решить такие задачи:

- В 2093 году наш город отметит своё 500-летие. В каком году он основан? Сколько лет исполнилось нашему городу в текущем году?

- В 1239 году на наш край нахлынули полчища татар. После опустошительных набегов Оскольский край, как и вся юго-восточная окраина Руси сильно опустел. Сколько лет (десятков лет, сотен лет) прошло с тех пор?

- По данным 1910 года, в городе проживало 8747 русских жителей, немцев – 10, поляков – 65, евреев – 118, армян – 20, один татарин. Сколько всего жителей было в нашем городе в 1910 году?

- По данным 1910 г. в городе насчитывалось 603 здания крытых железом, тёсом - 53, черепицей - 5, соломой и камышом - 168, комбинированных кровель было 92. Из них кирпичных строений было 482, остальные – деревянные. Сколько деревянных строений было в городе?

- В 1655 г. город Оскол получил новое имя. В 60 верстах южнее был построен город Царёв-Алексеев, затем переименованный в Новый Оскол. Оскол стал называться Старым Осколом. Сколько лет наш город называется так?

- В 1783 г. академик Иноходцев предположил, что в Курской губернии (в её состав ранее входила и наша область) залегают магнитные руды. Но лишь в 1959г. была добыта первая руда на Лебединском руднике. Сколько лет прошло с момента обнаружения до первой добычи?

- После неудачного похода в 1695г. на крепость Азов, занятую турками, Пётр I решил для нового похода весной 1696г. построить за зиму лёгкий галерный флот. Для чего собрали жителей ближайших городов. В Старом Осколе для несения охранной службы было решено оставить 15 человек, все остальные солдаты и дети боярские – 1225 человек – направились в Воронеж для постройки малых судов. Каждый человек должен был достать 10 фунтов пеньки (1 фунт – 400 г.) и два дуба. Какую массу пеньки и какое количество дубов должны были достать жители Старого Оскола?

По приказу Петра I большая часть служилого населения Белгородчины была мобилизована для строительства флота в Воронеж. Только по просьбе воеводы Б.П.Шереметьева для несения службы в городе Белгороде из 925 детей боярских оставлено 150, а в Старом Осколе – лишь 15 из 1240. Сколько служилых людей призвали из Белгорода и Старого Оскола? На сколько человек больше призвали из Старого Оскола, чем из Белгорода?

Вот, например, какие задачи я использовала на уроке, посвящённом Курской битве.

- С 5 июля по 23 августа 1943 года длилась Курская битва. Сколько суток? Часов?

- Госкомитет Обороны СССР 8 июня 1943 г. принял постановление в срок с 15 июня по 15 августа, для переброски грузов к фронту, построить новую железную дорогу Старый Оскол – Ржава, протяжённостью 95 км. Но уже 16 июля по этой стальной магистрали пошли первые эшелоны фронту. На сколько дней опередили график строители? Сколько суток (часов) велось строительство дороги?

- Старооскольские 14-16-летние девушки вписали в 1943 г. своими руками в историю золотые строки. Для строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава, из Старого Оскола была отправлена строительная колонна. Она состояла из 1000 девчат. В тяжелейших условиях, под непрерывными бомбёжками, они вручную грузили по 120 автомашин щебня и грунта, при норме – 40. Сколько автомашин щебня и грунта нагрузили девушки за 32 дня? На сколько машин за эти дни они превысили норму?

- За 32 дня наши девушки и их ровесницы, вместе с другими строителями, со стариками и бабами из окрестных деревень уложили 80 000 кубометров грунта. Сколько кубометров грунта в среднем укладывали строители за один день?

- В 1943 г. в фонд обороны колхозники Старооскольского района сдали 189120 пудов зерна, 48 816 пудов картофеля, 9 964 пуда подсолнуха, 10086 пудов овощей, 16 602 пуда мяса. Каков общий вес сданной продукции?

Подобные задачи очень важны и для расширения детского кругозора. Конечно, бесполезно требовать от обучающихся обязательного запоминания дат и событий. Цель уроков не в этом. Главное – дать ребёнку возможность ощутить поток времени, в котором движется человеческая цивилизация, помочь ему понять, что жизнь каждого человека – часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения.

Эффективность урока может быть повышена, если его проведение будет приурочено к экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам города и области.

При изучении темы “Величины”, “Операции с величинами” в 3-4 классах, я также предлагаю детям на уроках и на занятиях математического кружка задачи с использованием краеведческого материала, используя межпредметные связи с уроком изучения окружающего мира. Дети знакомятся со старинными мерами длины, площади, массы, учатся переводить их в современные единицы измерения.

- Для оповещения и предупреждения татарских набегов построена Белгородская засечная черта, в которую вошёл город-крепость Оскол. Он был построен при царе Фёдоре Иоанновиче в 1593 г. на меловых скалах, обрывающихся к бурной, многоводной и глубокой тогда реке Оскол. Крепостная стена, или острог, состояла из вертикально поставленных дубовых брёвен с заострёнными вверх концами. Длина крепости была равна 930 саженям. С трёх сторон крепость была окружена неприступным обрывом, с севера её защищал ров с водой. Узнайте, какова длина городских стен в современных мерах длины. (Длина казённой сажени равна 217 см. 6 мм.).

- Стены и башни были “срублены” из дубового леса (диаметр брёвен был около 25см) и обмазаны глиной. Лес рубили за рекой Чуфичкой, в районе современной деревни Воротниково. Местные жители для крепостных сооружений заготовили 17980 брёвен. Если бы эти брёвна выложить в один ряд, какой длины был бы настил?

- По периметру стен города располагалось 20 башен. На южной стороне находилась “отводная” башня, которая прикрывала тайник к Осколу. Тайник представлял собой вырытую галерею, в которую был уложен дубовый сруб длиною более 85 м, а высота и ширина в пределах 3 м. Галерея примыкала к колодцу, вырытому в 10 м от реки Оскол, откуда жители и гарнизон осаждённого города могли добывать воду. Найдите периметр стен галереи, их площадь.

- Размеры крепости в 1615 г.: северная передняя стена по “пряслу” (расстояние между башнями) составляла 54 сажени, восточная – 48, южная – 60, западная – 54 сажени. Каков был периметр крепости Оскол, если длина казённой сажени в XVII веке была равна 217 см. 6 мм.

- Самой мощной защитой крепости было огнестрельное оружие. Самым распространённым был “пищаль”. Им называли почти всё огнестрельное оружие. Согласно дозорной книге 1615 г., у защитников крепости было всего 12 пищалей. Шесть железных пищалей малого калибра, весом ядра в одну гривенку (гривенка равнялась 205 г.) и шесть медных – три из которых по шесть гривенок ядро, три – по четыре гривенки. Каков общий вес ядер, которые требовались лишь для одного заряда для всех пищалей?

- В 1800 г. урожай всех культур оставался очень низким. В хозяйстве на каждую душу приходилось по 3 чети зерна на год (1 четь - 22пуда). И этот урожай считался хорошим. А случалось собирать и по 10 пудов на одну душу. Рассчитайте, сколько граммов зерна приходилось на одного человека в день?

- На всероссийской выставке кустарей – экспонавтов в Москве в 1886г. Колесников Аверьян, из села Роговатое, за зипуны из белого сукна, которые он изготовил сам, награждён бронзовой медалью. Фунт шерсти стоил 20 копеек, из него получали 3 аршина сукна по 25 копеек за аршин. Какова прибыль работника, изготовившего сукно из 5 фунтов шерсти?

В настоящее время много внимания уделяется духовному воспитанию детей. Ведь история нашего края неотделима от истории православия. Поэтому на уроках математики использую следующие задачи:

- 2 (15 по новому стилю) октября 1703 г. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, находящаяся над вратами крепостной стены города Белгорода, просияла неземным светом и от него сама собой зажглась свеча. Икона впоследствии прославилась многими чудесами и исцелениями. В каком году отмечалось 300-летие прославления чудотворной Белгородско-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы? Сколько лет прошло с этого дня теперь?

- 4 ноября во всех православных храмах нашего города проходят праздничные богослужения и крёстные ходы с Казанской иконой Божией Матери. Это церковное торжество в честь одной из самых почитаемых на Руси икон установлено в память освобождения от польских интервентов в 1612 г. Поэтому в 2005 г. эта дата совпала с новым государственным праздником – Днём народного единства. В каком веке произошло сражение с поляками? Сколько лет прошло с тех пор? В каком году мы будем отмечать 400-летие освобождения от польских интервентов?

- В 1630 г. строится Белгородская оборонительная черта. В Белгороде установлен вечевой колокол в 75 пудов. Звон его был слышен на много вёрст и предупреждал об опасности. Пересчитайте вес колокола в килограммах, если 1пуд = 16 кг. 380 г.

- В XIX веке белгородский купец Н. И. Чумичов подарил Белгородскому Свято-Троицкому мужскому монастырю колокол, весом 1100пудов. Почти такого же веса был предшественник Царь-колокола. Сколько же килограммов весил этот колокол? Сравните его вес с первым вечевым колоколом Белгорода.

- В настоящее время монастырский Троицкий собор в Белгороде представляет собою довольно красивое здание по 15 сажень в длину и ширину. Найдите периметр этого здания. (1 сажень = 213см)

- Для золочения куполов храма Петра и Павла, недавно возведённого недалеко от Прохоровского поля, использованы пластинки золота. На 1м2 шло 5г золота. Каков вес золота, затраченного на золочение маковки храма, если площадь его поверхности 160м2?

Академик Д.С. Лихачёв писал: “Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышает их культурный уровень. Это самый массовый вид науки”.

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе я провела как заочный “Поход в заповедники Белгородской области”. На этом уроке обучающимися были решены следующие задачи:

- Длина заповедника “Ямская степь” 23 км., его ширина на 2 км. меньше. Найдите площадь заповедника.

- Длина заповедника “Лес на Ворскле” 52 км., его ширина на 31 км. меньше. Найдите длину границы заповедника.

- В марте 1971 г. В лесах Белгородчины получили “прописку” европейские олени, переселившиеся из Воронежского государственного заповедника. Сколько лет они живут в нашем крае?

Материалы к уроку посвящённому рекам родного края:

- В области 480 ручьёв и рек длиной более 3 км. Из них 4 реки длиной более 100 км, 35 – более 25 км, 70 – более 10 км, остальные – менее 10 км. Сколько рек и ручьёв длиной менее 10 км?

- Оскол – главный левобережный приток Донца. В конце XVI – начале XVII века река была судоходна. В наше время длина реки - 472 км, в пределах области – 220 км. Какова протяжённость реки Оскол за пределами области?

- По области протекают крупные реки. Протяжённость реки Северский Донец 1053 км, Оскол – 472 км, Ворскла – 464км, Тихая Сосна – 161 км. Какова общая протяжённость этих рек?

- Общая протяжённость речной сети области 5000 км. Протяжённость Северского Донца по области – 110 км, Оскола – 220 км, Ворсклы – 115 км, Тихой Сосны – 105км. Остальные реки имеют протяжённость менее 100 км. Какова их общая протяжённость?

Говорим мы на уроках и о климате и рельефе Белгородской области.

- Продолжительность светового дня в Белгородской области в середине мая 15 ч 22 мин, в середине октября – 12 ч. 42 мин. На какое время сократился световой день за это время?

- Наша область находится на Среднерусской возвышенности, и её высота приподнята над уровнем моря. Самая высокая точка в Губкинском районе – 277 м., в долине Северского Донца – 102 м., в долине реки Оскол – 83 м. На какую высоту в среднем приподнята наша область над уровнем моря? (Вы сделали расчёт по трём точкам, но учёные обследовали намного больше точек, и выяснили, что средняя высота нашей области 200 м. над уровнем моря).

Наши дети живут в XXI веке. На уроках я даю задачи, из которых они узнают что-то новое о современном городе, перешагнувшем 400-летний рубеж. Для составления таких задач использую материалы статей периодической печати.

- Руководитель клуба “Поиск” Григорьев Э.И., вместе с членами клуба уточнили и восстановили более 3000 имён погибших героев, воевавших в наших местах. Все наши земляки, старооскольцы, а это 14 000 погибших и пропавших безвести, занесены в Книгу памяти Белгородской области. Тысячи останков героев перезахоронены в братских могилах города и района, 1300 человек – на Мемориале у Атаманского леса, из них установлены фамилии свыше 600 захороненных. Сколько неизвестных героев похоронено на Мемориале? Может быть, став старше, и вы станете членами клуба “Поиск”, и с вашей помощью станут известны имена погибших.

- В городе Старый Оскол в 1601 г. насчитывалось 6 308 жителей, в 2006 г. - 230 842 жителя. Каков прирост населения за эти годы?

- На 1 января 2006 г. в Белгородской области 1 511 400 человек. Из них в сельской местности живёт 512 800 человек. Сколько городских жителей в нашей области?

- Какова средняя плотность населения в Белгородской области, если её территория 27 100 км2, а по данным на 1 января 2006г. в ней проживает 1 511 400 человек?

- Средняя плотность населения нашей области в 1997 г. была 54 человека на 1 кв.км. Наша область занимает 27100 кв.км. Сколько человек жило в нашей области в 1997 г.?

Проведённые занятия принесли свои плоды. Ребята не только получили интересные знания о родном крае, но у них пробудился интерес к своей малой родине, её прошлому, настоящему, будущему. Дети стали читать местную периодическую печать, книги, искать в них информацию о Белгородской области. К этой работе подключились и родители обучающихся. Они предлагают детям задачи о Белгородчине, о своей семье, ведь краеведение для каждого ребёнка начинается с жизни его семьи, его родных и близких.