Ковалентная связь и геометрия молекул

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Раскрыть универсальный характер понятия “гибридизация орбиталей”.
  2. Показать зависимость пространственного строения молекул веществ от типа гибридизации электронных орбиталей.
  3. Показать зависимость физических свойств от геометрии молекул.

Форма урока: Комбинированный урок.

Особенности урока: Проведён по технологии “развитие критического мышления” с применением мультимедийного комплекса.

Оборудование:

  1. Модели гибридных облаков для магнитной доски.
  2. Тексты для работы учащихся.
    • Вопросы для 1-го этапа урока “Знаю” (Приложение I).
    • Текст для “критического чтения” (Приложение II).
    • Мультимедийный комплекс для демонстрации фрагментов темы “Химическая связь” (1, 2, 3 фрагменты).
  3. Компакт-диск “Химия общая и неорганическая 10-11 класс” Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ. Предназначен для изучения химии в 10-11 классах.

Задачи:

  1. Научить учащихся критически мыслить.
  2. Научить учащихся добывать знания.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся должны предсказывать геометрию молекул, применяя теорию гибридизации электронных орбиталей.

Этапы урока:

I. Стадия “Вызова”

  1. Записать тему урока.
  2. Разделить развёрнутый двойной лист на 3 колонки: “Знаю”, “Хочу знать”, “Узнал”.
  3. Учащиеся читают вопросы (Приложение I) и выписывают те понятия, которые знают в 1-ую колонку – “Знаю”.

Приложение 1

  1. Во вторую колонку – “Хочу знать” выписываю т проблемы, возникающие в ходе ответов на вопросы.

Предполагаемые проблемы:

  • Почему возникает направленность связи?
  • Каким образом определяется направленность связи?
  • Почему геометрия молекул влияет на физические свойства?

II. Стадия “Осмысления”

  1. Демонстрация фрагмента №1 “Направленность электронных облаков”. Во фрагменте в динамике показываются электронные облака и их перекрывания. Диктор делает вывод, что направленность связи возникает из-за направленности перекрывающихся облаков.
  2. Фрагмент №2. В отрывке рассказывается о том, что перед образованием связи облака гибридизируются.
  3. Чтение текста с маркировкой: “Знаю” V, “Узнал” +, “Удивило” ?

Приложение II

III. Этап “Рефлексия”.

  1. Учащиеся отвечают на вопросы по второй колонке – “Хочу знать”.
  2. Демонстрируют шаростержневые молекулы.
  3. Делается вывод, что молекула состава AB2 могут быть линейные или угловые. Демонстрируется фрагмент №3. Фрагмент показывает тип гибридизации электронных орбиталей в молекулах NH3 и CH4 и геометрию этих молекул.

Домашнее задание:

Учебник Габриелян О.С. 11 кл. Зарисовать перекрывание облаков в молекуле CO2, BCl3. Ответить на вопрос №11: “Почему растворимость SO2 лучше, чем CO2?”

Приложение

Презентация

Дополнительный материал