Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников

Разделы: Начальная школа


У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать;

нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим

Жан-Жак Руссо

Психолог прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончается его влияние

Лоуренс Дж. Питер

Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится воспитывается человек не только в начальных классах, но и в средних ,и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается, то что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. А моя задача состоит в том, чтобы помочь учителям, родителям, обеспечить их необходимой информацией об особенностях психических процессов и психологических свойств учащихся для успешного овладения ими способами учебной деятельности, составить индивидуальный план работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, а также помочь самим ребятам овладеть способами учебного труда.

Поэтому основными направлениями в моей работе как педагога-психолога начальной школы является диагностико-аналитическая и коррекционно-развивающая деятельность.

Работа ведется по трем основным блокам (все три блока взаимосвязаны между собой).

Работа с педагогами осуществляется через проведение психолого-педагогических семинаров-практикумов, где я даю не только теоретический материал, но и больше подкрепляю практическим, который педагоги могут применить в своей работе.

Провожу индивидуальные и групповые консультации по подготовке к МППК по переходу учащихся из начальной школы в основную, по адаптации первоклассников, обеспечиваю необходимым материалом для его подготовки, т.е. что должны подготовить педагоги к МППК (в том числе это заполнение специальных бланков психолого-педагогического статуса учащихся, а также какую характеристику и в какой форме они должны предоставить).

Провожу консультации по учебной деятельности и воспитанию детей, и как правильно выстраивать работу с учащимися и их родителями.

Работа с учащимися

В начале года я провожу психологическое обследование учащихся с целью выявления уровня их актуального развития, выявляю детей, нуждающихся в коррекционно-развивающих занятиях, в основном это дети группы риска (если требуется, то провожу углубленную индивидуальную диагностику). Коррекционная работа направлена на развитие познавательной, эмоциональной, социально-волевой сфер личности ребенка. В конце года провожу повторную диагностику, готовлю МППК, оказываю консультативную помощь учащимся.

В связи с переходом на гимназическое образование одним из требований к выпускникам начальной школы является развитие личности в целом. С учетом этого, одно из направлений учителей начальной школы- это формирование ключевых компетентностей младших школьников. В этом направлении, совместно с педагогами, ведется целенаправленная работа.

Большое внимание уделяется мониторингу личностного развития учащихся

Работа с родителями.

В начале года провожу плановые родительские собрания по теме: “Психологические особенности учащихся младших классов”

(по параллелям), а также по данным психологических исследований, где даю рекомендации по обучению и воспитанию детей данного школьного возраста, в течение года провожу индивидуальные и групповые консультации с родителями учащихся группы риска, совместно выстраиваем программу действий работы с ребенком (если необходимо- провожу совместные консультации: родители + дети).

В конце года я провожу традиционные родительские собрания для выпускников начальной школы по теме: “Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено”.Родительские собрания проходят в нетрадиционной форме- это круглые столы, родительские лектории и другие формы работы.

Основной формой работы в преемственности всех служб начальной и основной школ- является МППК. На консилиуме мы рассматриваем актуальное состояние ребенка, его проблемы, разрабатываем программу его дальнейшего развития. Данные об ученике заносятся в психолого-педагогическую карту развития и ее я передаю психологу основной школы.

Психологическое сопровождение детей при переходе из начальной школы в основную, адаптация первоклассников осуществляется по следующим параметрам:

1 параметр- это мотивационная сфера

2 параметр- это познавательная сфера

3 параметр - это рефлексия (как новообразование)

4 параметр- это уровень развития ученического коллектива (социометрия)

5 параметр - это развитие произвольности

6 параметр - это эмоциональная сфера (тревожность)

7 параметр - это самооценка, “Я – концепция”

Осуществление психологического мониторинга в данном объеме, с моей точки зрения, информационно обеспечивает педагогическое прогнозирование- “ специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизаций содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности”

Согласно результатов исследований наблюдается положительная динамика в личностном развитии младших школьников, а это подтверждает эффективность обучения детей по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Приложение 1

Приложение 2