Урок алгебры в 9-м классе "Решение практических задач с применением арифметической и геометрической прогрессий"

Разделы: Математика


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: дидактическая игра.

Цель:

1.

  • а) Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки нахождения n-го члена суммы и первых членов данных прогрессий с помощью формул; решение задач, в которых используются обе последовательности.
  • б) Формировать практические навыки учащихся.

2. Развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью.

3. Развивать чувство коллективизма.

Ход урока

I этап. Мотивационно-ориентировочный.Разъяснить учащимся цель учебной деятельности.

  1. Учитель: Сегодня на уроке вы должны повторить определения прогрессий, формулы и с помощью их решать успешно задачи. Увидеть тесную связь между математической и окружающей жизнью.
  2. Класс делится на две команды.

II этап. Повторительный. Актуализация опорных знаний в виде разминки:

  1. Какие прогрессии вы знаете?
  2. К какой прогрессии относятся данные последовательности:

  1. Дать определения прогрессиям. Что означает термин «прогрессия»? – «движение вперёд».
  2. Запишите формулы n-ых последовательностей в тетрадях.
  3. С какой формулой связан один из эпизодов биографии Карла Гаусса (портрет)? А ещё какая формула есть? Как называется эта формула?
  4. С какой формулой связано предание о создании шахмат? или Как называется эта формула?

III этап. Основной. Контроль и оценка промежуточных результатов.

1. Учитель: О прогрессиях и их сумах знали древнегреческие учёные. Отдельные факты об арифметической и геометрической прогрессиях знали китайские и индийские ученые. На прошлых уроках вы узнали историю возникновения прогрессий.

Прогрессии встречаются не только в математике, но и в окружающем нас мире и очень часто.

2. Предложить учащимся разделить страницу тетради на две части и написать.

  • Арифметическая прогрессия;
  • Геометрическая прогрессия.

К какой прогрессии относятся данные задачи?

(Задачи проецируются на экран с помощью мультимедиа проектора. Текст задач см. в Приложении 1).

Каждому известно, что очень полезно принимать воздушные ванны.

1. Задача от медицины.

Решение:

х1=15, d=10, хn=105 мин.

хn = х1 + d(n - 1).

хn = 15 + d(n – 1)хn = 15 + 10n – 10.

10n = 100.

(В медицине).

2. Задача от биологов.

Решение:

b1 = 1, q = 2.

1 ч. 45 мин. = 105 = 15 – 10 + 10n.

Ответ: 127 бактерий за 7 минут.

n = 10 дней.

(В биологии).

3. Задача от строителей.

Решение:

b1 = 1, b20 = 20*10= 210 (брёвен).

4. Задача от экономистов.

Решение:

Простые проценты – это прообраз арифметической прогрессии.

1-й банк каждый месяц начисляет от 100 у.е.

а1 = 100, d = 100*0,3= 30;

a37 = 100 + 36*3= 100 + 108 = 208 у.е. через три года.

2-й банк каждый год начисляет от суммы 100 у.е.

а1 = 100, d = 100*0,4= 4;

а4 = 100 + 3*40= 100 + 120 = 220 у.е через три года.

3-й банк. Сложные проценты начисляются увеличивая сумму каждый год в 1,3 раза (100% + 30%).

b1 = 100, q = 1,3;

bn = 100*1,33= 100*2,197= 219,7 у.е. за три года.

Вывод: Увеличить прибыль выгодно во втором банке. Но в дальнейшем ситуация может измениться.

Дома: Произведите расчёты, в какой банк выгоднее положить деньги предприятию на 5 лет.

Далее учащимся предлагается тест (3 варианта). Текст теста (см. Приложение 2) отображен на мониторах компьютеров перед учащимися, которым требуется отметить правильные ответы.

I II  III
1 -А 1 – А

1 – Б

2 - Б  2 – Б 2 – Б
3 - Б 3 – В 3 - Б
4 - А 4 - Б 4 - А
    5 – Б

IV этап: Заключительный. Подведение общих итогов.

В ходе урока вы повторили определения прогрессий, формулы.

Решили задачу практического характера, применяя свои знания.

Отметить самых активных, выставить оценки.

V этап: Домашнее задание:

  1. Произвести расчёты вклада на 5 лет.
  2. Решить на «3» - № 430, 462. На «4» и «5» - № 438, 468.
  3. Составить самим задачу на применение арифметической и геометрической прогрессии.