Методическая разработка по фитодизайну для детей 9–12 лет

Разделы: Технология, Начальная школа


Данный блок уроков может быть полезен учителям начальной школы в 3-4-х классах и учителям технологии в 5-6-х классах.

Актуальность. Огромное влияние дизайна на формирование культуры современного общества. Возросший интерес к составлению отдельных композиций и целостному оформлению интерьера растительным материалом.

Педагогическая целесообразность.

Растительный мир – это мир искусства. Разнообразие цветовых оттенков, изысканных форм, различных запахов, приятной на ощупь фактуры и внутренней теплоты природного материала – все это наиболее быстро и полно способствует раскрытию сенсорных каналов, а значит развитию и тренировке органов восприятия, эстетического вкуса. Работая в соавторстве с Природой, с готовыми природными формами, каждый ребенок легко достигает максимального результата, может полностью реализовать свои возможности в этом виде творчества, что способствует росту его внутреннего “Я”.

Основная цель данной методической разработки - создание условий для развития творческого потенциала школьников посредством работы с природным материалом.

Основные задачи:

  • сформировать знания о разнообразии форм, красок и проявлений компонентов окружающего мира;
  • выработать умения и навыки работы с природным материалом;
  • научить использовать качества и особенности природного материала для максимальной выразительности художественного образа;
  • развивать воображение, познавательную, практическую и творческую активность, эстетическое восприятие окружающего мира;
  • воспитать эмоционально-чувственный взгляд на мир; бережное отношение к природе.

Тема 1. “Знакомство с фитодизайном” (2 часа)

Цель: Познакомить с материалами, оборудованием и правилами работы на занятиях фитодизайном.

Задачи:

  • научить пользоваться клеем, кисточкой и ножницами при выполнении работ из растительного материала;
  • научить правильно, обращаться с хрупким природным материалом в процессе работы;
  • дать представление об искусстве фитодизайна и материалах, которые используется в этом виде деятельности;
  • воспитать аккуратность в процессе работе.

Оборудование и материалы для педагога: видеоматериалы, готовые флористические работы, наглядные пособия по ассортименту растительного материала; наглядные пособия по безопасным приемам работы с клеем, ножницами.

Оборудование и материалы для учащихся: клей, кисточки, ножницы, картон, ассортимент растительного материала.

Ход занятия

1. Организационный момент Приветствие.

2. Объявление темы занятия, постановка цели.

На сегодняшнем занятии мы узнаем, что такое фитодизайн, какой материал используется на занятиях фитодизайном, и как правильно им пользоваться при выполнении работ.

3. Объяснение нового материала. Слово фитодизайн сложное слово. Часть слова ФИТО указывает на отношение к растениям, а ДИЗАЙН – значить составлять, конструировать. Получается, что фитодизайн это конструирование из растительного материала.

Какой же растительный материал можно использовать, занимаясь этим видом искусства? (дети называют названия знакомых им растений). Каждый из вас конечно прав. Фитодизайн это искусство составления композиции или букета из любого растительного материала и даже искусственных цветов. Это могут быть совсем маленькие работы на плоскости или объемные композиции, достигающие нескольких метров. (Просмотр видео с комментариями педагога)

“Чем было бы человечество, не узнавшее цветка? Не изменился бы наш характер, наша нравственность, наша способность к восприятию красоты, способность к счастью…” М. Матерлинк.

Обычай украшать цветами жилища, гробницы, победителей войн и их колесницы мы наблюдаем уже со времен фараонов. При раскопках находят букетики васильков хорошо сохранившихся в гробницах. На Руси обычай украшать свое жилище венками, гирляндами, просто букетами в вазах обычно совмещался с языческими, а затем с христианскими праздниками. Троицын день всегда совпадал с началом лета, поэтому избы украшались ветками березы, пол устилали свежескошенной травой, а на столах устанавливали букеты из полевых цветов. К Пасхе старались вырастить зеленую горку из проросшей зелени или “выгнать” из луковицы красные гиацинты, которые украшали пасхальный стол. То есть, стремление человека окружать себя цветами было всегда. У каждого народа создавались свои обычаи цветочного оформления, это складывалось с учетом их религий, места проживания. Так возникли два направления в фитодизайне восточное и западное. Для западного - характерно обилие цветочного материала, пышность, яркость, а для восточного (икебана) - лаконизм, выразительность линий, символика в подборе цвета, линий (демонстрация иллюстраций).

Мы с вами, ребята, будем пользоваться сухим растительным материалом: листьями, цветами, семенами, а также отдельными их частями. Сухой растительный материал очень хрупок, как вся Природа, которая нас окружает. Для того чтобы наши лепесточки не поломались в процессе работы, с ними надо обращаться очень и очень осторожно, также как и с растениями, окружающими нас.

Для работы нам будет необходим клей ПВА. Этот клей не изменяет цвет растительного материала при наклеивании. Клей аккуратно наносим на поверхность растительного материала и приклеиваем в нужном месте. При работе с клеем необходимо помнить, что смачивать в клее необходимо только мягкую часть кисточки. При работе с клеем следует соблюдать аккуратность. При попадании на кожу рук или другие места следует промыть кожу водой, так как в клее ПВА содержится уксусная кислота.

Свое рабочее место необходимо содержать в чистоте, растительный материал должен быть разложен в коробках с соответствующим названием.

Иногда для работы нам понадобятся ножницы. Их следует передавать друг другу в сомкнутом положении.

4. Практическая работа

В течение урока дети под руководством педагога учатся правильно наклеивать природный материал на картон. Форма работы произвольная - это может быть любой орнамент из семян и листьев.

Тема 2. “Наедине с природой” (4 часа)

Цель: Воспитать уважение к природе как к живому существу, которое имеет право на жизнь.

Задачи:

  • научить правильно вести себя в лесу;
  • научить правильно, собирать растительный материал и сушить его на воздухе и под прессом;
  • воспитать чувства уважения к Природе;
  • развить чувство восприятия красоты Природы.

Оборудование и материалы для учащихся: ножницы, пакеты или коробки, старые книги или журналы, бечевка или толстые нитки.

Ход занятия

1. Организационный момент Приветствие.

2. Объявление темы занятия, постановка цели.

На сегодняшнем занятии нам предстоит не только собрать растительный материал и подготовить его к работе, но и научиться видеть то состояние природы, в котором она находится в данный момент.

3. Объяснение нового материала. Прежде, чем мы отправимся в лес, мне хотелось бы прочитать вам стихотворение Владимира Шефнера, которое подскажет вам, как надо себя вести в лесу или лесной зоне.

Ты, Человек, любя Природу,/
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую,
И не исчерпай ее до дна,
И помни истину простую –
Нас много, а Она – одна!

Как надо себя вести в лесу или лесной зоне? Дети формулируют (с помощью учителя) правила поведения в лесу или лесной зоне:

1. Категорически запрещается разжигать костры в лесу или лесной зоне.

2. Категорически запрещается оставлять после себя мусор на месте привала и по ходу маршрута. Мусор следует оставлять в специально отведенных местах, при отсутствии таковых следует закопать в землю.

Наблюдение за состоянием природы в лесу. При сборе растительного материала необходимо соблюдать следующие правила:

Листья следует очень аккуратно срывать или срезать ножницами, не ломая веток, по 1-2 листочка с одной ветки.

Веточки следует собирать только сухие или поломанные.

Цветы собирать соцветиями или отдельными цветочками, аккуратно срезая, не нарушая при этом корневую систему.

Категорически запрещается собирать растения, занесенные в Красную Книгу, цветы с городских газонов, в ботанических садах и заповедных зонах.

Сушка растений на воздухе. Растительный материал связываем в небольшие пучки. Если нам необходимо получить прямые стебли, то растительный материал подвешиваем декоративной частью вниз. Если же необходима плавно изогнутая линия стебля, тогда материал для сушки расставляем в вазах. Такой способ сушки хорош для злаковых растений.

Сушка под прессом. Для сушки под прессом подойдут листья почти всех растений, отдельные лепестки цветов и плоские цветы, не очень густые соцветия. Для сушки под прессом не подходят хризантемы, розы, гвоздики и им подобные, их следует сушить отдельными лепестками или на воздухе. Растительный материал раскладываем не менее чем через 10 листов газеты или старых ненужных книг. Бумага должна хорошо впитывать влагу, т.е. должна быть серой. Книги или газеты положим под груз. Через 2-3 дня растения переложить в сухую книгу. Время сушки 10 – 15 дней. Если не соблюдать правила закладки (много растений на одной странице, растения уложены менее чем через 10 страниц, не проветривать растения, заложенные в книгу), то растения могут покрыться плесенью, потерять цвет.

4. Практическая работа.

Сбор природного материала под руководством педагога. Сортировка растительного материала, определение названий растений совместно с учителем, и закладка его под пресс или связывание в пучки для сушки на воздухе.

Тема 3. “Сезонные изменения в природе” (2 занятия по 2 часа)

Цель: Развить эстетическое восприятие окружающего мира, эмоционально – чувственное отношение к природе.

Задачи:

  • научить использовать выразительные качества растительного материала;
  • передавать состояние природы, используя растительный материал;
  • развить чувство эстетического восприятия окружающего мира;
  • воспитать чувство бережного отношения к окружающей нас Природе.

Оборудование и материалы для педагога: готовые флористические работы, подборка репродукций картин И.Левитана, В.Серова, И.Шишкина, С.Жуковского, А.Пластова и др. отображающих сезонные изменения природы.

Оборудование и материалы для учащихся: клей, кисточки, ножницы, картон, ассортимент растительного материала.

Занятие 1. “Лето” (2 часа)

Ассортимент растений: любые мелкие полевые цветы, зеленые травы и листья: ромашка, иван-чай, тысячелистник, клевер, фиалки, зеленые злаковые, папоротник, хвощ, брусника, голубика и т.д.

Ход занятия

1. Организационный момент Приветствие.

2. Объявление темы занятия, постановка цели.

Тема сегодняшнего занятия “Лето”. Нам необходимо передать это состояние природы в картинке “Цветущий луг”, используя растительный материал, который находится перед вами.

3. Объяснение нового материала. Дети назовите, пожалуйста, наиболее характерные краски лета? Все вы конечно правы, потому как на летнем лугу можно встретить самые разнообразные цветы. Какие вы знаете, цветы, которые растут на лугу? А, если лечь в густую траву на лугу и прислушаться, что можно услышать? (стрекотание кузнечика, жужжание пчел и шмелей, пение жаворонка в небе и т.п.). Послушайте, как описывают лето Александр Шевелев.

День, словно рама, вымытая мамой,
Заполнен вширь и ввысь голубизной;
Ни облачка, ни тучки самой малой
Не проплывает в небе надо мной.
И только стриж неисправимо бойкий
Проносится со свистом в вышине,
И запах трав, дурманящий и стойкий,
О юности напоминает мне.

Какой ассортимент растений наиболее подходит для выполнения пейзажа “Цветущий луг”? (все мелкие цветы, зеленые листья и травы). Чтобы наш луг получился пестрым и веселым, нам необходим разный материал по цвету, форме, размеру.

4. Практическая работа. (Приложение)

На плотном светло-голубом картоне дети наклеивают разные цветы и травы. Вначале следует наклеивать верхние цветы и травки (лучше, если они будут меньших размеров, относительно нижних), затем постепенно заполняется все пространство различными растениями сверху вниз. Нижние растения и цветы должны быть крупнее верхних.

Занятие 2. “Осень” (2 часа)

Ассортимент растений: любые листья, цветы, веточки желто-красных оттенков.

Ход занятия

1. Организационный момент Приветствие.

2. Объявление темы занятия, постановка цели.

На сегодняшнем занятии мы выполним пейзаж “Осень”. Нам необходимо передать осеннее состояние природы в своих работах.

3. Объяснение нового материала. Дети назовите, пожалуйста, наиболее характерные краски осени? Звуки осени? (грустное курлыканье журавля, шум дождя). Какие эмоции вызывает у вас осень? Послушаем стихи Ивана Бунина об осени.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют.
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая –
И снова все кругом замрет.

Какой ассортимент растений наиболее подходит для выполнения пейзажа “Осень”? (Желтые, оранжевые, красные листья). Рассмотрите внимательно иллюстрации осенних пейзажей. Выберите в предлагаемом ассортименте растительного материала похожие по форме, цвету, листья с теми объектами природы, которые отображены на иллюстрациях.

4. Практическая работа. (Приложение)

На плотном голубом картоне дети отмечают линию горизонта. Картон ниже линии горизонта заклеивают разными листьями, при этом желательно располагать листья так, чтобы жилки листьев имели горизонтальное или наклонное расположение. На фон из листьев дети наклеивают “лес”, при этом “дальние деревья” из небольших темно-коричневых листьев, ближние ряды деревьев из листьев больших по размеру и посветлее, чтобы не было слияния цвета и формы.

Тема 4. Подарок к празднику. (2 часа)

Цели:

  • познакомить с флористическими традициями различных праздников.
  • научить использовать выразительные качества растительного материала при выполнении тематических композиций;
  • развить чувство эстетического восприятия окружающего мира;
  • воспитать уважение к традициям.

Оборудование и материалы для педагога: готовые флористические работы, подборка открыток и репродукций на рождественскую, новогоднюю, пасхальную тему, к женскому дню.

Оборудование и материалы для учащихся: клей, кисточки, ножницы, картон, разнообразный ассортимент растительного материала.

Ход занятия

1. Организационный момент Приветствие.

2. Объявление темы занятия, постановка цели.

Сегодня на занятии мы должны выполнить флористическую поздравительную открытку.

3. Объяснение нового материала. Условно традиционные праздники можно разделить на зимние и весенние.

Рождество и Новый Год! Что же это за праздники Рождество и Новый год? (Дети высказывают свои предположения). Зимние праздники это сказка, подарки, елка в огнях, блестящих шариках и гирляндах.

Наступило Рождество!
Ну а елка! На верхушке -
Золоченая звезда,
Свечки, пряники, игрушки,
Чудо-елка! Хоть куда
Как-то празднично сияют
Золотые купола
Все друг друга поздравляют,
Все звонят колокола.
Сердце радостнее бьется,
Ощущая благодать.
Все ласкает, все смеется -
Как словами передать
Почему же в этот праздник
Так усердствует мороз?
Радуется он, проказник,
Что родился в мир Христос.

Чем мы встречаем эти праздники? Нарядные костюмы, стихи, песни, красивая елка. Но особенно всем (и детям и взрослым) приятно найти под елкой подарок. Хорошо, если этот подарок будет необычный и выполнен своими руками.

К особенностям рождественской, новогодней аранжировки относится наличие атрибутов, символизирующих этот праздник: ангелочки, фигурки животных, дед Мороз, Снегурочка, еловые веточки, подарки и т.д. Цвета яркие, праздничные, с блестками: золотой, желтый, красный.

Какие весенние праздники вы знаете? (Пасха, женский день).

Пасху называют "праздников праздник, торжеством из торжеств". Это самый любимый на Руси праздник.

Этот праздник так чист:
Этот праздник так светел:
Как березоньки лист,
Как пушок юных ветел.

Даже люди неверующие в этот день становятся добрее. Издавна на Руси на пасхальный стол ставили зеленую горку из проросших семян кресс - салата. К Пасхе старались "выгнать" цветы красного гиацинта, позднее стали использовать и другие луковичные растения и проращивать злаки, куда потом раскладывали крашеные яйца.

При составлении пасхальных композиции используют раннецветущие растения, корзину в форме гнезда, яйца, фигурки птиц, животных. Почему? (Пасха бывает весной, с прилетом птиц, с началом цветения раннецветущих растений). Все приметы весны используются в пасхальной композиции, как характерные признаки.

Таким образом, флористические особенности праздника определяются временем года, то есть теми растениями, которые распускаются в это время, поэтому в весенний женский день уместно подарить тюльпаны, гиацинты, нарциссы, распустившиеся веточки деревьев.

Практическая работа. (Приложение)

На плотном картоне дети выполняют поздравительную открытку по предлагаемой схеме из разнообразного материала.

Список литературы.

  1. Володина Н.Е. , Малышева Н.В. К цветку цветок ...- Лениздат: 1993 г.
  2. Задворная Т.Г. Аранжировка цветов. - М.: ЭллисЛак, 1994 г.
  3. Наумова Н. В. Осипова Н. В. Цветов таинственная сила.- М.: Панорама, 1993 г.
  4. Н. В. Осипова Искусство флориста-дизайнера. - М.: 1996 г.
  5. Новикова Е. Ф. Вдохновение: Аранжировка цветов. Флористика. - Мн.: ПП “МЕТ", 1994 г.
  6. Н. Ф. Золотницкий Цветы в легендах и преданиях. - М.: Изд. торг. Фирма " Т-Око", 1991 г.
  7. Суханова Н. П. Амбарян С. А. Вторая жизнь цветов М.: Колос, 1994 г.