Комбинированный урок русского языка по теме "Корни с чередованием -е- – -и-"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • закрепить правописание безударных гласных в корне, научиться определять чередующиеся гласные Е//И в корне слова;
  • развивать умения проверять безударную гласную в корне;
  • воспитывать интерес к языку, чувство патриотизма, любовь к родному краю.

Задачи:

  • расширение кругозора студентов;
  • развитие речи.

Оборудование:

  • опорные таблицы,
  • карточки с заданиями,
  • учебники русского языка (Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В., ч.1, Закирьянов К.З., основной курс).

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность: 90 минут.

I. Организационное начало урока.

1. Проблема урока: правописание слов с чередующимися гласными е//и в корне слова.

– Почему этот вопрос важен при изучении орфографии?

Попробуем рассмотреть проблему вместе на сегодняшнем уроке, тема которого сформулирована (на доске).

2. Тема и постановка целей урока.

- Для этого повторим пройденный материал, закрепим правописание безударных гласных в корне, научимся определять чередующиеся гласные Е//И в корне слова, сделаем выводы по новой теме,.

II. Повторение пройденного материала.

1. Работа по карточкам.

А) вставить пропущенные буквы.

Б) выделить корни с чередованием о//а.

В) написать на какие правила эти слова (выполняют 2 человека).

Карточка № 1. Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, перекл..няться перед кем-нибудь, перекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костер; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..ренный луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.

Карточка № 2. Держать р..внение в рядах, р..вномерное движение, разр..внять грядки, ср..внить два числа, неср..внимые величины, подр..внять кусты сирени, увеличить ур..вень производства, р..вняться на передовиков, решить ур..внение, удачное ср..внение, зар..внять канаву, великолепная р..внина; буйная пор..сль, р..сти вширь и вглубь, неправильное ср..щение кости, зар..стать травой, болото пор..сло мхом, новая отр..сль промышленности, нар..стить силы, отвратительный р..стовщик.

2. Синтаксический разбор (выполняет у доски 1 человек). В Уфе (обстоятельство) начинал (сказуемое) свой (определение) творческий (определение) путь2 (дополнение) выдающийся (определение) русский1 (определение) певец Федор Шаляпин (подлежащее).

А) определить орфограммы: Уфа, Федор Шаляпин – собственные имена существительные; начинал – безударная гласная в корне слова; свой, творческий – стечение согласных в начале слова (сывой, тыворческий); путь – мягкий знак на конце; выдающийся – причастие, правописание –ущ, -ющ; русский – удвоенная согласная; певец – безударная гласная в корне слова, буква ц на конце.

Б) определить лексическое значение слова выдающийся – выделяющийся какими-нибудь положительными качествами.

3. Морфемный и словообразовательный анализ (выполняет у доски 1 человек). Русский – рус- корень, -ск- суффикс, -ий – окончание. Основа русск- производная.

Русский – имя прилагательное, обозначает признак предмета. Русский ---- рус, образовано при помощи суффикса –ск-, тип морфологический, суффиксальный.

4. Фонетический анализ (выполняет у доски 1 человек). Путь – [пут,] – 4 буквы, 3 звука, 1 слог.

Путь – ударный, закрытый слог.

у[у] – гласный звук, лабиализованный, верхнего подъема, заднего ряда, в сильной позиции.

пэ[п] – согласный звук, шумный, смычный, глухой, губной, двугубной, твердый, в сильной позиции.

тэ[т,] – согласный звук, шумный, смычный, глухой, язычный, переднеязычный, мягкий.

5. Словарная работа. Закирьянов К.З., Русский язык, упражнение 87, страница 58.

А) списать, вставляя пропущенные буквы. Б) объяснить правописание корней с чередующимися гласными. В) указать, на каком принципе основаны эти написания.

Заг..р, заг..релое, уг..рный, г..рят; з..ря, з..ри, з..рница; изл..жение, изл..гать, предл..гать, предл..жение; к..снуться, к..сательная, соприк..сновение; прекл..няться, кл..няться, покл..н; р..стение, зар..сли, выр..щивать, водор..сли, возр..ст, отр..сль, пор..сль; р..вная, р..вновесие, ур..внение, ср..внять; м..кать, разм..кшие, непром..каемый; ск..кать, переск..чить; пл..вательный, спл..влять, пл..вец.

6. Развитие речи.

А) составить краткий рассказ со словами: загорелое, пловцы, вымокнуть, непромокаемый плащ.

Б) зачитать работы.

III. Сообщение новой темы.

1. Запись на доске под диктовку.

Убираю комнату – уберу комнату. Отпирать замок – отпереть замок.

Замереть от страха – замирать от страха. Растереть сахар – растирать сахар.

Удирает без оглядки – удерет без оглядки. Разжигать костер – разжечь костер.

Вычитать числа – вычесть число. Расстилать скатерть – расстелить скатерть.

Блистать на солнце – блестеть на солнце.

2. Выделение корней и суффиксов. Убираю – -бир- корень, -а- суффикс, уберу – -бер- корень, суффикса нет ит.д.

3. Вывод. В этих корнях с чередующимися гласными Е//И, всегда пишется И, если после корня следует суффикс –а-, в других случаях Е.

4. Запись следующей группы слов: пожать руки – пожимать руки, проклясть кого-нибудь – проклинать кого-нибудь, занять позицию – занимать позицию.

5. Вывод. А/Я чередуется с ИМ/ИН. Когда следует суффикс –а-, пишется –им или –ин. Исключение: сочетать – сочетание.

IV. Рефлексия.

Дополнить самостоятельно таблицу в теоретических тетрадях.

Правописание корней с чередующимися гласными

№ п/п Чередующиеся гласные корни Примеры Правило
1 2 3 4
  . . .    
  2. Написание гласных корня зависит от ударения
1. А//О плав//плов//плыв Плавать, пловец, заплыть Во всех случаях пишется А, кроме слов: пловец, пловчиха, заплыв.
  3. Написание гласных корня зависит от морфем, следующих за корнем
2. Е//И

Бер//бир, дер//дир,

мер//мир, пер//пир,

тер//тир, чет//чит,

блест//блист и др.

Соберу – собираю, умереть – умираю, стереть – стираю, выжечь – выжигаю… Пред суффиксом -а- пишется И. Исключение: сочетать – сочетание.

V. Закрепление.

1. Письменное упражнение. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В., ч.1, упражнение 118, страница 109. А) списать, выделив корни. Б) устно объяснить их правописание.

Выжечь – зажигалка, прижигание; вычесть – вычитание, сочетание; умирание – замерло; растереть – растирание.

Понятие – понимание; заклятие – заклинание; внятный – внимание, внимательный; начало – начинание; сжатие – сжимание, разжимание.

2. Морфологический разбор. Прижигание – имя существительное, начальная форма – прижигание, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, второго склонения, стоит в единственном числе, именительном падеже.

VI. Обобщение.

Итак, проблема урока – правописание слов с чередующимися гласными е//и в корне слова, решена. Перед суффиксом -а- пишется И, в других случаях Е. Исключение: сочетать – сочетание.

VII. Домашнее задание.

Прочитать § 106 Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В., ч.1, стр.107.

Письменное упражнение 116, страница 109.

VIII. Оценивание.