Изучение геометрии в 5–6-х классах общеобразовательной школы

Разделы: Математика


Слова Галилея о том, что «природа написана на языке математики», сказанные 400 лет назад явились достаточным основанием для того, чтобы математике было отведено подобающее место в системе общего образования.

Геометрия – одна из важнейших компонент математического образования, необходимая для развития воображения, интуиции, воспитания этических и эстетических принципов, интеллектуального развития. На важность изучения геометрии обращают внимание не только учителя, но интуитивно чувствуют это и ученики.

Я очень часто провожу различного вида анкетирование в классах, в которых работаю. Мои шестиклассники, отвечая на вопрос «Что в математике нравится больше всего?», отметили, что любят чертить, изучать геометрические фигуры, сравнивать, рассуждать, пользоваться чертежными инструментами. Старшеклассники, наоборот, отмечают большую склонность к алгебре.

Почему бы не воспользоваться, что у пятиклассников интерес к открытиям, исследованию более выражен. Нельзя не отметить, что и объем учебного материала в 5-м классе намного меньше.

Так появилась у меня мысль выделить в 5-6-х классах геометрию в отдельный предмет, изучать ее по специальному учебнику.

Для обучения была разработана специальная программа (Приложение 1). Несмотря на то, что курс пропедевтический, принцип научности необходимо соблюдать и при изучении данного предмета.

Как любая из наук, геометрия включает в себя следующую последовательность научных знаний:

  • вводятся основные понятия;
  • выделяются аксиомы;
  • на основе понятий и аксиом рассматриваются фигуры и их свойства.

При этом три составляющие данного курса: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся.

Дидактику уроков при изучении данного предмета определяют по следующим позициям:

  • мотивация материала;
  • изложение знаний (сотрудничество, диалог, эвристическая беседа);
  • условия для прочного усвоения (наглядность, доступность);
  • активная познавательная деятельность.

Каждый урок рассматриваю в трех аспектах (их определила для себя как наиболее значимые).

  1. Содержание урока (базовые знания, изучаемые на уроке; личностное развитие учащихся; дифференциация).
  2. Технология урока (обратная связь; методы и приемы на уроке; организация контроля и самоконтроля; осуществление педагогической поддержки учащихся).
  3. Экология урока (настроение учащихся; загруженность детей на разных этапах урока; ситуация успеха для каждого ученика).

Основная цель работы по учебнику «Геометрия 5-6 класс»- знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами. Но не менее важна задача интеллектуального и умственного развития детей: это определенный запас знаний, умение применять различные приемы умственной деятельности, такие, как анализ, обобщение, абстрагирование; развитие качеств мыслительной деятельности (гибкость и глубина мышления, концентрация).

Самое главное, по моему мнению, показать красоту геометрии, ее уникальность в системе обучения математике.

Для реализации данных задач обучения применяю адаптивную систему обучения, основное назначение которой – обеспечение развития каждого ученика на уровне его возможностей.

Для этого использую следующие формы и методы работы на уроках и внеклассных занятиях (примеры заданий и рисунки представлены в Приложении 2):

  • графические диктанты (рисунок 1);
  • практические работы «Я вижу..» (рисунок 2);
  • монологические ответы;
  • решение наглядно-поисковых задач (рисунок 3);
  • игры с палочками и пластилином (конструирование объемных фигур);
  • исследовательский практикум при расширении информационного пространства (рисование, разрезание, складывание) (рисунок 4);
  • творческие задания;
  • задания из конверта;
  • понятийная разминка (рисунок 5);
  • «урок ведет ученик»;
  • терминологический диктант;
  • сдвоенная контрольная работа (первый круг – «черновая контрольная»работа – при выполнении можно обратиться за помощью к учителю или ассистентам учителя; второй круг – контрольная работа без использования материалов);
  • для отработки опорных понятий, определений, свойств в каждой теме оформляю в виде индивидуальных карточек – глоссарий, файл материалов и тренинг умений (рисунок 6);
  • игра «Включи зрительную память»(рисунок 7);
  • логические игры;
  • рубрики в уроке «Знаете ли Вы, что …», «Важный вывод», «Информация к размышлению».

Хочу отметить, что на уроках геометрии много времени отвожу упражнениям на развитие пространственного мышления, так как ориентация в пространстве - важный элемент социализации и правильного восприятия окружающей действительности. С этой целью обязательно применяю:

  • задачи – инструкции;
  • задания с ошибками;
  • задания на выделение элементов (рисунок 8).

Психологи в своих исследованиях отмечают, что в процесс обучения должен строится так, чтобы с самого начала дать правильное представление об изучаемом объекте. Это обусловлено тем, что первоначально даваемый образ является наиболее устойчивым, а переучивание намного сложнее, чем обучение. Поэтому очень важно дать правильное представление о вводимых понятиях.

Средством формирования понятий служит в каждой теме система специально подобранных заданий, раскрывающая сущность понятия. Например, при изучении понятия «треугольник» система заданий такова.

1) Назови существенные признаки треугольника;
2) Выбери из предложенных фигур треугольники;
3) Укажи в выбранных треугольниках элементы;
4) Самостоятельно начерти треугольники;
5) Найди в окружающей обстановке треугольники;
6) Приведи примеры фигур, которые не являются треугольниками. Объясни;
7) Найди треугольники на чертеже.

Такие задания можно составлять в любой теме.

По окончанию курса (в 6-м классе) ученики отмечают, что геометрия им нравится. Вот выдержки из ответов: «геометрия – лучший урок», «как интересно делать геометрические фигуры», «я люблю проводить на уроке диктанты», «интересно самим отвечать на вопросы», «мне нравиться составлять интересные геометрические задачи и задавать их учителям и друзьям».

Мне как учителю математики, преподавание данного курса показало, что изучение материала в системе дает лучший результат (81% учащихся имеют на выходе отметки «5»и «4»).

Хочется надеяться на то, что моя статья будет полезна моим единомышленникам и востребована ими.

Литература

1. Конаржевский Ю.А. «Анализ урока», М.:1999.
2. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.;1990.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП.М.; 2005.
4. «Рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам в системе общего и начального профессионального образования». «Юридический журнал директора школы», № 3, 2007.