Урок математики в 6-м классе по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"

Разделы: Математика


Тема:  Умножение и деление обыкновенных дробей.

Цели урока:

- повторить и обобщить изученный материал по теме;
- закрепить умения и применять изученные правила при решении задач;
- развивать математический кругозор, мышление, речь;
- активизировать учащихся через разнообразные виды самостоятельной  деятельности и игровую форму работы;
- воспитывать внимание;
- бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:  проектор, карточки для индивидуальной работы,  карточки-инструкции, конверты с дифференцированным домашним заданием, карточки

и

Обратная сторона карточек окрашена в цвета: оранжевый и синий, «да» - оранжевый,  «нет» - синий.   « Дерево» - рисунок на листе ватмана.  (См. рисунок 1).                           

Ход урока.

До начала урока дежурные раздают каждому учащемуся чистые листочки, карточки-таблицы для учащихся 1 группы. ( Все учащиеся разделены на две группы по уровню обучаемости).

1) Организационный момент.

Учитель сообщает тему  урока.     

Мы вырастили большое «Дерево» под названием   «Обыкновенные дроби». На уроке   будут,  в основном, соприкасаться ветки:  «Умножение  дробей», «Деление дробей»,  «Нахождение дроби от числа»  и « Нахождение числа по его дроби».     
(Группы, на которые разделен класс – подвижные,   перед уроком   учитель может спросить, не хочет ли ученик перейти в другую группу.)

2) Графический диктант: « Да и нет, не говорите, только сразу напишите».

( работают все:   «да» обозначают «нет» обозначают )

На экране появляется текст диктанта:

В тетрадях у учащихся должен появиться  рисунок   (проверка с проектором).    

Учитель расставляет мелом на рисунке этапы урока, рассказывает учащимся, чем они будут заниматься.   После этого рисунок будет иметь вид: 

3) Математический диктант: запиши правильно только слова,  (под диктовку, работают все в тетрадях).

а) 1/100 часть дециметра;                     г) 1/10 часть тонны;
б) 1/1000 часть килограмма;                д) 1/100 часть любого числа;        
в) 1/60   часть минуты;                         е) 1/90 часть прямого угла. 

На экране появляются слова: миллиметр, грамм, секунда, центнер, процент, градус.           
Учащиеся проверяют  и карандашом исправляют ошибки.

Физкультминутка.   ( Учащиеся, сидя за партами, делают упражнения). Время 1 мин.

  1. Руки перед грудью, на раз плечи выпрямить, на два - опустить (3-4 раза).
  2. Вращение головой в одну сторону, затем в другую.

При выполнении упражнений  ученики  говорят слова:

Мы писали, мы считали,
И ошибки подмечали.
А теперь мы отдохнем, 
И опять считать начнем.


4) Работа по группам. Задание для 1 группы на экране. Учащиеся работают самостоятельно, записывая правильное решение в тетрадь. Учащиеся 2 группы работают с учителем.

 1 группа. Я - «учитель»  (найти ошибку).

(Правильные ответы открываются на экране после окончания работы).

 Задание для учащихся 2 группы: « Пойми меня». ( Вопрос читается только один раз). Учащиеся записывают в тетрадь одни ответы.

а) На стоянке было   10 машин. 2 из них были грузовые, 5 – легковые, а остальные- автобусы. Какую часть всех машин составляют автобусы?
б) На книжной полке 32 книги. 3/8 – это книги о животных. Сколько книг было о животных?
в) Сколько минут содержится в 2/3 часа?
г) Спортсмен пробежал 2/5 всей дистанции, что составило 6км. Какова вся дистанция?

Открываются правильные ответы, записанные на доске:  3/10;  12кн.;  40мин.;  15км.

(Неправильные ответы ученики зачеркивают карандашом).

Работа со всеми учащимися класса.  Вопрос классу: одна из задач 2 группы была про спортсмена, а кто из вас занимается спортом? Что дают человеку занятия спортом?
Выслушав  ответы, учитель может несколько минут посвятить беседе о здоровом  образе жизни, привести примеры продолжительности жизни людей в различные периоды жизни людей:

16 век    -   27,5 лет;
1900г.    -    40,6 лет;
1946г.    -    57,7 лет;
1998г.    -   70 лет.

От чего зависит продолжительность жизни человека? Слушают ответы на вопрос.

Физкультминутка.   (3мин.)   

1 упр. И.П.- руки к плечам. 

На раз руки вверх, подняться на носочки - вдох.
На два - исходное положение, выдох  (4-5раз).

2 упр. И.П.- руки на поясе.

На раз-поворот вправо,
На два - исходное положение.         
На три - поворот влево,
На четыре - исходное положение  (5-6раз).

3 упр. И.П.- в пол оборота направо, руки вдоль туловища, приседания (3-4раза).            

Физкультминутку проводят ученики по очереди, сами придумывают упражнения. Условие такое: ученики не должны мешать друг другу при выполнении упражнений, количество упражнений не больше трех.

5) Работа по группам.   1 группа (задачи на доске).

Задача 1. Незнайка совершил за день 10 хороших поступков. Ему удалось выполнить только  2/5 из того, что было запланировано. Сколько хороших поступков совершил Незнайка? 
Задача 2. Мачеха перед балом задала Золушке много работы. Для выполнения 3/5 этой работы Золушке потребовалось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу?
Задача 3. Девочке 7 лет, что составляет 10% от средней продолжительности человека. Какова средняя продолжительность жизни человека?

Учащиеся записывают условие  данных задач и ответ в таблицу. Вычисления производят
На обратной стороне карточки с таблицей.

 

 

Все    число (именованное).

Дробь от числа.

Значение дроби от числа
( именованное)

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

После выполнения работы, карточки с таблицей сдаются учителю на проверку, за работу может быть поставлена оценка в журнал. Работу могут проверить заранее подготовленные консультанты.
Для учащихся 2 группы задание на экране. Учащиеся самостоятельно знакомятся с условием задачи, записывают краткое условие задачи на листочках и решают ее.

Задача

Высота прямоугольного основания Исаакиевского собора составляет 2/5 общей высоты. Высота колоннады составляет 28% общей высоты, а высота купола с башней равна 32,64м. Чему равна высота Исаакиевского собора?

После окончания работы с задачей, учащиеся 2 группы сдают листочки на проверку учителю. Если кто-то из учащихся выполнит свое задание раньше, учитель просит подойти ученика к «дереву», «сорвать любую ветку», т.е. рассказать правило, записанное на карточке. 

Когда обе группы будут готовы работать дальше вместе, учитель, обращая внимание уже всего класса на изображение Исаакиевского собора, рассказывает им о Здании- музее, поражающем своим величием. Золотой купол Исаакия виден практически  со всех  концов города. Строили его в течение 40 лет по проекту архитектора Монферрана.
Можно спросить у учащихся какова получилась у них высота Исаакиевского собора. Да, 102 м - это приблизительно 7 пятиэтажных домов, поставленных друг на друга.

 

5. Задачи от учащихся. После того, как учащиеся  изучили тему «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби», Они придумывали свои задачи дома и приносили на очередной урок. Ученик читал свою задачу, а остальные определяли, каким действием ее нужно решать, называли, к какому типу относится задача.
Вот задачи данного урока:

1. Площадь катка 300м². До обеда ребята расчистили 2/5 всего катка. Сколько м² расчистили ребята до обеда?
2. В 6-(б) классе 3 отличника, что составляет 1/8 часть всех учащихся класса. Сколько всего учащихся в классе?
3. Мама к празднику купила 1 кг сыра. Мышка съела 1/4 часть этого сыра. Сколько граммов сыра съела мышка?
4. Наш класс ездил на экскурсию в Каргополь. В первый час мы проехали на автобусе 2/5 всего пути, что составило 64 км.  Каково расстояние от г. Пудожа  г. Каргополя?

6.Подведение итога урока, оценки.

Учитель: сегодня на уроке мы повторяли учебный материал, который   разместили на нашем «дереве» на соседних ветках. Какая ветка появилась на дереве раньше? Почему? Могут ли ветки не переплетаться?   Почему? Какие действия с обыкновенными дробями нужно знать, чтобы решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби?  (повторяют правила) 

- Кто из вас стал лучше разбираться в задачах на нахождение дроби от числа и числа по его дроби?  Учащиеся поднимают карточку

- Кому нужен еще урок для тренировки решения задач? Учащиеся могут поднять карточку и


( Если будут готовы оценки у консультантов, их можно назвать, учитель может поставить оценки за устную работу на уроке).

7. Домашнее задание.

 Всем учащимся предлагается задание на выбор из 3 вариантов.

1 вариант: « Повторяю, что плохо знаю»  - карточки с примерами на выполнение действий с обыкновенными дробями  ( умножение и деление).

2 вариант: « Для сообразительных»  карточки с задачей:

3 вариант.  « Смелее твори»  Составить две задачи с рисунками: на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

После того, как учащиеся выбрали карточку для домашней работы, можно задать вопрос классу: « С каким настроением вы уходите с нашего урока?» ученики молча поднимают  карточку, по цвету которой учитель определяет общее настроение класса.