Обучение употреблению артиклей

Разделы: Иностранные языки


Одно из самых сложных и важных грамматических явлений английского языка – артикль.
Одна из главных трудностей состоит в том, что обучение употреблению артиклей проходит без опоры на родной (русский) язык, в котором артикли отсутствуют. Другая, не меньшая трудность заключается в сложности определения грамматических значений артиклей, являющихся основным средством выражения категорий определенности/ неопределённости в английском языке. Как известно, этот вопрос решается грамматистами по-разному. По этим причинам затруднения вызывает не только сам процесс формирования артиклей в устной и письменной речи, но и предварительный этап – усвоение правил функционирования артиклей.
В то же время высокая частотность употребления артиклей, которая объясняется их морфологической функцией показателей существительного, их роль в формировании функциональной перспективы предложения делают обучение навыкам правильного использования артиклей в речи задачей первостепенной важности. Сказанное выше определяет содержание и порядок работы с артиклем.
Первый этап включает подробное описание правил функционирования артиклей в современном английском языке. Правила иллюстрируются примерами. Там, где необходимо, указывается на различие в употреблении артиклей в различных типах речи (устной, письменной, разговорной, литературно-книжной), а также на различия, характерные для основных территориальных вариантов современного английского языка – британского и американского. Второй этап состоит из упражнений. Они отражают различные стадии в обучении употреблению артиклей.
Следует прежде всего указать на упражнения аналогического характера, целью которых является обеспечение понимания правил функционирования артиклей, а также закрепление этих правил. Большое место отводится упражнениям, направленным на выработку навыков употребления артиклей. Кроме того, предлагаются упражнения полутворческие и творческие, в которых ставится задача использования изученных грамматических явлений в определенных ситуациях общения. Рассмотрим порядок работы на примере употребления артиклей с названиями болезней.

Артикли с названиями болезней

Правила функционирования артиклей

Названия болезней обычно употребляются без артикля, хотя в некоторых случаях может быть использован определённый артикль, пример: (the) flu, (the) measles, (the) mumps, influenza, scarlet fever, bronchitis, diabetes, cholera, diphtheria, cancer, tuberculosis (consumption, appendicitis, the plague, etc.:

Flu! How some people always wait for a holiday to come down with flu!
“It sounds like acute appendicitis,” Mr. Jones said. “I’m certain it isn’t scarlet fever: there is redness of the skin,” the doctor said.

Определённый артикль употребляется также, когда речь идет о конкретном случае:”What has happened to your friend?” he asked. I told him about the bronchitis. After the flu she felt dejected.

Обратите также внимание на следующие словосочетания:

a headache
toothache (AmE a toothache)
stomachache (AmE a stomachache)
backache (AmE a backache)
earache (AmE an earache)
to have a pain in the back, in the knee, etc.
heart trouble, pressure
a cold
a cough
a heart attack
sore throat

Упражнения

№1 Insert articles before names of diseases if necessary.

  1. She got kind of quiet, like she had…headache.
  2. “What’s happened to your friend?” he said. I told him about … influenza.
  3. He is only fifty but the liver has stopped restoring itself, the precipitating factor is … alcoholism.
  4. I got … pneumonia making a picture last January and I’ve been recuperating.
  5. I made sure it was … chill, Doctor.
  6. She clung to him, face distorted and crimson. … cough rocked her.
  7. Old and young, talkative and taciturn, rich and poor, they all had two things in common, lice and … dysentery.
  8. After … typhoid she was just skin and bone.
  9. It probably accounts for some of … flu you spoke of, but that is not too serious in itself.
  10. I developed … blister on my thumb and had to quit.

№2 Complete the sentences using names of diseases and the expressions “to have toothache, a headache, a cough, a cold, heart trouble”, etc.

  1. “What is the matter with Anne?” “She is in bed with …”
  2. “You look pale. What has happened?” “I have …”
  3. “I hear John is in hospital.” “Yes, he has …”
  4. Jane has a high temperature. I’m sure it is …
  5. George has a bad cough. I’m sure it is …
  6. Mary doesn’t feel well after…
  7. I don’t feel well. I’m afraid I’ve caught …
  8. Henry was taken to hospital with acute …
  9. I’m afraid Anthony has fallen ill. It must be …
  10. Sam was suddenly taken ill last month. It was …
  11. I must see a dentist, I have terrible …
  12. “Why hasn’t Tom come?” “He is down with …”

№3 Translate the following from Russian into English paying attention to the use of articles with names of diseases.

  1. Врач сказал, что это аппендицит.
  2. Билл, который выглядел бледным, пожаловался на головную боль, пошел наверх и лег.
  3. Ваш сын обратился к нам по поводу клептомании.
  4. На самом деле Дик был болен гриппом.
  5. Я просто устал, и у меня болит ухо.
  6. Может быть, туберкулез, которым он болен, не от этой пыли.
  7. «Вы готовы идти на прием?» «Извините, у меня болит печень».
  8. Естественно, я понимаю, что плеврит, которым она болеет, помешает ей начать работу к концу октября.

№4 Answer the questions using names of diseases.

  1. Why did you see the doctor yesterday?
  2. Why is your sister in hospital?
  3. I heard you stayed in bed for a week. What was the matter?
  4. What was your friend’s absence in class caused by?
  5. What are the most common children’s diseases?
  6. Was there an epidemic of flu in your town last year? Were you taken ill?
  7. When did you see a doctor last? What was the matter with you?
  8. Why didn’t your daughter go to a pioneers’ camp last summer?
  9. Why do you think the boy has such a high temperature?
  10. Why doesn’t your brother go in for sports?
  11. He isn’t his usual self today. What has happened?

№5 Read the following jokes. Explain the use or the absence of articles before the italicized nouns. Retell the jokes.

1.

“Could there be anything worse”, an ailing friend once wrote complainingly to Mark Twain, “than having a toothache and an earache at the same time?”
Mark Twain wrote back: “Rheumatism and St. Vitus Dance.”

2.

A certain person coming to a doctor said, “Sir, when I awake from sleep I have a dizziness for half an hour and then I feel all right.”
“Get up after the half-hour”, the physician replied.

№6 Fill in the banks with articles wherever necessary. Comment on your choice.

  1. Six months in…bed no longer seemed a long time when Mrs. Carlton beside her had been in … bed for eighteen months.
  2. I’m in my second year in … medical school.
  3. It’ s worse than … prison, because in prison at least you are all criminals, but here only we three have the stigma on us, and in … prison you can at least have a cell to yourself.
  4. If you don’t mind getting out of … bed my Lord.
  5. Paulette, when this is over, I’m going to treat you to the best lunch in … town.
  6. Lorna was glad that she had gone to … secondary school because it had been only constructed a year before. She was 17 years of age and had left … school 2 years before.
  7. On the morning of the third day of rain we decided to go down into … town.

Рекомендуемый порядок работы с артиклем представляется автору наиболее целесообразным и является, с его точки зрения, вполне продуктивным.