Программа развития "Школа информационной культуры"

Разделы: Администрирование школы


1. Историческая справка о школе.

Год ввода в эксплуатацию Карагайлинской средней школы – 1965 г. Проектная мощность – 500 обучающихся. Реальная наполняемость – 134 обучающихся. Скомплектовано 13 классов.

Учредители школы: администрация Прокопьевского района.

Здание школы – типовое, с двумя пристройками. В школе имеется спортзал, библиотека, столовая, мастерские, компьютерный класс, актовый зал. Техническое состояние школы – хорошее.

В муниципальном образовательном учреждении “Карагайлинская средняя общеобразовательная школа” функционируют мастерские, построенные в 1977 г., где расположены станки по дереву и станки по металлу. В школе с 1977 года оформлен кабинет трактороведения, обучающиеся получают свидетельство на право вождения трактора.

Школа имеет приусадебный участок в 30 соток, на котором выращиваются ежегодно овощи для питания детей. На участке расположены учебно-опытные отделы, где обучающиеся проводят опытно-исследовательскую деятельность.

Школа имеет 132 гектара земли, из которых 2 гектара ежегодно засаживаются картофелем для питания учащихся, под зерновыми занято 70 га, 60 га находятся под парами. Валовый сбор зерна в 2006 г. зерновых составил 136 т, урожайность 17 центнеров с гектара. Урожай картофеля составил 15 т: 5 т оставлено на питание учащимся , 7 т – на семена, 3 т реализовано Карагайлинскому Детскому саду и Кутоновской школе. В 1978 году была организована производственная бригада, которая занимается выращиванием картофеля и зерновых. Излишки картофеля и овощей реализуются, и полученные средства идут на развитие школы.

Здание муниципального образовательного учреждения “Карагайлинская средняя общеобразовательная школа” расположено в центре села, вблизи от центральной дороги. Рядом расположен сельский Дом культуры, поликлиника, торговый центр.

В сентябре 2002 года школа прошла лицензирование, в октябре 2003 – аттестацию и подтвердила свой статус общеобразовательной школы, получив лицензию и аккредитацию на 5 лет.

В школе 1-й класс работает в режиме пятидневки, со 2–11-й классы в режиме шестидневки.

Продолжительность урока 45 минут.

Вторая половина дня – индивидуальные консультации, работа кружков, секции, факультативов, общешкольные творческие дела и дела классов.

2. Социальная среда школы.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в сельской местности. Культурный центр – сельский Дом культуры, где функционирует библиотека, кинозал, организована работа кружков. Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами ближайших городов не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.

3. SWOT – анализ МОУ “Карагайлинская средняя общеобразовательная школа” с приоритетным направлением “Школа информационной культуры” <Приложение 1>.

4. Древо проблем <Приложение 2>.

5. Древо целей <Приложение 3>.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
“КАРАГАЙЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”

1. Наше видение миссии школы.

В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – школа информационной культуры.

Иерархическая образовательная “лестница” восхождение человека ко все более высоким образовательным результатам включает в себя следующие “ступени”: грамотность – образованность – компетентность – культура –менталитет.

Информационная культура – это одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Информационная культура в образовании– это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью, способного осознать и освоить информационную картину мира. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера.

Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные – сглаживаются. Главное – воспитание должно быть направлено на формирование и развитие у каждого школьника совокупности информационного мировоззрения и системы знаний и умений, силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

особенности семьи и её отношение к ребёнку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;

социальная среда, в которой живёт и развивается человек.

Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;

воспитательное учреждение, в котором получает образование человек.

От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нём, каково его влияние на обучаемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования – мы выбираем для себя модель школы информационной культуры, которая воспитывает человека информационно-грамотного, здорового физически и психологически.

Система образования в школе должна состоять из следующих подсистем:

Система обучения информационной культуры

1. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка, компьютерный эксперимент. Психологическая служба
2. Классно-урочные занятия, использование информационных технологий. Программа образования
3. Занятия по выбору учащихся, факультативы, спецкурсы, профили, направленные на формирование информационной культуры.
4. Самообразование. Интернет.
5. Клубная (внеурочная) работа школы, использование презентаций, клуб одаренных детей, “Интернет-клуб” Программа воспитания
6. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление
7. Трудовая деятельность учащихся Социальная служба
8. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребёнка, база данных.

Воспитание здорового, информационно-грамотного человека в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностями, интересами и склонностями, умеющего найти и использовать нужную информацию из различных источников с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

2. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы информационной культуры.

Учащиеся в школе, осуществляющей развитие информационной культуры, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего своё место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.

Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:

  • отработка модели новой перспективной школы информационной культуры как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;
  • существенное повышение качества образования;
  • обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;
  • создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
  • повышение роли образования в воспитании личности;
  • обеспечение социальной защищённости участников образовательного процесса.

Задачи:

  • наполнение содержания БУП информационными и здоровьесберегающими формами;
  • поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное научное исследование, с использованием компьютерного эксперимента, расширение этой работы до 5–8-х классов в рамках предметов по выбору;
  • определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления);
  • активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;
  • совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса “ученик – родитель – учитель”, используя электронный журнал;
  • совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

  • гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
  • демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
  • преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем своё развитие и обогащение.

 

    Перспективы и ожидаемые результаты школы
    информационной культуры в обучении

Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач – вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, – перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.

I ступень – начальная школа:

Традиционные программы обучения – переход на 4-летнее образование; курсы психологического становления личности( поддержки) “Жизненные навыки”, пропедевтические курсы, преподавание информатики.

II ступень – основная школа (5–9-е классы): расширение круга образовательных услуг за счёт вариативной части – спецкурсов, факультативов, направленных на воспитание информационной культуры и здорового образа жизни, групповых занятий с одарёнными детьми.

III ступень – средняя школа (10–11-е классы): от изучения предметов по выбору к созданию в школе информационной среды; довузовская подготовка учащихся.

    Этапы освоения и внедрения
    новой концепции развития школы

I этап (2005–2006 гг.) – составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.

II этап (2006–2008 гг.) – практический – корректирование проектов, организация учебно-воспитательного процесса, использование информационных и здоровьесберегающих технологий во всех сферах образовательного процесса.

III этап (2008–2010 гг.) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.

3. Модельное представление школы.

    Модель работы в школе.

    Ступени образования Начальная школа
    6–9 лет
    Основная школа
    10–14 лет
    Полная средняя школа
    15–17 лет
    Содержание образования Предметы, обеспечивающие Федеральный стандарт образования с учётом регионального компонента.
    Особенности организации работы школы Традиционные уроки с элементами информационных и здоровье сберегающих технологий
    - “Школа 2100”

    - курсы психологического становления личности “Жизненные навыки”

    - информатика

    - групповые занятия по информатике “Лого миры”

    спецкурсы, факультативы, направленные на воспитание информационной культуры

В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:

  • способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
  • пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.
  • Способствует повышению уровня информатизации, степени его усвоения и качества использования человеком, умения владения средствами и методами информатики.

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:

А) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

Б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.

Перспективная модель работы школы к 2010 г.
(пояснительная записка к схеме – см. схему 2)
<Приложение 4>

Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:

  • базисные учебные предметы;
  • спецкурсы в структуре учебного плана (в перспективе);
  • дополнительное образование.

Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников с использованием информационных технологий, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.

Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей даётся возможность самореализации.

С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат.
Существенное повышение качества образования

I модуль:

  • создание прочной базы знаний, умений и навыков, включая информационных, необходимых для перехода в основную школу;
  • содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворённости, получаемой от процесса обучения;
  • учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создаёт атмосферу эмоциональной включённости, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);
  • постепенное наращивание задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише;
  • развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

II модуль:

  • учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;
  • усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии с использованием интерактивных средств;
  • развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);
  • расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов, электронных презентаций и т.д.;
  • умение работать с литературой, Интернетом, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты, презентации, электронные учебники и т.д.;
  • умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;
  • использовать информационные умения при изучении различных предметов;
  • сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимися через коррекционные групповые занятия.

III модуль:

  • конкретизация познавательных интересов учащихся;
  • углубление знаний в различных предметных областях;
  • групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;
  • урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачёты, коллоквиумы, блоки, научные конференции и т.д.

IV модуль:

  • учитель – научный руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявить широкие аналогии;
  • формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;
  • интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в техникумах и вузах.

V модуль:

  • формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;
  • качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта – создание основ банка ППО школы;
  • повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;
  • внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов;
  • активное участие в ОЭР и научной работе;
  • дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.