Урок музыки в 5-м классе "Могут ли музыка и литература жить друг без друга?"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  1. Обобщить представление учащихся о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой, их взаимовлиянии и взаимодополнении.
  2. Развитие представления школьников о специфике музыкально-образного отражения мира.
  3. Воспитание высоких идейных и моральных качеств, активной жизненной позиции.

Задачи урока:

  • Подвести к выводу, что если музыка без литературы обеднела бы, то и литература без музыки потеряла бы многое.
  • Закрепить жанровые понятия музыки и литературы.
  • Формирование интонационно-слухового опыта учащихся.
  • Развитие вокально-хоровых навыков.
  • Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы: беседа, наглядно-слуховой, анализ, обобщение.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, фрагмент видеофильма “Нотр дам де Пари”,, фортепиано, портреты композиторов, писателей, кроссворд-анаграмма, оценочные эмблемы.

Ход урока

1. Вход под песню “Спой нам ветер”.

Музыкальное приветствие.

(Класс разделяется на 2 группы: музыканты, литераторы)

У. Под музыку какого жанра вы зашли? (песня)

(Приложение – в процессе урока ученики постепенно отгадывают кроссворд)

У. О чем была эта песня?

У. Какие чувства выразила музыка? (радостные, задорные, бодрые)

У. Из чего состоит песня? (из музыки и стихов) отгадать слово “поэзия” в кроссворде

У. И сегодня мы будем говорить о связи двух искусств. Это музыка и литература.

Могла бы эта песня появиться на свет, если бы не было литературы?

Возможно ли существование песен без слов? (да, это “вокализ”)

Распевание.

Упражнения на дыхание, артикуляцию, народные попевки: “Кума зима”, “Барашеньки”.

У. Что важнее в песне мелодия или слова? Можно ли слова песни “Во поле береза…”  читать как стихи?

Д. Нет, она не мыслима без музыки. (поем р.н.п. “Во поле береза” каноном)

У. Для чего нужны слова в песне, в чем их значение?

Д. (лит-ры) Слова помогают ярче и полнее выразить образ, подчеркнуть настроение.

У. Какой образ создал наш гимн гимназии?

Д. (лит-ры) Образ детей стремящихся к знаниям, к науке.

У. Какая музыка это выразила?

Д. (муз-ты) Серьезная, уверенная, размеренная, величавая.

(исполняется 2 куплета “Гимна” гимназии)

У. Какое одно из главных качеств песни?

Д. (муз-ты) Мелодия.

У.Многие композиторы использовали песенные мелодии для создания своих произведений. Послушаем музыкальные фрагменты из таких произведений и определим музыкальные жанры и песенные мелодии, которые были использованы.

(слушают: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1, Симфония №4; муз-ты определяют муз. жанры, композитора, лит-ры определяют названия песенных мелодий).

У. Могли бы появиться эти произведения, если бы не было этих песен? (Нет).

У. Поэтические образы литературного произведения вдохновляли композиторов на создание различных музыкальных произведений от самых простых (песен, романсов) до более сложных, о которых мы теперь и говорим. На создание какого музыкального жанра вдохновили Г. Свиридова стихи С.Есенина?

Д. Кантата “Поэма памяти С.Есенина”. (показать портреты авторов, прослушать фрагмент музыки)

У. Что привнесла музыка в эти стихи?

Д. (муз-ты) Музыка стала более выразительной, ярче стал образ зимы, вьюги.

Физ. минутка.

У. Давайте рассмотрим картину Рафаэля “Сикстинская мадонна”. Какие чувства вызывает эта картина?

Д. (лит-ры) Благородные, возвышенные, спокойные.

У. Какая должна звучать музыка, соответствующая образу этой картины?

Д. (муз-ты) Спокойная, ясная, светлая, лирическая.

У. Какой литературный текст должен быть в основе такого произведения?

Д. Религиозный, христианские тексты.

(слушают арию Ф. Шуберт “Аве Мария”)

У.Такими бесконечно высокими, светлыми чувствами обладает духовная музыка. Могли бы появиться на свет такие возвышенные произведения, если бы не было религиозных текстов?

Д. Нет.

8. У. Какие еще музыкальные жанры не появились бы без литературы? Жанры в основе, которых лежит либретто. Что такое либретто? (отвечают лит-ры).

(фрагмент из балета “Золушка” С. Прокофьева, определить название, автора сказки, композитора).

Просмотр фрагмента мюзикла “Нотр дам де Пари”, определить жанр.

У. Как называется состав исполнителей из 4 человек?

Д. Квартет.

У. В каком литературном жанре мы узнали о 4 горе-музыкантах?

Д. (лит-ры) Басня.

У. Какая получилась у них музыка?

Д. Фальшивая, бессмысленная.

У. Какова мораль этой басни?

Д. Чтобы хорошо делать любое дело совместно нужно согласие, умение, старание.

У. Какой получилась музыка у настоящих музыкантов?

(звучит фрагмент “Квартета” №2 А. Бородина)

Д. Нежная, выразительная.

У. На каких страницах литературных жанров еще звучит музыка?

Д. Сказка. (привести примеры таких сказок).

По кроссворду называют жанр “рассказ”, приводят примеры музыки в рассказах.

У. Могли бы появиться эти сказки, басни, рассказы, если бы не было музыки?

Словом музыка и литература – 2 великих начала, 2 стихии искусства. На протяжении веков они непрерывно взаимодействуют. Самая тесная связь конечно музыки с поэзией. А.С.Пушкин навсегда в своих стихах “У лукоморья” подчеркнул нерасторжимую связь музыки и литературы.

(исполнить попевку “У лукоморья”).

У. Режиссеры кинофильмов, драматических пьес привлекают композиторов для написания музыки, чтобы усилить впечатление от кинофильма, пьесы, сделать музыку действующим лицом ( исполнить песню из м/ф. “Бременские музыканты”).

Итог урока: Без литературы музыка не смогла бы жить полной жизнью, но и литературе без музыки пришлось бы не легко.

Выставление оценок.

Приложение.