Предшкольное образование: системная подготовка детей к школе

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступила проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Современное дошкольное образование имеет значительные традиции в развитии, воспитании и подготовке детей к дальнейшему школьному обучению, но с учетом изменившейся образовательной ситуации, когда большой процент детей не посещает ДОУ возникла необходимость создания системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.

Организация предшкольной подготовки требует соблюдения ряда педагогических условий для интеллектуальной и социально-личностной адаптации ребенка. Это личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком; формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, моделирование образовательной среды, способствующей его личностному и познавательному развитию; опора на уровень достижений дошкольного детства; направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализация и др.), через многообразие которых психолого-педагогический базис школьной готовности будет закладываться естественно и органично.

Главные цели предшкольной подготовки – сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию, повысить уровень речевого развития и сенсомоторной координации у ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность к интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями.

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребенка – детском саду №78 “Незабудка” организация предшкольного образования вызвала потребность в изменении всей системы управления ДОУ( в системе работы с кадрами, в построении воспитательно-образовательного процесса, во взаимодействии с родителями). Развитие охватывает все стороны деятельности учреждения, а изменения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Приобрела особую актуальность система повышения квалификации педагогов. Был проведен анализ условий развития педагогического коллектива.

Мы составляем профессиограмму педагога – перечень знаний и умений, необходимых для реализации задач предшкольного образования:

  • Профессиональный уровень педагогов, занимающихся воспитанием детей старшего дошкольного возраста; определяем дефицит компетентности. Намечаем пути повышения квалификации, индивидуальную программу повышения профессионального мастерства.
  • Учитываем индивидуальные качества и их соответствие для реализации используемых в ДОУ программ и технологий обучения и воспитания
  • Психологическая совместимость воспитателей, работающих в одной группе
  • Выявляем интересы и предпочтения и предпочтений каждого педагога в целях наиболее полного раскрытия его потенциала.

Самообразование в режиме развития – фундаментальная способность становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования, поэтому педагоги составили программы по совершенствованию профессиональных и личностных качеств, в которых определили цель, подобрали необходимую для изучения литературу, формы работы.

В МДОУ ЦРР №78 “Незабудка” содержание образования определено образовательной программой “Развитие” Детского Центра Венгера г. Москвы. , в которой обозначены не только содержание образования, итоговые достижения детей каждого возрастного периода, но и педагогическая технология реализации содержания, которая отвечает принципам компетентностного подхода. Воспитатель не подгоняет развитие ребенка, а следует за ним, оказываясь рядом с ребенком в момент затруднений. Знания, умения и навыки не рассматриваются как самоцель, а как средство полноценного развития личности.

По результатам аттестации по Самарской области были получены качественно-количественные показатели результативности образовательного процесса в зависимости от реализуемой программы. Были сделаны выводы: реализация комплексной программы “Развитие” обеспечивает повышенные показатели как общего развития воспитанников, так и по отдельным составляющим. Программа самодостаточная, а значит эффективная.

Основными формами образования детей в предшкольных группах являются занятия, требующие познавательной активности, двигательно-активные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры; продуктивная художественно-эстетическая деятельность, экспериментирование и опытническая деятельность, конструирование и моделирование.

Организация предметной среды и жизненного пространства предшкольных групп основана на принципах предметно-культурного насыщения пространства, предоставления ребенку права изменять, украшать, преобразовывать пространство по собственному замыслу, свободы выбора деятельности в соответствии со своими потребностями и интересами.

В соответствии с образовательной программой ведется мониторинг качества образования. В каждой возрастной группе имеется отдельная папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка за 5 лет. Принятая нами система диагностики позволяет обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребенка.

В ДОУ реализуются цели и задачи непрерывного образования на дошкольной ступени:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни ;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной , познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;

В ДОУ совместно со школой проводится работа по обеспечению непрерывности образования в плане преемственности содержания, технологии развивающего обучения, отслеживания адаптации и успеваемости выпускников детского сада, организация работы по мотивационной готовности старших дошкольников к школе, проведению досуга.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания детей обусловлено самой природой. Большое значение взаимодействие ДОУ и семьи приобретает в современных условиях. Только при поддержки семьи возможна динамика в интеллектуальном и физическом развитии ребенка. Педагоги стараются удовлетворить запросы родителей по развитию и воспитанию детей.

Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагогов.

Наше дошкольное учреждение применяет разнообразные формы работы с родителями. Это проведение опросов, анкетирование, дискуссии, “круглые столы”, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов. Активно работают клубы для родителей, педагогическая библиотека. Родители могут получить информацию через радиогазету, информационные стенды, “недели открытых дверей”. Какой заряд положительных эмоций получают родители, принимая участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях, праздниках и досугах, выставках семейных творческих работ

В тесном взаимодействии с родителями педагоги проводят диагностику развития ребенка, планируют образовательный процесс, создают развивающую игровую среду.

Педагоги рассказывают о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.

Наше дошкольное учреждение проводит работу по педагогическому просвещению родителей, воспитывающих детей в домашних условиях. Ежегодно обновляется банк данных о дошкольниках, не посещающих дошкольные учреждения, выявляются причины непосещения и образовательные потребности таких семей. организованы группы кратковременно пребывания, в наибольшей степени отвечающие потребностям и интересам родителей. Такая работа развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг, улучшает подготовку детей для дальнейшего школьного обучения, к более легкой адаптации к новой социальной среде.

На сегодняшний день в ДОУ сложилась единая система взаимодействия специалистов. Преемственность в работе узких специалистов обеспечивается применением единых комплексных и парциальных программ, заданий специалистов воспитателям по индивидуальной работе с детьми, открытыми мероприятиями и другими формами работы специалистов с воспитателями

Основные направления работы узких специалистов:

  • Диагностическое
  • Информационное
  • Консультативное
  • Коррекционно-развивающее
  • Аналитическое
  • Научно-методическое

Узкие специалисты собирают необходимую информацию о ребенке, анализируют информацию, намечают пути решения проблемы. Готовятся индивидуальные рекомендации, консультации педагогам, родителям.

Цель взаимодействия специалистов в интеграции, взаимообогащении и объединении возможностей в интересах совместного решения проблем развития ребенка и более полного использования творческого потенциала педагогов.

Другая форма предшкольного образования, реализуемая в ДОУ, - группа кратковременного пребывания для подготовки детей к школе. Условия пребывания – интеграция в основные группы. Дети посещают занятия в режиме ДОУ, общаются со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности, посещают кружки, оздоровительные мероприятия.

Один из компонентов определения готовности ребенка к школьному обучению – состояние его психического и физического развития. Поэтому важнейшая задача по интеграции ДОУ и школы – укрепление здоровья детей , повышение сопротивляемости организма заболеваниям путем систематического закаливания, рационального режима. правильного питания, создания условия для повышения самостоятельной двигательной активности.

В дошкольном образовательном учреждении созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития: разнообразные виды и формы организации режима двигательной активности в регламентированной деятельности; варьирование физической нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, внедрение в практику работу оздоровительных технологий (игровой стрейчинг, зрительная гимнастика, упражнения на укрепление стопы).

Для реализации задачи укрепления здоровья детей созданы условия:

  • физкультурный блок со спортивным залом, оборудованным стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами.
  • наличие спортивной площадки, позволяющей проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе.
  • в группах созданы спортивные мини - центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием для развития и совершенствования основных движений, дорожками здоровья, изготовленными из бросового материала с помощью родителей для профилактики нарушений осанки у детей и укрепления свода стопы.

Профилактическая и оздоровительная работа в МДОУ:

  • обеспечение температурного режима;
  • правильная организация прогулки;
  • соблюдение системы закаливающих процедур с учетом индивидуального состояния здоровья;
  • арома – и фито терапия;
  • витаминотерапия;
  • фитонцидотерапия (лук, чеснок);
  • физиолечение;
  • музтерапия;
  • аутотреннинг и психогимнастика;
  • пропаганда здорового образа жизни
  • кружковая работа по валеологии
  • активный отдых – развлечения, игры-забавы, дни здоровья, каникулы;

Используемая нами социально-педагогическая модель в полной мере способствует подготовке детей к предстоящему школьному обучению. Причем имеется ввиду не только развитие их интеллекта, а решается задача социальной интеграции в общество в целом.

Литература:

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.