Лексика. Обобщение. Урок-соревнование в форме игры-сказки

Разделы: Русский язык


Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.

А.Франс

Тип: обобщающий урок-соревнование в форме игры-сказки.

Оформление доски: сказочный теремок, почтальон, опорные слова (лексика, лексикон, словарь, словарная статья, лексикология, фразеология, лексикография), выставка «В мире словарей».

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Ребята! Сегодня мы с вами проводим открытый обобщающий урок-соревнование по теме «Лексика». Цели нашего урока будут следующие: повторить и закрепить знание по лексике
( лексическое значении слова, синонимы, омонимы, иноязычные слова, фразеологические обороты и т.д.), совершенствовать навыки работы со словарями. Надеясь, что наш урок повысит ваш интерес к книге, к слову, а вы по ходу работы покажете свои знания только с хорошей стороны.

II. Разминка

Итак, начнем. На доске вы видите сказочный теремок. Наверное, некоторым вспомнилось четверостишие из известной русской сказки.

В чистом поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок,
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

– На этот вопрос вам и придется ответить, а подсказка – в загадке: «Не мед, а по всему липнут» . Действительно, это – слова. А что образуют все слова русского языка? Что такое лексикон? Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? Для чего служат слова?
Посмотрим, много ли вы знаете слов. Попросим кого-нибудь назвать любую цифру до 33. Это порядковый номер буквы в алфавите.

– Что такое алфавит? Вам предстоит в течение 1 минуты записать слова на указанную букву. Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов. За правильные ответы сейчас и далее – жетоны. Ну что же, молодцы!

– Названия всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс:«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Это выражение послужит эпиграфом к нашему уроку. Его вы видите около выставки «В мире словарей». Что такое эпиграф?

– Сегодня в роли автора выступаем мы с вами, произведения – это наш урок, а читатель – это любой из присутствующих здесь. И, как уже было сказано, повторение основных понятий, полученных в разделе "Лексика", будет идти с акцентом на работе со словарями. Что такое словарь?

– Как известно, слова разъясняются в словарных статьях. Что такое словарная статья? Лексическое значение? Способы толкования лексического значения? Какой из них используется в словарях? Какие словари русского языка вам известны?
В каких случаях словари приходят к нам на помощь? К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

– Поскольку мы только ещё учимся русскому языку, и много времени уделяется правильному написанию слов, то, следовательно, больше всего мы обращаемся к орфографическому словарю. Иначе можно легко попасть в такую же ситуацию, что и официант, который как-то обслуживал в ресторане группу литераторов. Среди них был и А.И.Куприн («Мой полет»), который, посмотрев в меню, сделал следующий заказ:

– Шесть порций орфографических ошибок.
– Этого подать не можем, не держим, – ответил официант, – однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, – сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

– Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. Это будет вашей последней разминкой.

1. Бу... он кури.. . ый с фр...кадельками.
2. Ра. . . ольник с к...лбасой.
3. Котлеты сви...ые
4. П. . . льмени
5. Шамп. . . ньоны в масл...ом соусе.
6. Компот груш. . . вый.
7. Кисель клюкве. . . ый.
8.Коври..ка ржа. . ая.
9. П. . . рожное б. . . сквитное.
10. Пиро. . . ки с печ. . . нкой.

– Конечно, это было легкое задание, а вот слова, живущие в сказочном теремке, решили проверить вас по-настоящему. Они попросили своих друзей – Словарей зачитать вам их задания, которые доставил всем известный почтальон Печкин (изображение на доске). Позже в его сумке среди корреспонденции мы найдем и результаты нашего соревнования, которое выявит команду, имеющую самый богатый лексикон и умеющую хорошо работать со словарями.

III. Знакомство со словарями

Прежде чем словари определяет для вас задания, вы должны узнать их. «Словари» (эту роль выполняют подготовленные учащиеся) расскажут о начале своего рабочего дня, а команды определят, какой перед ними cловарь.

– Встал ни свет ни заря, с 1-ми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке.От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки .

– Что это за словарь? Что называют фразеологизмами? Другие названия фразеологизмов? Как называется раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы?

(Для памятки словари будут оставлять на видном месте свои обложки. Далее идет аналогичное представление словаря иностранных слов, синонимов и толкового, а также работа с ключевыми понятиями).

IV. Работа «Словарей» с классом

– Ну что же, основные понятия мы повторили, а теперь приступим к заданиям. Пожалуйста, 1-й Словарь.

– Я – Словарь иностранных слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. И вот задания.

1) Поработайте со словарём иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского (1 команда), немецкого (2 команда), французского (З команда) языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Во время работы над 1-м заданием, по одному человеку от команды работают по цепочке с правом перехода ответа к следующей команде, если предыдущая не знает, 2-й шанс – найти в словаре).

2) Подберите синонимы – русские слова или выражения:

тир
парад
инструкция
информация
контролировать
антракт
агрессивный
шоссе
мотель
конфитюр
спринт
комфорт
коммуникабельный
оранжерея
турне
пенсне

– Я – Словарь толковый. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмите слово стол. Как объяснить его значение? (ответы ребят). Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь и тогда вы без труда выполните мое задание:

1) Объяснить значение слова стол в каждом предложении (это задание для 1-й команды).

а) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
б) Анна Ивановна работает в адресном столе.
в) Всанатории нам определили 5-й стол.

Какие значения имеет слово голова? (2-я команда)

а) Колхоз продал государству сто голов скота.
б) Вдали показалась голова пехотной колонны.
в) Он в неравном бою сложил свою голову.
г) От бессонницы у него разболелось голова.

А слово свежий? (3-я команда)

а) Свежие овощи полезны для здоровья.
б) По утрам почтальоны приносят свежие газеты.
в) Я купил свежий хлеб.
г) Надо надеть свежую рубашку.

– В каких словах шла речь в каждом случае? Какие слова называются многозначными? В чем основное отличие многозначных слов от омонимов? С какой целью используются омонимы в художественной литературе?

– А о чем сейчас пойдет речь, вы догадаетесь, внимательно послушав стихотворение Я.Козловского:

Мы слова из русской речи, из родного языка,
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

– Я хочу, чтобы вы послушали стихотворение Р. Баумволя, которое называется «Соль и Король».

– Подать мне соль! – потребовал Король.
И Шут сказал ему в ответ:
– Изволь, но что за соль имеешь ты в виду:
Ту соль, которую кладут в еду,
Иль ту, что на линейке, ноту соль?
– Дай соли, чтобы посолить фасоль!
Но Шут ответил Королю:
– Изволь, но объясни, имеешь ты в виду
Фасоль, которая идёт в еду,
Иль ноты на линейках – фа и соль?
– Замучил ты меня! – сказал Король,
– Ну, сахар дай, я подслащу еду...
– Ах, сахар! Вот что ты имел в виду!
– Вскричал тут Шут.
– А я то думал – соль...

– Вы уже догадались, что следующие задание будет касаться омонимов:

2) Каждая из команд должна будет отгадать загадку, ответ – слово-омоним. Пользуясь словарем, надо определить его значения и составить предложения с каждым из омонимов.

а) Вот слово. Для решенья
В нем отыщите 2 значенья:
Несется первое к реке,
Второе щелкнуло в замке. (Ключ)

б) В бою и рубят, и взрывают,
А после боя развлекают. (Шашки)

в) На лугу – с хвостом.
Без хвоста – под мостом. (Бык)

– Я – Словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите, какие синонимы в нем использованы.

Простое слово – промежуток.
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все антракт,
На время что-то прекратив,
Мы объявляем перерыв.
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим передышку.
После урока непременно
Нужна ребятам перемена.

– А теперь мои задания для каждой команды.

1)

а) Подобрать синонимы к слову «победить».
6)Подобрать синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
в) Отредактировать текст, используя синонимы.

«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шёл и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

2) Расположить слова в порядке усиления действия:

а) Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять;
б) Шептать, кричать, сказать, воскликнуть;
в) Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.

– Я – Cловарь фразеологический. Это особый тип толкового словаря, в котором даются фразеологизмы типа: бить баклуши, между двух огней и т. д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.

1) Вставить во фразеологизмы нужные по смыслу слова (из мира животных). Что означают получившиеся фразеологизмы?

• делить шкуру неубитого ...
• сесть на любимого...
• купить ... в мешке
• пустить ... в огород
• ( набито ) как в бочке .. .
• дуется как ... на крупу
• считать ...
• дразнить.. .
• брать ... за рога
• ( смотреть) как ... на новые ворота
• ( писать) как ... лапой

2) Выявить в текстах фразеологизмы, определить их значение.

  • 1-я команда: «Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!»
  • 2-я команда: «Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам! Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!»
  • 3-я команда: «Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в 1-ю голову (у меня идёт кругом!), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!»

3) Нарисовать фразеологизм, чтобы другая команда отгадала.

V. Подведение итогов

– Но вот и все задания на сегодня. Выполняя их, вы повторили и закрепили основные понятия раздела "Лексика (многозначные слова, омонимы, синонимы, заимствованные слова, фразеологизмы и многое другое), вы ещё раз поработали со словарями, надеюсь, многие узнали для себя и что-то новое. И это главное.
Но надо подвести итоги нашей игры. Для этого нам со Словарями надо немного времени, а вам предлагается игра – буриме. Вообще, буриме – это стихотворение, составляемое на заданные рифмы; игра, составляемое на заданные рифмы; игра, состоящая в составлении таких стихотворений. У нас будет что-то похожее. Попрошу назвать 1-е пришедшие на ум слова, а теперь составляем по командам связный текст, желательно юмористического содержания.

(Прослушивание рассказов).

– А вот и итоги (объявление победителей, награждение). На этом наш урок закончен. Надеюсь, что все чувствовали себя на нём удобно, комфортно, словом, в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу.