Урок окружающего мпира во 2-м классе по теме "В гости к зиме" по программе "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Тема: «В гости к зиме».

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой  информации, применение её в учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  • закрепить представления детей о зиме,
  • познакомить с приспособлениями растений и животных к зиме,
  • развивать логическое мышление, память, речь,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.

Формы: индивидуальные, фронтальные.

Средства: учебник, тетрадь, ИКТ, наглядный материал.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Целеполагание и мотивация

– Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Интересно узнать к кому? Отгадайте:

Лес и поле белые
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога. (Зима)

– Да, мы идем в гости к зиме. Зима прекрасное время года. Многие люди, любуются ее красотой. Одни рисуют картины (на доске пейзажи), другие  посвящают стихи. Вот, что пишут о зиме: 

А.С. Пушкин: 

…Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов…

С.Есенин:

…Зимней свежестью пахнуло
На поля и на леса;
На закате холоднее
Просветлели небеса…

И.Бунин:

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

III. Актуализация знаний

– А вам нравится зима? Чем?
– Какие признаки зимы вы знаете? Посмотрите на доску (изображены признаки зимы и весны) Что здесь лишнее? Почему? Что объединяет оставшиеся картинки? (Это признаки зимы)
– Давайте еще раз их перечислим.

– Вчера я получила письмо от своего племянника:

 «Ура! Я еду к бабушке!
Метель застала нас на полпути. Это нас огорчило. И вдруг… снегопад,
кружащийся, завораживающий. Мы даже остановились, чтобы полюбоваться его красотой, потому что в городе оттепель и капает с крыш. На следующее  утро изморозь по-царски разукрасила все деревья и кустарники. Солнце освещало эти картины лучезарным светом.»

– О каких зимних явлениях говорит мой племянник?
– Как называются большие кучи снега, оставшиеся после метели?
– К чему приводит похолодание после оттепели?
– Это явления какой природы? (Неживой)
– А какая еще бывает природа? (Составление схемы)
– На какие царства делится живая природа?

IV. Усвоение новых знаний

1. Сегодня мы узнаем, какие изменения происходят с растениями и животными с наступлением зимы. На какие группы делятся растения?
– Зимой под снегом можно найти траву. Почему она не замерзает?  (Снег как одеяло укрывает растение от холода, не пропуская тепло от земли. Чем больше снега, тем теплее)
– Что вы можете сказать о состоянии деревьев и кустарников зимой? (Лиственные деревья и кустарники сбрасывают листья, ветки покрыты снегом, деревья спят.)
– На некоторых деревьях можно увидеть семена. Откройте уч. на стр. 134. Прочитайте задание. По каким частям растения вы это определяли? (Листья, ствол, семена)

2. Работа в тетради (стр. 52.№5)

– Как вы думаете, кому эти плоды и семена помогают зимой? (Птицам)
– Почему зимой так мало птиц?
– А мы можем им помочь? Чем?

3. Дидактическая игра «Накорми птиц»

– Я в кормушку поместила птиц. Нет ли здесь ошибки?
– А к какому царству относятся птицы?
– Кто еще относится к этому царству?
–  Какие изменения происходят в жизни рыб с приходом зимы? (У рыб снижается активность, т.е. находятся в полусонном состоянии. Они опускаются ближе ко дну реки.)
– Зимой в водоемах существует недостаток воздуха. Почему? (Лед)
– Можно ли изменить эту ситуацию? (Проруби)
– Кто это может сделать? (Рыбак)
– А можно ли это делать вам? А почему? (Воспитательный момент)

Физминутка

– Посмотрите на картину. Что на ней изображено? (Лес)

– Закройте глаза и представьте, что мы находимся в этом лесу. Заснеженный лес, как открытая книга. Нужно только суметь прочитать ее. В любой книге на страницах мы видим буквы, а на страницах зимнего заснеженного леса – следы зверей. Вон побежал заяц, из-за дерева выглядывает лиса, рыщет серый волк. Откройте глазки.

– Пока мы с вами представляли заснеженный лес, к нам пришли звери и оставили свои следы. Наша с вами задача узнать чьи же это следы.

Маленький рост, длинный хвост
Серая шубка, острые зубки. (Мышь) –––> ищем след
– Какой след оставила мышка?     
– Как же мышь приспособилась к зиме? (Живет под снегом, в ветвях ели, питается семенами шишек, жёлудями, травой.)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка) –––> ищем след

– Как белка приспособилась к зиме? (Окраска)
– На зиму белки, как хорошие хозяйки, делают запасы грибов, орехов, ягод.
Когда очень холодно, белки по лесу не бегают, а прячутся в своих гнездах, которые они предпочитают делать в ветвях ели. Почему?

– Сильный, умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери: лось, кабан. Его еще называют лесным санитаром. (Волк)  –––> ищем след
– Почему волка называют лесным санитаром? Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго преследовать свою добычу, но по глубокому рыхлому снегу им трудно бегать и часто волки остаются голодными.

– Какой зверь может оставить очень похожий след? (Лиса)
– Лиса чует мышей, которые бегают под снегом. Она долго принюхивается, потом начинает прыгать. Мыши пугаются и выбегают. Тут–то их лиса и ловит. Лисы охотятся в одиночку и не живут стаями.
Лисе не холодно зимой, на ее лапах густая шерсть, она как-будто валенки надела.

Зимой беленький,
Летом серенький,
Никого не обижает
А всех сам боится.  (Заяц)  –––> ищем след 

– Как заяц приспособился к зиме? (Окраска, быстро бегает)
Лапы зайца пышно опушены шерстью. Это чтобы в сугробах не провалиться. Он бегает по снегу как на лыжах. Заяц мастер путать следы. Запутает след своими хитростями и ложится спать. Но спит чутко, дремлет с открытыми глазами.
Интересен след зайца: два широких отпечатка задних ног впереди, а поменьше сзади. На бегу заяц ставит задние лапы впереди передних.

– Как вы думаете, чей след остался? Этого зверя в зимнем лесу можно увидеть крайне редко, только если его разбудят. Кто это?
Прежде чем лечь спать медведь путает следы: петляет по лесу, прыгает вбок со следа и когда убедится, что след хорошо запутал, ложится спать. Но спит очень чутко, неспокойно.

V. Закрепление знаний

Работа по тетради.

– Есть ли здесь незнакомый вам след? Как вы думаете, кому он принадлежит?
– Чьи еще следы вы видите на снегу?
– Дорисуйте цепочки следов, чтобы они привели к их «хозяевам».
– Пока вы рисовали, звери собрались около ели. Как вы думаете почему?
– А верны ли ваши предположения или нет, вы узнаете на следующем уроке?

VI. Рефлексия

VII.Домашнее задание: с. 53 № 7.