Творческие проектные группы "Здоровячок", "Исток"

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время многие дошкольные учреждения в своей работе с детьми на ряду с основной программой реализуют парциальные. Все программы прописаны в Уставе ДОУ и потому обязательно и качественно должны осуществляться в педагогической деятельности.

К сожалению, ещё не все педагоги – дошкольники к реализации программ подходят творчески, без стереотипов.

Чтобы сломать сложившийся механизм торможения в ДОУ, были испробованы те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих воспитателей. Главным из этих рычагов является активизация творческого потенциала педагогов.

Таким рычагом явились организация творческих проектных групп «Здоровячок», «Исток»
В каждой творческой группе определились свои лидеры – руководители, которые руководят этой группой. В свою очередь руководители творческих групп находятся под руководством Заместителя заведующей по УВР, которая координирует их действия: направляет, делает запрос, рекомендует и т.д.

Направление:

Работа с дошкольниками в области  экологического воспитания и формирования здорового образа жизни.
Каждая проектная группа является основным  координатором, регулятором, направленцем всех педагогов в определённом направлении, например: В экологическом воспитании.

Проектная группа работает по разработанному ими перспективному планированию, учитывая годовое планирование ДОУ, приоритеты и концепцию работы с детьми дошкольного возраста образовательных программ «Юный эколог» С.Н. Николаева, «Здравствуй!» М.Л. Лазарев.

Цель: воздействие на качество учебно-воспитательной работы.

Задачи:

  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей.    
  • Усовершенствование  работы  с детьми в ДОУ.
  • Повышения качества конечного результата деятельности дошкольного учреждения в области экологического воспитания и формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Состав группы: воспитатели ДОУ (по 6 воспитателей в каждой группе. Направление работы выбрали  добровольно)

Творческие проектные группы проанализировали программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»,  М.Л. Лазарева «Здравствуй!», провели анализ работы с детьми по  данных направлениям, а так же провели мониторинг обследования детей по экологическому и физическому воспитанию, где отслеживался не только знаневый компонент, но и отношенческий. Обследование  детей проводилась по предлагаемым  диагностикам программ С. Н. Николаева «Юный эколог» и М.Л. Лазарев «Здравствуй!».

Из результата диагностического обследования детей выявилось, что уровень отношенческого компонента ниже  уровня знаневого компонента:

Экологическое воспитание: знание: в.у. – 43%, отношение: в.у. – 28%;

Физическое параметры,  туда вошли:

  • Уровень заболевания и посещаемость детей ДОУ. Посещаемость детей увеличилась
  • Физическое развитие детей; туда вошли развитие двигательных качеств: двигательные  тесты, развитие координации. Результаты диагностического обследования физических     параметров показали: в.у. – 52,6%
  • Психологическая диагностика: уровень тревожности, агрессии показал: в.у. – 8,3%;
  • Отношенческий компонент определялся через метод наблюдения: желание закаливаться,  заниматься спортом, участвовать в спортивных соревнованиях, играх; потребность применять упражнения саморегуляции, самостоятельно соблюдать правила личной гигиены, выполнения домашнего задания по заполнению карт домашней оздоровительной работы. Результаты диагностики отношенческого компонента: в.у. – 28%

Итак, на основании вышесказанного творческие проектные группы определили     направление деятельности своих групп. По каждому направлению разработали планирование.

Выбранные направления (могут изменяться, но представленные направления являются основными):

  1. Мониторинг (контроль, разработки диагностических таблиц, рекомендации педагогам, анализ мониторинга).
  2. Разработка цикличных наблюдений за живой и неживой природой (требование методические рекомендации к программе С.Н. Николаева «Юный эколог»)
  3. Разработка и внедрение проектов («Здоровье и творчество» , «Метеоцентр в детском саду», «Вода – источник жизни», «Наша Родина – Красноярск»и др.)
  4. Разработка и внедрение тематических дней, праздников, развлечений на экологическую тематику («В гостях у Здрасика», «Мы любим играть», «Неделя здоровья», «В гостях у Доктора Айболита» , «Экологический марафон», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Юные Экологи», «Экологическая игра, «Они живут рядом с нами», «Жалеть надо уметь» и др.)
  5. Привлечение родительской общественности (организация и совместный выход в походы; привлечение к сбору гербария; организация фотовыставок, выставок, привлечение к озеленению территории сада; совместные праздники, конкурсы; КВН; акции; совместное планирование работы творческих проектных групп и т.д.)
  6. Организация выставок, экскурсий, походов.
  7. Организация и проведение  акций. Акции проходят в течении всего учебного года. В ходе акции участники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родителей и являются нетрадиционной формой работы среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Акции проходят под своим девизом, имеют свою наглядную агитацию (листовка, плакат, памятка). В содержание акций входят праздники, посвящённые объектам акции (берёзке, ёлке, воде и т.д. )
  8. Выпуск  газеты ДОУ для родителей  «Здоровячок», «Исток». К первому выпуску газеты привлекались родители, им предлагалось придумать эмблему и слоган.
  9. Организация озеленения территории ДОУ (проведение конкурсов, фотовыставок, привлечение родительской общественности)
  10. Организация  развивающей здоровьесберегающей  среды ДОУ.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ «ЗДОРОВЯЧОК»

Мусяц

Мероприятия

Сентябрь 1. Мониторинг (обработка информации, написание общей справки о результатах мониторинга).
2. Большая  оздоровительная игра «Спорт – это здоровье» (летние виды спорта). Разработка и организация в  проведении
Октябрь 3. Оформление фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья).
Ноябрь 4. Выпуск журнала «Сибирский Здоровячок» (советы родителям «Чем заняться на прогулке»)
Декабрь 5. Тематический день «В гостях у Доктора Айболита» (разработка и  организация в проведении)
Январь 6. Праздник здоровья «Если хочешь быть здоров» (разработка и организация в проведении)
Февраль 7. Мониторинг (обработка информации, написание общей справки о результатах диагностики, рекомендации для всех воспитателей по выстраиванию работы с детьми).
8. Выпуск журнала «Сибирский Здоровячок» (тема: «Аромотерапия»).
9. Совместный поход на каток (родители + дети + воспитатели)
Март 10. Конкурс «Спортивный воспитатель»
11. Оформление общесадовского уголка здоровья (фото + статьи + метод. литература, худ. литература и т.д.)
12. Изготовление спортивного нестандартного оборудования
Апрель 13. Организация фотовыставки «Наши спортивные достижения», «Животные – наши друзья»
14. Мастер класс «Фитнес для дошкольников»
15. Совместный поход в парк «Роев ручей» (родители + дети + воспитатели)
16. Разработка и проведение тематического «Дня здоровья» в рамках Всемирного дня здоровья
17. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (разработка и проведение)
Май 18. Мониторинг (обработка, аналитическая справка по итогам, рекомендации для всех педагогов)
19. Анализ работы творческой группы
20. Разработка и организация в проведении конкурса «Наша спортивная площадка»

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ «ИСТОК»

Месяц

Мероприятия

Сентябрь 1. Мониторинг (обработка информации написание общей справки о результатах мониторинга, рекомендации педагогам для построения работы с детьми).
2. Большая экологическая игра «Нас тропинка в путь завёт» (разработка и организация в проведении).
Октябрь 3. Оформление выставки + фотовыставки «Осенний вальс» (участвуют дети + воспитатели + родители).
Ноябрь 4. Выпуск газеты «Исток», тема: «Гербарий вместе с детьми».
5. КВН «Они живут рядом с нами» (посвящён птицам, приуроченный к акции «Добрая зима для птиц»). Разработка и организация в проведении.
Декабрь 6. Разработка и организация проведения акции «Зелёная ёлочка».
Январь 7. Разработка и проведения экологического развлечения «Жалеть надо уметь», где дети сами презентуют «Панораму добрых дел» (в каждой группе есть экран «Панорама добрых дел», где дети под руководством воспитателей фиксируют добрые дела).
Февраль 8. Выпуск газеты «Исток», тема: «Цветы приносят радость».
9. Разработка проекта акции «День Метеорологии» (к 21 марта).
10. Разработка конспектов занятий по направлению Региональный компонент. Рекомендация для работы с воспитателями.
11. Мониторинг (обработка информации, написание общей справки по результатам диагностики, рекомендации по работе с детьми).
Март 12. Организация проведение акции «День метеорологии».
13. Организация и проведение акции «Украсим планету цветами» (с привлечением родительской общественности).
Апрель 14. Выпуск газеты «Исток» (с привлечением родительской общественности), тема: «Как мы отдыхаем на природе».
15. Выход в парк «Роев ручей» (родители + дети + воспитатели).
16. Организация и проведение фотовыставки «Природа – наш дом».
Май 17. Мониторинг (обработка информации, аналитическая справка, рекомендации по работе с детьми).
18. Анализ работы творческой группы.
19. Организация и проведение акции + фотовыставка «Украсим планету цветами».

БОЛЬШАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «НАС ТРОПИНКА В ПУТЬ ЗАВЁТ»

Экологическая игра проводится на территории ДОУ по тематики сказок. Используется технология ИОС – игровая обучающая ситуация. Вся территория разбита на объекты. Участвуют дети старшей и подготовительной к школе групп отправляются в путь по экологической тропе, где их встречают сказочные герои, задают проблемные ситуации, проводят игры.

Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке – заходи!
Где ты, сказка, покажись!
Нам ребятам, отзовись!

Цель игры: Формирование начал экологической культуры у дошкольников.

Задачи:

  • Предоставить детям возможность применять знания, сотрудничая с другими детьми при решении экологических задач и проблемных ситуаций.
  • Воспитывать социально – активную личность с экологически ориентированным сознанием.

Этапы экологической тропы:

  1. Детей встречают два гнома Ой! и Ай!
  2. Торжественная линейка, на которой происходит завязка сказочного сюжета
  3. Знакомство – представление
  4. Встреча со сказочницей
  5. Постановка проблемы
  6. Разделение на команды
  7. Вручение командам путевого листа
  8. Игровые проблемные задания у объектов экологической тропы
  9. Разрешение проблемы
  10. Подведение итогов игры
  11. Награждение участников
  12. Чаепитие на привале

В конце игры по завершению чаепития дети произнося т девиз юных знатоков и друзей природы:

«Только вместе , только дружно, помогать природе нужно!».

Затем исполняется общая песня под сопровождение баяна на экологическую тему или о природе.