Реализация социокультурного подхода к языковому образованию на основе проектной методики на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Презентация

Современные тенденции в развитии языкового образования включают такие направления как: общепланетарный глобализм, гуманизацию, “европеизацию” и экологизацию языкового образования. Данные направления являются основными аспектами социокультурного образования учащихся в условиях учебного иноязычного общения.

Вот почему для меня стала актуальной реализация социокультурного подхода при обучении английскому языку, так как это подразумевает:

  • развитие коммуникативной культуры школьников, их духовного потенциала, общепланетарного образа мышления в отношении мировой культуры;
  • обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов и принадлежащих к различным вероисповеданиям;
  • формирование коммуникативной компетенции вне языкового окружения;
  • развитие творческой активности личности;
  • развитие потребности в самообразовании.

Проектная методика как нельзя лучше подходит для реализации данной цели, так как позволяет сформировать социокультурную и коммуникативную компетенции вне языкового окружения, насытить урок коммуникативными упражнениями, предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие либо проблемы, рассуждать над решением этих проблем.

Таким образом, главная идея моей методической работы это, обучение иноязычному общению при применении проектной методики, которая позволяет превратить уроки по иностранному языку в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе культурного взаимодействия.

На своих занятиях при организации любого вида проекта на иностранном языке я ориентируюсь на 4 основных признака проектных работ, а именно: соотнесённость с объективной действительностью, что предполагает наличие социально и личностно значимой проблемы, решение которой требует интегрированных знаний; соотнесённость с субъектом деятельности, что предполагает ориентацию на интересы учащихся, их самоорганизацию и ответственность, методическая соотнесённость проекта предполагает учёт уровня обученности и обучаемости учащихся, их предметных знаний, общеучебных умений и социальной компетенции, т.е. умений взаимодействия с членами группы и ориентация на продукт деятельности является основной сутью проектного метода. Весь смысл проектной работы заключается в результате деятельности, которая завершается презентацией созданного продукта.

Существуют различные классификации проектов, но в своей работе я бы хотела выделить следующие виды проектных работ, которые я часто применяю на уроке.

  • исследовательские проекты – мини-исследование (на латинском языке), исследовательский реферат, научно-исследовательская работа и т.д.;
  • творческие проекты – совместная газета, научный альманах, фотоальбом, видеофильм, виртуальная экспедиция, сценарий праздника и т.д.;
  • билингвальные проекты – тематический проект на английском и французском, на латинском и английском языках;
  • ролево-игровые проекты – ролевая игра с литературными героями, драматизация художественного произведения; моделированная ситуация для подготовки учащихся к ЕГЭ;
  • информационные проекты – компьютерная презентация, электронная публикация, электронное интервью, электронное анкетирование, e-mail проекты;
  • практико-ориентированные проекты (прикладные) – проект дома, проект документа по экологии, проект закона, справочный материал по теме, проект зимнего сада школы.

Работа над проектом по иностранному языку осуществляется мною в следующей последовательности:

  1. Определение темы проекта.
  2. Определение проблемы и цели проекта.
  3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
  4. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
  5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
  6. Работа в группах.
  7. Регулярные встречи, во время которых мы с учащимися обсуждаем промежуточные результаты, и я комментирую проделанную учащимися работу, корректирую ошибки в употреблении языковых единиц.
  8. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
  9. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника, т.п.
  10. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
  11. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, моей работы и т.д.

Из собственного опыта работы хотелось бы привести примеры самых интересных проектов:

Многоязычные исследовательские проекты: научно-исследовательская работа о влиянии латинского языка на другие европейские языки;

Билингвальные ролево-игровые проекты: подготовка Европейского Рождества на английском и французском языках;

Межпредметный международный долгосрочный проект: экологическая ситуация по загрязнению водных ресурсов в городе Магнитогорске и реке Миссисипи в Америке с поездкой в американский штат Миннесота;

Виртуальный международный e-mail проект: создание совместного российско-американского клуба “Миротворцы” (Ребята по электронной почте связались с координатором миротворческого движения Самантой Манчестер и внесли свои предложения в улучшение мирной обстановки в мире)

Независимо от того, какой вид проекта для реализации на уроке я бы не выбрала, заходя в класс на любой урок, я руководствуюсь следующими принципами работы с детьми:

  • создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно;
  • затрагивать личность ученика в целом, вовлекая в учебный процесс его эмоции и чувства;
  • активизировать ученика, делая его главным лицом учебного процесса;
  • учить школьника работать над языком самостоятельно;
  • предусматривать различные формы работы в классе, стимулирующие активность учащихся, их творчество.

Таким образом, реализуя социокультурной подход с применением проектной методики, мне удаётся помочь учащимся овладеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным умениям я отношу умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, работать со справочным материалом. К творческим умениям я отношу умение генерировать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия своего решения. К коммуникативным умениям - умение вести дискуссию; слушать и слышать собеседника; отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; находить компромисс с собеседником; лаконично излагать свою мысль. К социокультурным умениям - умение выбирать приемлемый в социокультурном плане стиль речевого поведения; создавать социокультурные портреты участников межкультурной коммуникации.

Литература

  1. Зелепукина Н.В. Педагогические условия формирования образовательного статуса школьника. Автореферат. – Магнитогорск, 2000.
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
  3. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: ИСТОКИ, 1996.