Внеклассная работа по математике

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Основные цели внеклассной работы - развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе математики.

Основные формы внеклассной работы: кружковые занятия, вечера, олимпиады, викторины, игры и т.д.

Систематической внеклассной работой по математике должно быть охвачено большинство подростков. В ней должны быть заняты не только ученики, увлеченные математикой, но и те учащиеся, которые не тяготеют еще к математике, не выявили своих способностей и наклонностей. Наблюдения показывают, что многие учащиеся, даже слабые, в свободное время охотно принимают участие в проведении игровых занятий и вечеров. Особенно тщательно должна продумываться организация математических игр и вечеров для учащихся.

В качестве элементов математической игры может быть использована игра для 5-7 классов “Следствие ведут “Знатоки””, и математический вечер для 8-11 классов “Мисс Математики”

Следствие ведут Знатоки

Данная игра служит формой проверки и закрепления сведений и навыков, приобретенных учащимися на занятиях кружка. Проводилась с учащимися 5-7 классов.

Цель игры: активизировать внимание и мышление учащихся, развивать интерес к предмету.

Оборудование:

  1. Заявление профессора Цифиркина.
  2. Следы преступников.
  3. Табличка “Справочное бюро”.
  4. Пакеты с заданиями.
  5. Украденная геометрическая фигура.

Данная игра состоит из двух элементов: инструктажа и “поиска геометрической фигуры”.

1. Инструктаж.

Внимание! Внимание! В нашей школе произошло чрезвычайное происшествие! Сегодня мы получили заявление от профессора Цифиркина!

Ученикам 5-7 классов Новочемровской средней школы профессор Цифиркин

заявление

19.11. сего года у меня из кабинета исчезла ценная математическая фигура. Прошу принять меры для розыска этой фигуры.

С уважением, профессор Цифиркин.

P.S. Преступник оставил “следы”, прошу передать их отрядам “Знатоков”, которые могут помочь в поиске фигуры.

Для проведения игры создадим “отряды Знатоков математики”. Каждый отряд – это класс во главе с командиром отряда. Командир отвечает за порядок и дисциплину в своем отряде и руководит поиском. Командира выбирайте сами. (Учащиеся разбиваются на отряды, выбирают “командира отряда Знатоков” рассаживаются по местам).

Командиры, назначают себе связных. Для связных сделать отличия.

Теперь послушайте внимательно правила игры.

В одной из классных комнат находится исчезнувшая фигура. Задача найти ее. Поиск фигуры производится по следам, которые остались на полу, на стенах, на дверях классных комнат, в партах, в книгах и т. д. (показывают образцы следов). Приложение 1.

Так как мы “Математические Знатоки”, то следы — это числа — ответы на задачи и примеры, записанные на следах. Слушайте очень внимательно порядок поиска. Для поиска фигуры командиру каждого отряда будет вручен след (показать образец), на котором написано, где находится первый пакет. В нем содержится задание, состоящее из 5 задач, и указание. Командир вскрывает конверт, читает указание и сам раздает каждому члену отряда по одной задаче для решения. Задачи пронумерованы и расположены по степени трудности, первая самая легкая, последняя самая трудная (объяснение сопровождается показом).

После того как все задачи будут решены, выполняется указание. Полученное число является “следом”, который нужно найти. “След” записан под номером, который вы получили, выполнив все задания отрядом. На найденном “следе” вы увидите, где находится следующий пакет с заданиями (показать пример). После выполнения заданий этого пакета, наметится новый след (показать пример) и т. д. Так, постепенно, выполняя цепочку заданий, отряд “Знатоков” должен обнаружить пакет, в котором говорится о фигуре.

При проведении поиска должны соблюдать следующие правила:

  1. Должна быть тишина и организованность. Решать, нужно молча, очень внимательно, без спешки. Ошибка, допущенная одним, может повести весь отряд по ложному следу.
  2. Конверты с заданием вскрывает только командир. После решения задач конверты обязательно сдаются в “справочный отдел” связным, где ему сообщат о правильности поиска.
  3. Следы на полу, на стенках трогать нельзя! Ходить следует осторожно, чтобы не наступить на следы.
  4. Если при выполнении задания встретятся затруднения или отряд не сможет найти следующий след, запутается, то командир отряда может послать связного в “справочный отдел”. В зависимости от ошибки, которую допускает отряд, связной, задерживается там от 1 до 5 мин. Поэтому обращаться в него нужно только в крайних случаях. Повторяю, в “справочный отдел” могут обращаться только связные. Если отряд следопытов будет нарушать дисциплину и правила, то он будет лишен права участвовать в игре, и удален. У кого есть вопросы?

И так, вручаем следы и надеемся, вы скоро найдете нашу украденную фигуру.

2). Поиск геометрической фигуры.

Команды расходятся по кабинетам и начинают выполнять задания первого пакета (1.1; 2.1; 3.1). Схема движения отрядов Знатоков

№ следа Место нахождения пакета № пакета
  Первый отряд (5 класс)

Кабинет географии

1.1
76 Кабинет истории (первый шкаф третья полка) 1.2
21 Кабинет русского языка ( на тумбочке под первым цветком) 1.3
40 Кабинет литературы (под крышкой учительского стола) 1.4
85 Кабинет химии на столе учителя  
  Второй отряд (6 класс)  
  Кабинет математики 2.1
14 Кабинет литературы (книжная полка, книга Лермонтова) 2.2
12 Кабинет географии (в правом шкафу на верхней полке ) 2.3
18 Кабинет математики (в среднем шкафу в верхнем ящике) 24
466 Кабинет химии на столе учителя  
  Третий отряд (7 класс )  
  Кабинет истории 3.1
33 Кабинет русского языка (в учительском столе, слева под ящиком) 3.2
723,4 Кабинет истории (на книжной полке в книге № 3) 3.3
229 Кабинет географии ( под сиденьем учительского стула) 3.4
5 Кабинет химии на столе учителя  

Примерное содержание пакета

Пакет ? - найдите сумму всех ответов (номер следующего следа).

  П 1/4 -1   П 1/4 - 2
Горело 5 свечей, две из них потушили. сколько свечей осталось? В четырех пакетах лежат по одинаковому числу конфет. Если из каждого пакета вынуть по 9 конфет, то во всех пакетах останется столько конфет, сколько было в каждом пакете. Сколько конфет было в каждом пакете?
  П 1/4 - 3   П 1/4 - 4
Сколько нулей стоит в конце произведения всех натуральных чисел от 10 до 25? Я задумал число. Если его уменьшить в 4 раза, а результат увеличить на 23, то будет 38. Какое число я задумал?
 

П 1/4 - 5

   
У мальчика столько же сестер, сколько
братьев, а у сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и
сестер?
   

Отряд, нашедший украденную геометрическую фигуру, считается победителем.

Вечер для 8-11 классов “Мисс-математики”.

Добрый вечер, дорогие друзья!

Сегодня мы станем свидетелями грандиозного по масштабу и неповторимого по своему содержанию представление. В очередной раз в нашей школе проводится конкурс “Мисс Математика”. Мы очень долго готовились к этому конкурсу. Очень тщательно отбирались конкурсантки. Мужская половина была подвергнута тестированию

Примерный текст анкеты.

  1. Замечаете ли Вы красивых девушек?
  2. Как влияет их присутствие на Ваше самочувствие?
  3. Почему Математика - царица всех наук?
  4. Дать определение молодому человеку, сидящему в переполненном трамвае и пытающемуся познакомиться с рядом стоящей девушкой?
  5. Как Вы относитесь к девушке-математику?
  6. Каким подарком Вы бы одарили победительницу конкурса?

Тщательный анализ результатов анкет позволил сделать такой вывод.

Все представители мужской половины являются подлинными ценителями красоты, ума и других женских достоинств. Наших девушек замечают все. Их присутствие влияет как лекарство: улучшает самочувствие, устанавливается сердцебиение, поднимается настроение, каждый становится добрее, веселее, спокойнее. Особенно им нравятся девушки-математики. К ним они относятся хорошо и отлично. Молодого человека, старающего познакомится в переполненном автобусе, назвали: “Нахалом, бабником, заговорщиком (заговаривает зубы, чтобы не уступить место) Сначала надо уступить место, а потом знакомиться”. Наверное, самый хороший вопрос: “Какой подарок Вы бы подарили победительнице конкурса?”

Щедрость парней неограниченна - здесь были предложены: и цветы, коробка конфет, духи, соболиные шубы, машины и т.д. Мы благодарим всех парней за участие, и думаю, что более объективных и независимых судей нам не найти. Поэтому сегодняшнее жюри будет состоять только из парней. (Называют жюри).

А сейчас мы приглашаем на сцену наших участниц. Среди них самые юные участницы конкурса и уже умудренные опытом, имеющим основание претендовать на самое высокое место.

Выход участниц. Каждой участнице присваивается номер. При выходе смотрится: костюм на математическую тему, пласт ика движений, песня или фонограмма.

Независимо от исхода конкурса уже ясно, что это наши лучшие представители. Их смелость и отвага, с которой они решились стать участниками конкурса, уже заслуживает наших аплодисментов.

Какими качествами должна обладать Мисс Математика: красотою, изяществом, логичность, наблюдательностью, умением делать выводы, быть справедливой и объективной, иметь много поклонников и т. д.

Для того, чтобы наши конкурсантки немного расслабились, проведем

Блиц-турнир, посвященный цифре 7.

Не знаю, обращали ли вы внимание, что цифра 7 не простая. Она встречается намного чаще, чем остальные цифры. 7 встречается в пословицах и поговорках, в названиях кинофильмов и книг, и даже в Библии встречается более 160 раз. Вот сегодня мы тоже ей уделим более пристальное внимание.

Интеллектуальная разминка

Ну что же, я выражу общее мнение, что наши конкурсантки довольно интеллектуальны.

  Вопросы, на которые вы должны дать ответ незамедлительно. Ответы.
1 Единица исчисления равная семи дням Неделя
2 Седьмой месяц года Июль
3 Какой праздник отмечается 7 января? Рождество
4 Седьмая нота октавы Си
5 Седьмая буква алфавита Е
6 Седьмая буква в слове “электрификация” И
7 Семь героев русской народной сказки “Репка”  
8 Автор сказки “Цветик - семицветик” Валентин Катаев
9 Назовите 7 цветов радуги  
10 Что идет за миллионом Триллион

Испытание на верность.

Это одно из достоинств, которое так ценят молодые люди. Каждой участнице дается карандаш, лист бумаги с заданиями. Участницы должны расставить знаки действия и скобки так, чтобы получилось верное равенство.

1 2 3 = 1 Ответ: (1+2):3 = 1
1 2 3 4 = 1 12:3:4 = 1
1 2 3 4 5 = 1 ( (1+2)*3-4) = 1
1 2 3 4 5 6 =1 (1*2+3-4+5):6 = 1
1 2 3 4 5 6 7 = 1 ((1+2)*3-4):5+6):7 = 1

А пока участники занимаются, мы с вами продолжим разговор о цифре 7. Какие пословицы и поговорки вы знаете с цифрой 7? А какие кинофильмы?

Что только не придумывают девушки для того, чтобы быть привлекательными и не отставать от моды. Представьте себе, что у нас будет год математики и конечно все будет модное математическое. Поэтому сейчас проведем

Конкурс причесок.

Задание: изобразить на альбомном листе проект прически и дать ей математическое название. Время 2 минуты.

Пока проверим зрителей на внимательность.

  1. Картина Перова “Охотники на привале”. Сколько охотников изобразил художник?(3).
  2. Сколько медведей на картине Шишкина “Утро в сосновом бору”? (4)
  3. Сколько персиков на картине Серова “Девочка с персиками”? (4 )
  4. Сколько бурлаков на картине Репина “Бурлаки на Волге”? (11).

Если Вы претендуете на звание “Мисс Математики”, то у вас должны быть

Верная рука и точный глаз.

Это мы и проверим:

1) Вы должны от мотка ниток отрезать ножницами 1 метр ниток.

2) На доске мелом нарисовать окружность от руки.

3) Подсчитать сколько дверей в школе.

Настоящая “ Мисс” хороша и на кухне. Наш конкурс

Кулинарный.

Я задаю вопрос , кто первый поднимет флажок и правильно ответит на вопрос, тот получает 2 балла.

1) У вас на руках две кастрюли 3-х и 5-ти литровые. Не пользуясь никакими ёмкостями нужно налить из крана 4 литра воды. Как это сделать?

2) Вы испекли пирожки с повидлом, с маком и с творогом по 10 штук с каждой начинкой. Какое наименьшее число пирожков надо взять, чтобы среди них оказались 3 пирога с одинаковой начинкой? (7).

3) Масса рыбы 5 килограмм и ещё половина рыбы. Сколько весит рыба?

4) Вам нужно зажарить 6 котлет. На сковороде помещается только 4 котлеты. Каждую котлету нужно жарить 5 минут на одной стороне и 5 минут на другой стороне. Сколько минимального времени Вам понадобится, чтобы зажарить все котлеты? (15 минут).

В любой, самой неожиданной ситуации “Мисс Математики” обладает

Ясной головой и логичностью.

И сейчас мы проверим эти качества у наших конкурсанток.

1) Рядом стоят два барана. Один головой на север, а другой – на юг. Смогут ли они увидеть друг друга, не поворачивая головы? (они смотрят друг на друга).

2) У меня в кармане 2 монеты на общую сумму 15 рублей. Одна из них не 5 рублей. Какие это монеты?

3) Почему парикмахер в Женеве считает, что лучше подстричь двух французов, чем одного немца?

4) Что больше: половина половины двадцати или четверть четверти восьмидесяти?

5) Крыша одного дома не симметрична. Один скат составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой – угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо: в сторону более пологого или крутого ската?

Конкурс мои поклонники.

Каждая девушка постоянно удостоена вниманием большого числа поклонников. У неё должна быть хорошая память, так как многих она должна запомнить. Мы сейчас посмотрим, какова память у наших конкурсанток. Вы возьмёте лист бумаги и напишите всех великих математиков, которых Вы вспомните.

Пантомима.

Каждой претендентки можно взять в помощь из болельщиков два человека.

Изобразить без слов, пантомимой одно из слов математики. Наибольшее количество баллов набирает та команда, которая объяснит лучше и быстрее своё слово. (Нельзя изображать рукой или рисовать). Слова: доказательство, расстояние, количество, скорость, геометрия, промежуток.

После подведения итогов юноши, сидящие в жюри выходят на сцену и одевают победительнице ленту и корону.

Зачитываются права “Мисс Математики”.

Мисс Математики имеет право:

  1. Посещать все уроки, как любимых, так и нелюбимых преподавателей.
  2. Первой приходить на экзамены.
  3. Быть организатором и участником всех мероприятий, проводимых в школе.
  4. Имеет право на симпатии всех молодых людей, увлекающихся, а также не увлекающихся математикой.

Еще раз поздравляем всех и благодарим за участие.