Устный журнал "Искусство владения словом"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели:

  • Образовательные: повысить эффективность работы по развитию речи учащихся; выработка умений соблюдать орфоэпические нормы языка; выработка навыков грамотной и красивой речи.
  • Воспитательные: формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку; повышать культуру речи учащихся; воспитывать любовь к Родине.

Сценарий

Учитель. Дорогие коллеги, ребята! Нашу встречу мы открыли песней о Родине. Я хотела бы особо обратить внимание на то, что Родина – это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому слову, родному языку, мы посвящаем эту встречу, наш устный журнал “Искусство владения словом”.

1-й ведущий. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли, самолеты.

2-й ведущий. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык.

1-й ведущий. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать людям понимать друг друга при общении, в общих делах.

2-й ведущий. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.

1-й ведущий. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки:

  • От доброго слова язык не усохнет.
  • Каков разум, таковы и речи.
  • Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.
  • Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
  • Живое слово дороже мертвой буквы.

2-й ведущий. Давно известно и доказано, что русский язык – один из богатейших языков мира.

1-й ведущий. Это так. Но и один из труднейших, мне так кажется.

2-й ведущий. Ты так думаешь?

1-й ведущий. Конечно, ведь столько нужно знать всяких правил и исключений, чтобы наша речь была правильной и красивой.

2-й ведущий. Вот в этом мы и попробуем сегодня разобраться, перелистывая страницы нашего устного журнала “Искусство владения словом”.

1-й ведущий. Остановимся на некоторых правилах, которые помогут нам избежать ошибок в устной и письменной речи.

2-й ведущий Первая страница – “Русский язык – один из богатейших языков мира”.

Ученики представляют монтаж “Русский язык”.

1-й ведущий Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами: мастер, умелец, виртуоз. О верном друге можно сказать и словами надежный, преданный.

2-й ведущий А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия “засмеяться”! Если человек засмеется негромко или исподтишка, то говорят – хихикнул, если внезапно – фыркнул, прыснул, если громко – захохотал, разразился смехом.

1-й ведущий Очень выразительны русские пословицы и поговорки, сокровища народной мудрости: язык разум открывает, наша коса на камень, не все золото, что блестит. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает ее яркой и образной.

2-й ведущий. Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы. Сравните: бежать – прибежать, забежать, убежать; мальчик – мальчишка, мальчуган.

1-й ведущий. Великий критик В.Г. Белинский отмечал: “Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий”.

2-й ведущий. Известный писатель К.Г. Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: “Нам дан во владение самый богатый, могучий и поистине волшебный русский язык”. И мы обязаны это всегда помнить.

1-й ведущий. Оказывается, чтобы язык зазвучал и был “чрезвычайно гибок и живописен”, необходимо уметь владеть своим голосом, как музыкальным инструментом. Об этом наша следующая страница “Речь и наш голос”.

2-й ведущий. Доказано, что основные сведения о говорящем сообщает его голос.

1-й ведущий А истоки этого открытия уходят в глубокую древность.

Учитель рассказывает о Сократе.

Сократ – философ, оратор, мыслитель, мудрец, живший в Афинах в 5-м веке до н.э.

В Афинах того времени можно было встретить человека, который целыми днями бродил по городу и вступал в беседу со всяким, кто попадался ему на пути. На рыночной площади, в мастерских оружейника, сапожника, - словом, почти всюду, где он мог общаться с людьми и вести беседу. “ Я знаю, что ничего не знаю”, говорил Сократ. Он проповедовал изречение “ познай самого себя”. Не раз он на практике проверял утверждение: “Заговори, чтоб я тебя узнал”. Так, подойдя к одному государственному мужу, считавшемуся весьма мудрым человеком, вступил с ним в беседу о справедливости и убедился, что тот только кажется мудрым, а на самом деле не мудр. Сократ предпочитал диалог, т.е. непосредственный контакт собеседников, совместный поиск истины в ходе бесед и споров. Он считал жизнь вне диалогов, обсуждений бессмысленной. Его считали мастером по риторике, “учителем мудрости”.

“Диалог – это подлинная, живая и одушевленная речь знающего человека”.

Живое слово требует краткости, ясности и четкости. Никакие письмена, считал Сократ, не могут заменить живого слова, Диалога, Человека, общения. Вне настоящего диалога, согласно Сократу, нет и подлинной мудрости, а только многознайство. Поэтому Сократ обучал искусству ведения диалога, при котором собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывал суждения, обнаруживая свои знания или свое неведение. Искусство задавать вопросы он рассматривал как средство, содействующее рождению истины.

В словах: “я ничего не знаю. И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать” - весь Сократ. Только в слове и рассуждении рождается истина. Сократ считал мастером того, кто “умеет ставить вопросы и давать ответы”. Однажды Сократ беседовал с юношей, который считал себя знающим более своих сверстников и мечтал отличиться на государственном поприще. Сократ завел с ним разговор об оценке человеческих поступков. Сократ спросил его, к каким поступкам, справедливым или несправедливым, отнести ложь. Тот отнес сразу же к несправедливым, как и обман, насилие, воровство, похищение детей и т.д. Сократ его спросил, можно ли перечисленные поступки отнести к справедливым? И получил отрицательный ответ. Этого и добивался Сократ. Он задал вопрос, справедливы ли обман, ложь, насилие, когда они совершаются на войне против неприятеля. Т.е. по отношению к друзьям – несправедливы, а по отношению к врагам – справедливы. А как же быть в такой ситуации, когда военачальник, желая поднять дух войск, солжет воинам, сказав, будто им на помощь подходят новые силы? Можно ли считать это несправедливым поступком? Или когда отец заболевшего ребенка, нежелающего принимать лекарство, обманывает его, подмешивая лекарство в пищу.

Его собеседник окончательно запутался, а Сократ напоминает изречение: “Познай самого себя”, свои способности и силу, прежде чем браться за государственные дела.

При этом привлекает внимание техника ведения беседы, виртуозно отработанная Сократом, который ловит собеседника на противоречиях, тщательно продуманный набор примеров, заставляющий размышлять, изменять мнение и уточнять определения.

Однажды известный ритор Аристипп решил сбить с толку Сократа и задал ему вопрос: “Знает ли он что-нибудь прекрасное?”. Сократ свою мысль сформулировал так: “Все, чем люди пользуются, считается и прекрасным, и хорошим по отношению к тем же предметам, по отношению к которым оно полезно”. За этим последовал ядовитый вопрос Аристиппа: “В таком случае не будет ли навозная корзина прекрасным предметом?”.

Сократ воскликнул: “ Да, клянусь Зевсом, и золотой щит-предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасно, а второй дурно”.

Сократ считал, что человек – творец самого себя, когда он заботится о нравственном самосовершенствовании и речи, слова в том числе.

Представления о Сократе, как о синониме мудрости, мужества мысли сохранилось до настоящего времени.

2-й ведущий. Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: “Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать”.

1-й ведущий. И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека… Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и его мысли…

2-й ведущий. Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

Черным-черна однажды затаилась
Ворона между черными дроздами.
Ее никто не распознал бы в стае,
Сумей она попридержать язык!

1-й ведущий. Чтобы речь звучала грамотно и красиво, великий римский ритор Цицерон составил свод правил. С течением времени они не устарели, а, наоборот, стали более актуальными.

2-й ведущий. “Правила Цицерона”. “Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в отдышке… Существуют такие недостатки, каких следует избегать, например голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный и глухой”.

1-й ведущий. Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо.

2-й ведущий. Писатель Н.А. Толстой отмечал, что обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

1-й ведущий. Об этом наша следующая страница – “Речь правильная и хорошая”.

2-й ведущий. Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка.

1-й ведущий. Ведь не случайно Сократ сказал: “Заговори, чтоб я тебя узнал”.

2-й ведущий. Так давай предложим несколько миниатюр на “узнаваемость”.

Театрализованное представление “Вали кулем!”.

Действующие лица: Андрюха, Шкара, Цыпа, инопланетянин, инопланетянка, учительница, ученики другой планеты.

Сценка

Слышится шум, появляются инопланетяне ( он и она), услышав голоса, прячутся за штору в классе. Вбегают ученики.

Андрюха. Людя?! Я знаете, что просек? Контроша будет!

Шкара. Не врубился!

Цыпа. Тут кто-то вякнул? Вали кулем!

Андрюха. Офигел! Ашники сказали, в натуре, контроша!

Шкара. Атас! Учиха хряет!

Появляется учительница.

Учитель. Дети! Хто не забрал польта в калидоре, несите в галдероб. И не нодо впадать в амбицию!

Раздается стук, в обморок падает инопланетянка.

Учитель. Войдите!

Андрюха. Да это инопланетяне прикостыляли откуда-то!

Учитель. Хто ето? Дайте стуло!

Шкара. Они с летающей тарелки!

Цыпа. Закрой коробочку, дубанутый! Фильтруй базар!

Инопланетянин. Мы прибыли на землю с далекой планеты. Мы долго готовились, изучали Ваш язык!

Инопланетянка. А теперь мы сомневаемся, туда ли мы попали и язык ли это великого Пушкина!

Андрюха. Ну задолбали! Вы что, с трудностями? Русиш язык не доползает?

Инопланетянин. Соблаговолите пояснить значение слов, которые вы употребляете! Как Вас зовут?

Андрюха. Я – Мопед, это – Шкара, это – Цыпа. Если кому в зубы засвистеть или бланш под глазом поставить – только скажите! Так засвечу – все потухнут!

Инопланетянка. Будьте любезны, переведите все те непонятные выражения, которые Вы употребляете в речи!

В разговор вступает учительница.

Учитель. Дети! Я скоко разов вам вдолблювала, оставьте свои хвокусы! Не выражайтеся!

Цыпа. Я же и говорю. Приволоклися мы на матешу, только порфедолы под столы затырили, а тут такой прикол!

Шкара. Мы все повяли на раз!

Инопланетянка снова падает в обморок.

Инопланетянин. Держись, дорогая! Нам осталось доснять фильм. Подумай, сколько нового узнают дети нашей планеты!

Урок у инопланетян на другой планете.

Инопланетянка. Проверим, как вы усвоили неологизмы русской речи! Начнем!

Ученики. Костыль! Клешня! Грабли! Балда! Лох!

Инопланетянка. Как заменить слово “пришел”?

1-й ученик. (мнется) Припер.

2-й ученик. Причапал, приволокся!

Инопланетянка. А как сказать “контрольная работа”?

Ученики. Контроша! Контробаша!

Инопланетянка. Конает! (Неактивному ученику) А ты что шлангом прикинулся гафрированным? Затолкай себе в башку: чтобы родители витамин “р” не выписали, люби и изучай язык великого Пушкина!

1-й ведущий. Наверняка многие наши знакомые в этих персонажах узнали себя. А вот еще одна миниатюра.

Ученики разыгрывают сценку “Двоечник”.

Случилось это на первом уроке.

Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.

- Где же ты учился, Сережа Елкин? – спросила Зинаида Антоновна.

- Теперя? В этом году?

- Ну, разумеется.

- Теперя в 35-й школе…

- А раньше?

- Раньше…Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

- Сначала садись вон туда, - Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.

- Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Люся…

Комментарий из-за кулис. В соответствии с нормами русского языка Сережа должен был сказать: теперь (вместо “теперя”), на'чал (вместо “нача'л”), раньше (вместо “первее”).

2 – й ведущий. Да, подвела речь мальчика, что и говорить! А вот какой случай рассказал известный режиссер Брянцев – основатель Ленинградского театра юного зрителя. Однажды ему позвонили из школы.

Ученики представляют инсценировку “Телефоный разговор”.

- Вам зво'нит учительница…

- Не верю, - прервал Алексей Александрович и повесил трубку.

Через минуту снова звонок.

- Вам зво'нит преподавательница…

- Не верю!

В третий раз звонок:

- Товарищ Брянцев, Вам зво?нит преподавательница, ну почему Вы не верите?

- Потому что я не верю, чтобы так говорила учительница.

1-й ведущий Человек всегда смешно выглядит, когда нарушает орфоэпические, грамматические и лексические нормы языка. Вот несколько примеров.

Ученики разыгрывают сценку “Тест”.

Мама поручила Кате испечь пирог и ушла на работу.

“Успею”, - подумала Катя и принялась решать сложный заграничный тест (тэст). Через некоторое время мама позвонила по телефону.

- Что делаешь? - спросила она.

- Вожусь с тестом (тестом), честно созналась Катя.

Комментарий из-за кулис. Нарушение орфоэпической нормы способствует искажению информации.

Ученица читает стихотворение “Между прочим”.

Говорил он, между прочим,
“Красиве'е”, “Мы так хо'чем”,
“До'суг, шо'фер, про'цент, за'ем,
Ква'ртал, по'ртфель, билюте'нь”,
“По'верх плана выполняем”,
“А'гент зво'нит целый день”.

Комментарий из-за кулис. Герою стихотворения следовало бы сказать: краси'вее (вместо “красиве'е”), хоти'м (вместо “хо'чем”), досу'г (вместо “до>'суг”), шофе'р (вместо “шо'фер”), проце'нт (вместо “про'цент ”), зае'м (вместо “за'ем”), кварта'л (вместо “ква'ртал”), портфе'ль (вместо “по'ртфель”), бюллетень (вместо “билютень”), сверх (вместо “поверх”), аге'нт (вместо “а'гент”), звони'т (вместо “зво'нит”).

Ученица читает стихотворение “Тво'рог - Творо'г”.

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: тво'рог,
А может, правильней – творо'г?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, -
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
“Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог…

1-й ведущий Передать четко информацию, сообщить что-либо очень мешают слова-пустышки.

Ученики читают стихи.

Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “01”,
Срочно сообщает:
- Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!

- Как проехать на вокзал? –
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
- В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать,
Говоря короче…
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
- Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного…
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что теперь не стану…
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.

1-й ведущий. Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было избежать, умело используя правила русского языка.

2-й ведущий. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.

1-й ведущий. Вслушайтесь в звуки родного художественного слова, уловите его очарование, его глубокий смысл.

Ученики читают стихотворения о русском языке.

2-й ведущий. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

1-й ведущий. Обращаясь к последующим поколениям, И.С. Тургенев писал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!”.

2-й ведущий. Будем беречь и любить наше русское слово.

1-й ведущий. Ведь с него начинается наш родной язык.

2-й ведущий. Наша Родина!