Нравственная проповедь "Только от нас зависит, чем любовь наша станет"

Разделы: Внеклассная работа


Нравственная проповедь «Только от нас зависит, чем любовь наша станет» предназначается для учащихся старших классов, которые находятся в том возрасте, когда к ним приходит первая любовь. Взрослым: родителям, учителям - кажется, что современная молодежь жестока, безответственна, распущенна, безнравственна; молодежь рано вступает в сексуальные отношения, что ведет к ранним абортам, венерическим заболеваниям, к неполным семьям с несовершеннолетними родителями.

Раньше в учебных планах школ был предмет «Этика и психология семейной жизни». Можно долго спорить, приносил ли пользу этот предмет, но это был единственный предмет, где можно было откровенно поговорить об отношениях между мужчиной и женщиной, о красоте чувств между ними.

В наш стремительный, бурный век молодежь старается идти в ногу со временем. Школа стремится воспитывать учащихся в соответствии с новыми требованиями: используются нетрадиционные воспитательные технологии, коллективные творческие дела, в школах работают по технологии Щурковой, Иванова. На мой взгляд, стремясь соответствовать времени, придумывая все новые и новые формы и виды воспитательной работы, мы перестаем замечать самого ребенка, ради которого и придумываются все эти технологии. Ведь детям часто не хватает простого доброго слова, совета, общения. Сфера интимных отношений – это большей частью тема запретная, на эту тему родители предпочитают не говорить, и ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами.

Именно поэтому мною выбрана такая простая, примитивная, на первый взгляд, отжившая форма работы как проповедь. Я считаю, что с подростками нужно говорить о любви, но громкие слова и большие мероприятия, чтобы говорить о зарождающихся чувствах, не уместны. Нужно, чтобы наше слово входило в сознание ребенка, чтобы он чувствовал, что обращаются именно к нему. Проповедь «Только от нас зависит, чем любовь наша станет» является частью задуманного цикла нравственных проповедей о добре и зле, равнодушии, совести, зависти, милосердии. Текст проповеди сопровождается литературным материалом – стихотворениями русских, зарубежных поэтов, что несет важную смысловую нагрузку, являясь своего рода арт – терапией, врачеванием душ посредством искусства слова.

Как учителя литературы, мне импонирует такая форма работы тем, что мы имеем возможность познакомить учащихся с шедеврами русской поэзии, что также немаловажно, так как альбомы современных подростков переполнены образцами пошлой поэтической безвкусицы.

Предварительная работа

Вначале путем анкетирования выявляются темы, наиболее интересные для учащихся. Затем учащимся предлагаются стихи русских и зарубежных поэтов, которые учащиеся читают, учат наизусть понравившиеся. На следующем этапе идет обсуждение стихотворений, которые учащиеся предлагают включить в текст проповеди.

Другая группа готовит наглядные материалы, иллюстрации, книжную выставку. Можно сопроводить чтение стихов классической музыкой. Чрезмерное насыщение проповеди наглядными пособиями не рекомендуется, так как это отвлекает внимание, а во время проповеди главным должно быть слово, в том числе и поэтическое слово.

Цели проповеди:

  • нравственное воспитание;
  • половое воспитание;
  • арт- терапия,
  • развитие коммуникативных навыков;
  • профилактика безнравственного поведения;
  • формирование чувства защищенности;
  • воспитание интереса к русской поэзии.

Оборудование:

  1. Книжная выставка со стихами русских и зарубежных авторов.
  2. Грамзаписи с классической музыкой:
  • Грибоедов «Вальс»;
  • Чайковский «Времена года»;
  • Свиридов - музыка к повести Пушкина «Метель»;
  • Бетховен «Аппассионата».
  1. Плакаты с высказываниями знаменитых людей о любви:
  • «Любить глубоко – это значит забыть о себе», Ж.-Ж.Руссо;
  • «Любовь столь всесильна, перерождает и нас самих», Ф.Достоевский;
  • «Самое большое счастье в жизни – это знать, что тебя любят», В.Гюго;
  • «Какое это огромное счастье любить и быть любимым», А.Чехов.
  1. Иллюстрации:
  • Пукирев «Неравный брак»;
  • Федотов «Сватовство майора»;
  • Крамской «Незнакомка»;
  • Брюллов «Всадница»;
  • Воробьев «Ожидание».

Учитель:

Что такое счастье?

Каждый из нас отвечает на этот вопрос по-своему. Кто-то мечтает о красивом уютном доме, кто-то думает о машине, о хорошей работе. Но, вероятно, вы все согласитесь со мной, что ни один человек не представляет себя счастливым без любимого человека, без любви.

«Красота спасет мир»,-сказал Достоевский. Я бы добавила, красота и любовь спасут мир. Действительно, любовь – двигатель прогресса.

Человек, любивший приключения, становится путешественником и открывает Америку.

Человек, любивший технику, создает космический корабль, луноход, это дает возможность изучать целый мир – мир космоса, мир Луны.

Человек, любящий землю, выращивает богатые урожаи.

Человек, любящий свой город, строит прекрасные здания, придающие городу неповторимую красоту.

Вы скажете: «Все это не то, нас такая любовь не интересует»! Но я еще не закончила, А.М.Горький сказал: «От любви к женщине родилось все прекрасное на земле». Я вполне согласна с утверждением современного поэта Р.Рождественского: «Все начинается с любви»!

(Тихо звучит музыка)

1-й чтец:

Все начинается с любви….
Твердят: «Вначале было слово».
А я провозглашаю снова:
«Все начинается с любви!»

Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви!

Все начинается с любви.
С любви Я это точно знаю.
Все, даже ненависть,
родная и вечная сестра любви.

Все начинается с любви:
Мечта и страх, вино и порох,
Трагедия, тоска и подвиг –

Все начинается с любви…
Весна шепнет тебе: «Живи…»
И ты от шепота качнешься
И выпрямишься, и начнешься…
Все начинается с любви!

Учитель: Вы скажете, кому какое дело, кого я люблю?!

Мы учителя, родители, конечно, считаем вас еще маленькими и полагаем, что влюбляться вам еще рано. Но именно сейчас, в школе к вам приходит любовь, и вы вдруг замечаете, что девочка, с которой учился почти 10 лет, необыкновенно красива, а юноша, которого ты вообще не замечала, необычайно силен, мужественен и добр. Так приходит любовь. И не спорьте. Я у многих в руках вижу тетради – анкеты, куда вы записываете стихотворения, пожелания друг другу. Их качество никуда не годится, и мысли в них часто примитивные и пошлые. Ну куда годится, например, такое стихотворение:

Есть такая фраза:
«Не люби двух сразу».
Плюнь на эту фразу –
И люби трех сразу.

Ваш интерес к стихам о любви подтверждает мою мысль: пришла любовь. А запретить ее вам мы, взрослые, не можем. А что такое любовь?

Даже мы, взрослые, кажется, понимаем, что это, но никто не может объяснить, что есть любовь. Сколько повестей, романов об этом старом, как мир, чувстве написано, сколько сложено сонетов, песен и поэм, но это все – равно остается великой тайной. Недаром любовь называют самым удивительным чувством человека. И когда возникают трудности, вопросы, не всегда можешь ответить на них.

В одном из журналов как-то пришлось прочитать такое письмо (автор влюбился и пишет): «Я обратился за помощью к художественной литературе. За каникулы прочитал всего Бунина и Стендаля, «Трактат о любви» мог цитировать с любого места. Мне казалось, я все понял, и я успокоился. Но когда я после каникул пришел в школу и, едва войдя в вестибюль, увидел Ленку, которая, как обычно, вертелась перед зеркалом-, мне захотелось провалиться сквозь скользкий кафельный пол вестибюля. А когда она кивнула мне и сказала «привет!» и, как обычно, прошла мимо, стало ясно, что я остался таким же дураком, как и раньше.

Почему так происходит?»

Первая любовь отличается от всех последующих тем, что подобные ощущения, состояния были прежде неведомы, и он не только открывает для себя другого человека в его красоте и притягательности, но – прежде всего – открывает самого себя. Наверное, самое прекрасное воплощение это чувство нашло в стихотворении А.С.Пушкина:

(Тихо звучит музыка)

2-й чтец:

Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит:
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Учитель: Это признание влюбленного человека поражает своей искренностью, своим бескорыстием. Для влюбленного человека, пожалуй, важнее видеть, слышать, дышать одним воздухом с любимым человеком. В стихотворении мы видим и самоотверженность, для которой самое большое благо – это покой и счастье любимого человека.

А всегда ли так поступают наши мужчины, наши юноши? Мне хочется, чтобы они запомнили и это стихотворение:

3-й чтец:

Когда нам негде вырыть мину
И дот нельзя закрыть в бою,
Я настоящего мужчину
Совсем иначе узнаю.
Я суд над ним вершу легко мой
Не по тому, как он побрит,
А что о женщине знакомой
Другим мужчинам говорит.
И коль о падшей или падкой,
Коль о святой и не святой
Он не позволит фразы гадкой,
Я с ним пойду, пожалуй, в бой
Чернить начнет – его же образ
Ничем не высветлю опять-
У трусов есть такая доблесть:
Заочно женщин оскорблять.
Всегда на жизненных ухабах,
Как ни суда да ни ряди,
Прощают сильные, от слабых
Великодушия не жди.

Р. Гамзатов.

Учитель: И все – таки, мне кажется, любовь не бывает без боли, без страданий, без сомнений. Наверное, нужно уметь переносить боль, измены, а главное – не терять надежды на новое, большое чувство. Потому что, как сказал поэт Р.Файзуллин,

«В заплаканных латках сердце
от многих ран,
И все же жива надежда
на новый шрам»

Человек, особенно в юности, всегда живет надеждой. Об этом говорят и стихи.

(Тихо звучит музыка)

4-й чтец:

Думаешь, позабудешь?
Счастливым, думаешь, будешь?
Ну что же, давай попробуй,
Может, и получится,
Только ты слишком добрый,
А добрые дольше мучатся.
И я ведь, вобщем, не злая,
А как пособить не знаю.
Стану снова с тобой встречаться,
Не забудешь, могу ручаться.
Если видеться перестану,
По ночам тебе сниться стану.
Если мною обижен будешь,
Век обиды не позабудешь.
А себя обидеть позволю –
К вечной нежности приневолю.

В. Тушнова.

Или песня, которая когда – то поразила меня искренностью чувств (ее исполняла С. Ротару):

5-й чтец:

Было.
Я от этого слова бегу
И никак убежать не могу.
Было.
Опустевшую песню свою
Я тебе на прощанье пою.
Было.
Упрекать я тебя не хочу,
Не заплачу и не закричу.
Было.
Не заплачу и не закричу!
Ладно!
Пронеслось, прошумело, прошло,
И земля не вздохнет тяжело.
Ладно.
Не завянет ольха у воды,
Не растают полярные льды.
Ладно.
Не обрушится с неба звезда,
И не встретимся мы никогда!
Ладно,
Пусть не встретимся мы никогда!

Никогда тебя мне не забыть,
И пока живу на свете я,
Не забыть тебя, не разлюбить,
Ты судьба,
Судьба и жизнь моя!

Снова
Не страшась молчаливых дорог,
Я однажды шагну за порог.
Снова
Я как будто по тонкому льду
В затаенную память приду.
Снова
Над бескрайней землею с утра
Зашумят и закружат ветра.
Снова
Над землею закружат ветра.

Слышишь?!
Я когда- нибудь встречу любовь,
Обязательно встречу любовь,
Слышишь?!
Половодьем подступит она,
Будто утро, наступит она,
Слышишь?!
И от счастья, смеясь и любя,
В этот миг я забуду тебя.

Никогда тебя мне не забыть,
Не забыть тебя, не разлюбить,
И пока живу на свете я –
Ты любовь и жизнь моя.

Учитель: Именно в такое время, мне кажется, важнее всего не ошибиться в выборе. Взрослея, мы задумываемся над тем, что мы ценим в людях.

Анализируя пережитое, увиденное, прочитанное, вырабатываем свою шкалу ценностей, свой идеал человека, какими сами хотели бы стать, ищем свой ответ на вопрос о смысле жизни, свое место среди людей. Эти искания помогут нам самоопределиться и создать образ того или той, кто станет нашей судьбой.

Но самой труднейшей, наверное, останется, как говорил известный ученый В.Сухомлинский, «…страница человеческой мудрости – это постичь умом и сердцем, что значит, любить так, чтобы был счастлив тот, кого ты любишь, чтобы счастливым приходил в мир тот, кого порождает любовь. От того, как будут овладевать молодые поколения этой великой мудростью, зависит не только личное счастье. От этого зависит красота, нравственная чистота, счастье всего общества».

Значит, личное ли только дело, кого и как вы любите? Нет, вы ответственны перед собой, перед любимым человеком, перед родителями, перед учителями, перед обществом, перед будущими поколениями за свою любовь.

Ж.Б.Мольер, это имя вам, конечно, знакомо, оставил замечательные строки:

6-й чтец:

В душе померк бы день
И тьма настала,
Когда бы из нее изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстью сердце нежил,
А кто любовь не знал,
Тот все равно, что не жил.

А умеем ли мы любить? Любовь – это встречи, жаркие объятия, поцелуи… и все? Мне кажется, что в наш бурный век люди черствеют, становятся холодными, черствыми и равнодушными.

(Тихо звучит музыка)

7-й чтец:

Скупимся на любовь, скупимся –
Холод в глазах
В беседах будничных и письмах
Все о делах
Не замечаем божьей искры
И доброты.
И только в час последний близким
Несем цветы.
Летим, как мотыльки на пламя,,
Друзей теряем дорогих…
Помянем тех, кого нет с нами
И будем думать о живых.
Скупимся на любовь,
Скупимся.
В сердце – мороз.
Минутной слабости стыдимся
И светлых слез.
Проходят дни вполне серьезно
По пустякам.
И понимаем мы так поздно,
Кто дорог нам,
Кто дорог нам!
Скупимся на любовь,
Скупимся,
А время – это миг,
И надо, надо научиться
Любить других,
Любить других.
Скупимся на любовь, скупимся…

И. Резник.

Учитель: Вы можете возразить, что я все не о том. Что любовь – это любовь. И никто не собирается жениться, выходить замуж, не закончив школы. Вы считаете, что взрослые отказывают вам в праве на любовь?!

Отказывают ли? С чего начинается беспокойство родителей, заметивших первое чувство, увлеченность сына или дочери? Если разобраться, то тревогу их вызывает не сам факт, что он или она влюбилась, а манера проявления этого чувства, недостаток достоинства и сдержанности. Если, возвращаясь с первых свиданий, молодой человек, девушка не становятся добрее, мягче, великодушнее, а напротив, делаются развязнее, циничнее, - значит, случилась беда. Это не любовь пришла, а выросло желание стать, как взрослые.

Некоторые, наверное, считают, что чем свободнее (а я бы сказала безответственнее) их отношения, тем они… современнее.

Я убеждаю вас, это не так. Любовь – она боится чужих, посторонних глаз, чужих слов.И если молодые при всех целуются, стоят на школьной линейке обнявшись, на школьном вечере девушки сидят на коленях юношей – извините, здесь любовью и не пахнет.

Любовь – это огромная нежность, это чувство ответственности, это когда берешь на себя боль и страдания любимого человека, это когда стараешься помочь, взять часть тяжести жизни на свои плечи, это когда забываешь о себе, о своих страданиях, любовь – это когда боишься обидеть не то что поступком или словом, даже взглядом, это когда тебе больно от того, что любимому больно.

Готовы ли вы сейчас взвалить весь этот груз на свои хрупкие плечи?

(Тихо звучит музыка)

Юноша:

- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,
Как больно, милая, как странно,
Раздваиваться под пилой!
Не зарастет на сердце рана –
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

Девушка:

- Пока жива, с тобой я буду,
Душа и кровь не раздвоимы.
Пока жива, с тобой я буду,
Любовь и смерть всегда вдвоем
Ты понесешь с собой повсюду_
Не забывай меня, любимый,
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

Юноша:

- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?

Девушка:

- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча
Вернемся оба: я и ты.

Юноша:

- Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного?
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в Млечный дым?

Девушка:

- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

8-й чтец:

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездонным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал…

Нечеловеческая сила
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них!
И каждый раз навек прощайтесь,
И каждый раз навек прощайтесь,
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!

А. Кочетков.

Принесет ли вам ваша первая любовь радость и счастье, кто знает, от чего это зависит?

(Тихо звучит музыка)

9-й чтец:

Чем станет любовь твоя?
Песней?
Хлебом?
Кипящей сталью?
Соколом в поднебесье?
Морем за дальней далью?
Или сорвавшись с выси
Камнем вглубь сердца канет?
От нас самих зависит,
Чем любовь наша станет.

Л. Татьяничева.

Чтобы ответить на все эти вопросы, читайте стихи, думайте, мечтайте и помните, что всегда, при любых обстоятельствах нужно оставаться Человеком.

Рефлексия

На этом этапе учащиеся делятся своими впечатлениями о проповеди, говорят о том, что им понравилось, что они чувствовали, слушая стихи, с чем не согласны, читают свои любимые стихи, которые не вошли в текст проповеди. И даже свои первые, написанные под влиянием первого чувства, стихи.

Используемая литература:

  1. А.С.Пушкин «Стихотворения».
  2. Сборник «Русская поэзия 19 века».
  3. Сборник «Поэты Серебряного века».
  4. Сборник стихов современных русских поэтов.
  5. Симфония разума (афоризмы, изречения), Ставропольское книжное издательство, 1978 г.
  6. Л.Н.Тимошенко «Воспитание старшеклассниц», Москва, «Просвещение».
  7. Т.Б. Лихачев «Простые истины воспитания», Москва, «Педагогика».
  8. Журнал «Воспитание школьников», 2002-2007 г.
  9. Журнал «Классный руководитель» 2002-2007 г