Ритмика как предмет двигательной активности

Разделы: Музыка, Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Введение.

Всем учителям и педагогам известно, что важнейшим предметом двигательной активности в начальных классах является урок физической культуры. В нашей школе, в которой я работаю третий год учителем начальных классов, кроме этого урока ведется еще один предмет двигательной активности – ритмика.

Ритмика – это музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать восприятие детей через движение.

Сама я не владею музыкальным инструментом, поэтому в проведении этих уроков мне помогает коллега Иванова О.А.(учитель начальных классов), которая аккомпанирует на фортепиано. Проводить можно ритмику и под запись магнитофона, но это очень не удобно. Живая же музыка на уроке лучше воспринимается на слух, создает бодрое и радостное настроение, повышает жизненный тонус ребенка.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенку необходимо постоянно двигаться, играть, бегать, танцевать. Поэтому ребятам очень нравится посещать уроки ритмики. А для того чтобы у ребенка не пропал интерес, необходимо планировать каждый урок так, чтобы в нем была какая-нибудь изюминка.

Насколько приятно бывает видеть ребят на уроке активными, жизнерадостными, улыбающимися, вот поэтому хотелось бы больше уделять внимания урокам двигательного цикла. Ведь как и уроки физической культуры, уроки ритмики способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, походка, помогает организму легче справляться с большими нагрузками, стрессами, характерными для нормальной здоровой жизни. Музыкально–ритмическая деятельность направлена также на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.

Цели:

  1. Разучить танцевальное движение «Веселые ладошки»;
  2. Совершенствовать навык детей в перестроениях;
  3. Повторить элементы танцев, отработанных ранее;
  4. Активизировать деятельность учащихся в процессе выполнения игровых упражнений.

Ход урока

1. Организационный момент.

У:

Дети, здравствуйте, звонок,
Начинается урок.

Д:

Мы на ритмику пришли,
Вместе дружно, раз, два, три.

У:

Ноги выше поднимайте
И под музыку шагайте.

Д:

Будем всё мы выполнять
Гармоничными чтоб стать.

Учитель сообщает тему и цели урока.

Звучит марш, дети маршируют по кругу.

2. Основная часть.

У:

Чтобы сильным стать и ловким
Приступаем к тренировке.
Для начала мы с вами
Повращаем головой.
Оборот и оборот,
А потом наоборот.
«Круговые вращения головой».

У:

Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим,
Раз, два, три, четыре, пять.
«Круговые вращения плечами».

У:

Руки ставим перед грудью,
Рывки руками делать будем.

У:

Руку правую я подниму,
А другую я вниз опущу.
«Рывки руками»

У:

В руки взяли обруч. Улыбнись.
Вправо – влево наклонись.
«Наклоны»

У:

На пол обруч положи
И на ноги посмотри.
Все ли правильно стоят
В центре обруча ребят.

И.п. – о.с. в центре лежащего на полу обруча. На счёт «раз» - присесть, развести руки, взять обруч; на счёт «два» - встать, поднять обруч горизонтально вверх, потянуться; на счёт «три» - присесть и положить обруч на пол; на счёт «четыре» -вернуться в исходное положение.

У:

А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Прыжки через обруч.

У:

Дышим носом глубоко
Поднимаемся легко.
Упражнение на восстановление дыхания.

У:

Все мы бодрые шагаем,
Приговариваем:

Д:

«Здоровье в порядке,
Спасибо зарядке!»

У:

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая.

У:

Все ребята очень бойкие
Будем играть в игру «Быстрые и ловкие».

У: (дети стоят в 3 колоннах)

Каждая колонна – отдельная команда. С началом музыки играющие берут обручи и двигаются по всей площадке, выполняя различные прыжки, бег, крутка обруча. С окончанием музыки – останавливаются. По команде учителя: «Быстрые и ловкие!», бегут и становятся в колонны в том же порядке, в котором стояли до начала игры, обруч на полу. Победительницей считается команда, которая построится быстрее и организованнее других.

У:

Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок все дружно встали.

(звучит мелодия, дети образуют круг)

Повторение ранее изученных танцевальных упражнений.

У:

Раз, два, три, четыре, пять
Встанем, дети, в круг опять.

Изучение нового материала. «Веселые ладошки».

На «раз» - полуприседают и хлопок-«ладушки» согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два» - выпрямляют, левую руку вытягивают в сторону – вверх, правой – хлопают по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 90*.

У:

Ровным кругом друг за другом,
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте, дружно, вместе сделаем вот так.

У:

На уроке ритмики поутру
Мы затеяли игру,
Ты – ромашка, я – вьюнок,
Становитесь вы в кружок.
Раз, два, три, четыре
Раздвигайте круг пошире.

Игра «Музыкальное объятие».

Дети двигаются под весёлую музыку. Когда музыка замолкает, каждый ребёнок должен крепко обнять кого-либо. Затем музыка продолжается, дети прыгают по залу парами. В следующий раз, когда музыка прекращается, дети обнимаются парами. По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока все дети не объединятся в одном музыкальном объятии.

3. Заключительная часть.

У: (звучит марш, дети маршируют)

Выше голову держи,
Шире плечи разверни,
Рассчитаемся на первый и второй
Поклон мы выполним любой.

У:

Встанем мы в шеренгу дружно
Марш по кругу выполнить нам нужно.

У:

Всем знакома эта сцена?
В нашей школе …

Д: Перемена.