Урок для 6-го класса по русскому языку. Тема: "Общеупотребительные и диалектные слова"

Разделы: Русский язык


Цели:

Знать: различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления); нормы употребления диалектной лексики.

Уметь: пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова; определять уместность-неуместность использования диалектных и общеупотребительных слов в обиходной речи, в художественном произведении.

Воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Устная синтаксическая пятиминутка (без предварительной записи предложений). Начертите схемы предложений.

Даль — автор “Толкового словаря живого великорусского языка”

Он всю жизнь собирал и составлял свой словарь.

III. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ о строении словарной статьи (при работе со словарной статьей необходимо обратить внимание учащихся на пометы уст., книжн. и пр.).

2. Чтение словариков (“снежных”, “полевых” слов и т. д.), составленных учащимися.

IV. Знакомство с теоретическим материалом § 14.

Учитель: Большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам в основном понятен язык старинных сказок, былин.

Такие слова, как юность, родители, матушка, вежливо, учтиво, слово, дело, живут века, они понятны всем говорящим на русском языке.

V.Выполнение упр.63 по заданию.

VI. Чтение материала учебника о диалектных словах с. 26, 27.

Учащимся сообщается, что в словарных статьях слова имеют особую пометку — обл. (областное)

— Послушайте, как объяснял В. И. Даль появление диалектных слов.

Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где он родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие - понятные всякому человеку на Руси, а были местные — их знали и понимали жители одного края. (В. Порудоминский.)

И у нас в Сибири есть такие слова, которые известны только сибирякам.

Человек, приехавший из Москвы или Рязани, их не поймет. Можете ли вы  назвать такие слова?

Пахарь – тракторист, драник, глезка – суп с клёцками, курник – круглый пирог с курятиной или другим мясом.

Вот такие слова и называются диалектизмами.

Диалектизмом является и слово ГОЛОС В русских говорах Кузбасса оно означает, во-первых, “напев, мелодия” (вот песня та, а послушаешь – голос не тот); во-вторых, “произношение, говор”

VII. Сказка (рассказывает подготовленный ученик).

Собрались диалектные слова в гости к общеупотребительным. Приехали, а на воротах знак “Въезд запрещен”. Обратились незадачливые гости к сторожу-языковеду с просьбой помочь им.

- Нет, - сказал ученый, - не могу нарушить правила, здесь живут те слова, которые известны всем. Вас, диалектизмы, знают только жители отдельных мест.

А как же слово Ч Е П У Х А?- воскликнули гости. – Ведь это было диалектное слово!

Было-то было, да теперь его знает каждый; сначала пусть вас узнают все, тогда милости просим!

Поехали гости восвояси.

Диалектизмы жили и продолжают жить в отдельных местах, в старых селах и деревнях.

VIII. — Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?

— А вот как считают ученые.

Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.

...Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки и истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища родной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях. (Г. Мельниченко)

IX. Диалектные слова встречаются и в художественной литературе.

Прослушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина “В хате”.

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз...
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко...

(Цитата по кн.: Введенская Л. А., Баранов Русское слово. — М., 1978. — С. 77.)

- Какие слова стихотворения вам непонятны?

Дается объяснение этих слов:

  • драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами;
  • дёжка – деревянная кадка для теста;
  • паз – узкая щель между кирпичами и досками;
  • махотка – крынка, горшок, кувшин.

X. Диалектные слова записать в тетрадь с объяснениями.

XI. Итог урока.

  • О чем мы сегодня говорили?
  • Что нового узнали?
  • Понравился ли вам урок?
  • Кому поставим оценки?

ЛИТЕРАТУРА.

  1. С.А.Есенин Избранное (Сост., предисл. и примеч. Ю.А. Прокушева.) – М.: Просвещение, 1989 г., с.23.
  2. ВведенскаяЛ.А., Баранов М.Т. Русское слово. – М., 1978г. с.77.
  3. Словарь русского языка.
  4. Баранов М.Т. Русский язык. Учебник для 6 класса.