Методическая разработка урока индивидуального обучения игре на музыкальном инструменте по теме "Музыка моего народа" для студентов педколледжа

Разделы: Музыка


Цели:

  • освоение песенного репертуара по теме: "Музыка моего народа" (4 класс) и особенностей календарно-обрядовых русских народных песен. Задачи:
  • закрепление знаний по музыкальной грамоте; привитие умения игры и пения под самоаккомпанемент;
  • развитие музыкального мышления, умения анализировать музыкальное произведение, музыкальной памяти, слуха, чувства ритма в процессе усвоения музыкальных произведений;
  • воспитание интереса к изучению русского народного песенного творчества.

Место урока в теме: 4 курс, 7 семестр, урок № 15.

Вид занятия: урок по традиционной технологии с применением элементов технологии индивидуального обучения.

Тип урока: комбинированный.

Методы: демонстрация упражнений, практическая игра, пение, пластическое интонирование, игра в ансамбле с преподавателем, музыкально-ритмические движения, сообщение новых знаний, слушание, анализ.

Оборудование: нотный пульт, ноты, музыкальные инструменты (баян, металлофон), магнитофон, аудиокассета, свеча, концертные платочки (3 шт.).

1. Введение в тему урока

Народная музыка - зеркало жизни народа, в которой отражаются или запечатлеваются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играет решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества и исполнительства. Песенность, певучесть - характернейшие черты русской народной и выросшей из нее композиторской музыки.

В этом ключе, в разделе "Музыка моего народа" студенты педколледжа должны познакомиться с жанровым разнообразием русских народных песен и особенностями их исполнения.

2. Работа над музыкальным материалом

1. Русская народная песня "Блины":

а) сообщение новых знаний;

б) показ;

в) анализ;

г) знакомство с нотным и поэтическим текстом;

д) разбор;

е) пластическое интонирование;

ж) игра в ансамбле с преподавателем.

2. Русская народная песня "Со вьюном я хожу":

а) сообщения студентов;

б) развитие умения игры и пения, пение каноном;

в) музыкально-ритмические движения;

г) анализ (проделанной работы).

3. Слушание и анализ календарно-обрядовых русских народных песен той или иной области (региона).

3. Заключительная часть

Итак, на примерах разучиваемых школьных песен и прослушанной музыки углубляются знания студентов об особенностях календарно-обрядовых русских народных песен и происходит осознание той мысли, что к исполнению этих песен можно привлечь несложные движения в хороводах и игровых песнях, народные музыкальные инструменты и др., чтобы звучание было ярким, выразительным, характерным для русского народного песенного творчества.

Ход урока

Вводная часть

1. Разминка (для движения кисти и разогрева пальцев правой руки): игра гаммы до мажор в 2 октавы с соблюдением точной аппликатуры и меха, штрихом легато( и/или стаккато); арпеджио, аккордов.

Основная часть

2. Работа над русской народной песней "Блины" Преподаватель (далее П.): В светлой музыке "трель" не кончается;

В пенье птиц под вздыханье басов, По березовым рощам, венчаясь, Льются добрые русские песни Под волшебную рифму стихов. О какой музыке идет речь? В каком разделе изучается? Студент (далее С): Речь идет о русской народной музыке, русских народных песнях. Более подробно это изучается в теме "Музыка моего народа" (4 класс). П.: Перечислите и кратко охарактеризуйте основные жанры русских народных песен.

С:

1. Семейно-бытовые и обрядовые песни отражали события семейной жизни и домашний быт.

2. Хороводные и плясовые песни сопровождались движением, пляской.

3.Трудовые песни были связаны с какой-либо трудовой деятельностью.

4. Эпические песни, былины - героические повествования о далеком историческом прошлом; действующие лица - герои, богатыри.

5.Исторические песни воплощали идеи единства и независимости русской земли, борьбы с иноземными захватчиками; имели большую конкретность, нежели былины.

6. Протяжные лирические песни выражали разнообразные переживания, исповедь души.

7.Частушки разнообразны по содержанию (лирические, шуточные, сатирические), отличаются легкой запоминаемостью и могут исполняться под пляску.

8. Городские и крестьянские песни (уклад жизни горожан и крестьян).

9. Революционные песни с драматическим характером, внутренней энергией, ритмической четкостью, напряженной целеустремленностью развития.

10.Современные народные песни: песни гражданской войны, комсомольские песни 20-х годов, песни колхозной деревни, песни Великой Отечественной войны, песни последних лет.

11. Календарно-земледельческие песни прикреплялись к определенному времени года, конкретной календарной дате, определенному циклу земледельческих работ. Календарно-обрядовые песни - это своего рода музыкальные символы, предназначенные для того, чтобы в художественно-образной форме отметить события общественной жизни, приуроченные к различным праздникам христианского календаря.

П.: О каком празднике идет речь в следующей загадке: “Дохристианский праздник, сохранившийся и поныне. Отмечают его за 7 недель до Пасхи в течение 7 дней, каждый из которых имеет свое название. Главное отличие этого праздника - обилие блинов и разгульное веселье”.

С: Это Масленица.

П.: Особенности празднования Масленицы: блины, игры, обряд сжигания чучела Масленицы, чествование новобрачных. Участие в ней принимают и стар, и млад. Одним из художественных элементов Масленицы является музыкальный элемент, то есть исполнение горочных, вьюнипшых, масленичных песен. Одной из таких масленичных песен является русская народная детская песня “Блины”. Блин с любой начинкой и без нее - это символ солнца, здоровья, ясных дней, ладных браков и крепких детей.

Послушайте эту песню (показ-исполнение преподавателем).

П.: Посмотрите и проанализируйте поэтический текст песни.

С: Блины любят и дети, и взрослые. Они очень вкусные. Их готовят на опаре мамы, бабушки, старшие сестры с желанием и любовью. Получается настоящая масленичная лакомка. На Масленицу пекут целую “гору” блинов, на подносе подают к столу и угощают гостей, желая всем крепкого здоровья.

П.: Проанализируем нотный текст песни.

С: Тональность ре мажор; размер С; темп подвижный; присутствует реприза. Здесь она означает повтор припева, 2 раза. Исполнить песню нужно легко и весело.

П.: Покажем рукой движение мелодии в песне. Как это называется?

С: Пластическое интонирование.

П.: Проинтонируем пластически русскую народную песню “Блины”.

П.: Не спеша, следя за правильной сменой меха и аппликатурой, разберем мелодию 1-го куплета.

Играем и поем.

(Далее работа по аналогии).

П.: Поиграем в ансамбле: я - партию левой руки, а вы - правой. Играем и поем.

П.: Д/з №1 - р.н.п. “Блины” - играть и петь первые 3 куплета в темпе, с точной сменой меха и аппликатурой.

3. Работа над русской народной песней “Со вьюном я хожу”.

П.: Мы разучили русскую народную песню “Со вьюном я хожу”. А можно ли ее исполнить здесь?

Как она прозвучит?

С: Можно исполнить, так как это тоже календарно-обрядовая песня. Она игровая, с ней можно водить хоровод. Исполнять ее будем умеренно, певуче. Постараемся точно передать одну из ее особенностей - внутрислоговой распев. Игра с пением).

П.: Сегодня у нас на уроке присутствуют помощники, так называемая творческая микрогруппа.

Получив задание, девочки проделали поисково-творческую работу и собрали интересные сведения о песне “Со вьюном я хожу”. Им слово.

l. Bo время святок с 6 по 19 января по новому стилю, или с 24 декабря по 6 января по старому стилю, проводились игрища - это праздничные собрания молодежи с играми и песнями. Во время святочных собраний играли в “Просо сеяли”, “Колечко прятать” и др. Характерной для святочных гуляний является песня “Со вьюном я хожу”, которая раскрывает смысл самих игрищ – смотрины и выбор невест. Во время игры происходят действия, символизирующие брак: находящийся в центре круга парень держит в руках “вьюн” - платок или шарф, затем в соответствии со словами он и кладет “вьюн” на плечо выбранной им из круга девушки.

От Семика (четверг) (девичий праздник, за 2 дня до Троицы. Девушки идут за околицу, одна из них одета в мужское платье - Семик, водят хороводы вокруг кудрявых берез) до Троицы (воскресенье) повсеместно отмечаются молодежные гулянья с обязательными хороводами и играми, среди которых “Березонька, моя березонька”, “Со вьюном я хожу” и др., игры в горелки, ручеек, лапту.

2. Все собрания молодежи на Масленичной неделе также сопровождались песнями и играми, которые делились на 2 вида: 1) игра и песня, независящая от содержания игры (“Люб ли сосед?” и др.); 2) хороводные игры-песни с хореографическими действиями (“Капусточка”, “Со вьюном я хожу” и др.). Таким образом, мы пришли к выводу, что русская народная песня “Со вьюном я хожу” является обрядовой и приурочена к различным праздникам календаря. П.: Вы получили задание: продумать и сопроводить песню “Со вьюном я хожу” несложными музыкально-ритмическими движениями. Продемонстрируйте вместе со своими помощниками (используют концертные платочки).

П.: Какие движения были использованы?

С: Исходное положение, хороводный шаг, круг, движения руками - на плечо, снять; “ручеек”, поклон.

П.: Песня “Со вьюном я хожу” является образцом канона. Что такое канон?

С: Канон - это такое правило, при котором все голоса поют одну мелодию, но только в разное время начинают и заканчивают петь. Показ и исполнение каноном 1-го куплета песни.

П.: Д/з №2 - игра с пением наизусть р.н.п. “Со вьюном я хожу”; №3 - повтор выученного музыкального материала.

Заключительная часть

4. Слушание с анализом масленичных песен разных областей России.

П.: Фольклор - это такая основа музыки, связанная с народным песенным творчеством, которая не стареет. Собиранием, изучением, исполнением русских народных песен, в том числе и календарно-обрядовых, занимаются не только в нашей области, но и в других регионах России. Послушайте масленичные песни в исполнении лауреатов международных конкурсов “Славянский базар” и телефестиваля “Шире круг”, фолк-шоу группы “Дикий л*ед” (символ - ростовая кукла-медведь) под руководством Татьяны Гвайта. Они исполняют народные песни, пляски, обряды различных областей России, авторские произведения, вокально-хореографические композиции, театрализованные представления с участием зрителей в подлинно народном жанре, в современных обработках:

1.“Масленица”, народная, Смоленская область;

А мы Масленицу дожидали(сь).
/О, пташечки(а) прилетали (прлятали).
Ох, сыр с маслицем не едали,
А все Масленице сберегали.

2.“Теща”, народная. Московская область.

1 .

Теща про зятя призадобрилася:
Она пива наварила и пирог испекла.

2.

Соль и муки на 4 рубли,
Сахару с узюмом на 8 рублей.

3.

(В)стал ей пирог на 12 рублей.
Она думала, гадала: семерым его не съесть.

4.

Зять пришел, за пристолье сел,
За пристолье сел, да весь пирог съел.

5.

Теща по горенке похаживала,
Помаленечку зятя побранивала.

6.

Похаживала, побранивала:
“Как тебя, зятюшка, не разорвало!”

7.

“Приходи-ка ко мне, тещенька, на Масленку в четверг.
Уж я тебе, тещенька, честь воздам!”

(Обращается внимание на множественность внутрислоговых распевов, подголоски в этих песнях, интересную аранжировку, манеру исполнения, характер песен: 1) лирическая, 2) шуточная; кратко передается преподавателем содержание песен).

5. Итог урока. Оценивание студентов.

П.: Масленица - это массовый праздник с разгульным весельем, с самыми наилучшими пожеланиями друг другу. Так давайте же и мы в тесном кругу, передавая друг другу импровизированную свечу, как символ тепла, добра и света, выскажем самые добрые пожелания нашим гостям.

Примечание. Для слушания можно использовать и другой музыкальный материал (по усмотрению преподавателя), соответствующий теме урока.