Сценарий открытия поэтического клуба "Вдохновение" (памяти А.С. Пушкина)

Разделы: Внеклассная работа


ОФОРМЛЕНИЕ:

Сцена. Задник - слова В.В. Маяковского: "Александр Сергеевич, у вас в запасе вечность". Изображение лиры. Все в черном цвете. На сцене рояль, бюст Пушкина, свечи. Около сцены (в зале) по противоположным сторонам - журнальные столики, свечи - места для ведущих вечера. Зал. Литературные газеты, высказывания великих о Пушкине, иллюстрации к произведениям Пушкина, выполненные на ватманских листах, на альбомных. Выставка "Пушкин в изобразительном искусстве".

Портреты А.С. Пушкина. Конкурсные рисунки, цитаты из произведений А.С. Пушкина.

Звучит музыка. Чайковский "Вступление к опере "Евгений Онегин"

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

Презентация

ВЕДУЩИЙ 1: Время лечит многое, но не все. Даже полтора века спустя, нам, не знавшим Пушкина лично, больно.

Проза Пушкина и стихи не могут заменить нам его. Он нужен нам сам, как человек, как личность, как совесть. В раннем детстве мы с Пушкиным, с его сказками, уходим из жизни - с Пушкиным, так и не познав его до конца.

ВЕДУЩИЙ 2: 170 лет назад. Давно это или недавно. Давно! И все -таки недавно! Потому что всем больно.

(Звучит музыка. Свиридов. Фрагмент из музыкальных иллюстраций к "Метели". Чтецы выстраиваются полукругом, их семь человек. В руках алые гвоздики.)

ЧТЕЦ 1:

Младой певец
Нашёл безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен,
Дымясь, из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь.

Ведущий 2: Что же привело Пушкина к дуэли? Не были Дантес и Пушкин ни друзьями, ни приятелями. да и не могли быть: молодой красавец – повеса, француз, пытавшийся сделать блестящую карьеру на службе в русской гвардии, воспользовавшийся покровительством голландского посланника, барона Геккерена, любимец великосветских женщин, открыто и нагло ухаживавший за красавицей Натальей Николаевной Пушкиной, а женившийся , повинуясь царскому “совету”, на ее родной сестре Екатерине Гончаровой…

Чтец 1: А в светских салонах сплетничали : как относится Наталья Николаевна к Дантесу? Принимает ли она его ухаживания?

Чтец 2: Была ли виновата в чем-то Наталья Николаевна, мы, наверное, не узнаем никогда. Скажем лишь, что тогда ей было 24 года, она была матерью четверых детей, которых она воспитала достойно, вышла замуж второй раз спустя несколько лет после смерти Пушкина, за благородного и мужественного человека – генерала Ланского.

Чтец 1: Секундант д`Аришак и Жорж Дантес-Геккерен направились к комендантской даче около трёх часов дня.

Шеф жандармов граф Бенкендорф знал все о предстоящей дуэли. Но жандармы для того и будут посланы к Черной речке, чтобы опоздать.

Чтец 2: Пушкин с лицейским товарищем подполковником Данзасом ехали в санях по набережной Невы. По пути они встретили экипаж, в котором ехала Наталья Николаевна, но она была близорука, не узнала мужа. А Пушкин смотрел в другую сторону и не заметил жену.

Чтец 1: Противники становятся на расстоянии 20 шагов, барьер обозначают своими шинелями. Ветер вокруг стонет, порошит снегом глаза. Сгущаются ранние зимние сумерки. Дантес успевает выстрелить первым.

Чтец 2: “Я ранен, - произносит Пушкин, падая на шинель, и остается недвижим. – Но я чувствую достаточно силы, чтобы сделать мой выстрел”.

Дантес становится у барьера как опытный дуэлянт – боком к противнику, прикрывая руку правой рукой. Пушкин не может встать, целится лежа. Ещё один выстрел гулко звучит на поляне. Дантес падет, раненный в грудь и руку.

“Я думал, что мне доставит удовольствие его убить, - медленно говорит Пушкин, - но теперь я этого не чувствую…”

ВЕДУЩИЙ 1: Из эссе М. Цветаевой “Мой Пушкин”: “Снег, черные прутья деревец. Двое черных людей проводят третьего, под мышки, а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый - Пушкин, отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, заманил его на снег и там, между черных безлистных деревец, убил.

Первое, что я узнала о Пушкине, это что его убили. Потом я узнала, что Пушкин - поэт, а Дантес - француз.

Чтец 1

Набережная Мойки... Дом Пушкина... Едва весть о смертельном ранении поэта распространилась по Петербургу, сюда двинулись люди разных сословий. Кто не знал адреса, тот шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла, встревоженная, молчаливая, ожидающая толпа.

Знакомые и незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрестанно. Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень Жуковский. Но люди на набережной не расходились, а с затаенной надеждой ждали добрых вестей. Но Пушкин таял на глазах. Его одолевали боли, пульс был едва уловим. Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: “Больной находится в весьма опасном положении”.

Чтец 2:

Было около трех часов дня, когда стало ясно, что жизнь поэта надо, считать минутами. Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную.

Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он внятным голосом произнес: “Кончена жизнь”. Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда. Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался недвижим. Потом близко склонился на него лицом, всматриваясь в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.

Чтец 3:

Когда Жуковский показался вновь перед толпой, по его лицу всё поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла:

- Александр Сергеевич Пушкин скончался, – снимая шапку, ленивым голосом проговорил Жуковский.

Люди в скорбном молчании обнажили головы. с небес сошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь... А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало

ВЕДУЩИЙ 2: Все издержки по похоронам взял на себя старый граф Строганов, родственник Натальи Николаевны. Он хотел, чтобы похороны были насколько возможно торжественней, так как устраивал их за свой счет. Распоряжения были отданы, приглашения разосланы. Но граф Строганов получил приказание изменить отданные распоряжения.

ВЕДУЩИЙ 1: Отпевание предполагалось в Исаакиевской церкви, вынос тела предполагался по обычаю утром, в день погребения. Однако ночью, без факелов гроб с телом был перенесен и поставлен в Конюшенной церкви. Объявили, что мера эта была принята “в видах обеспечения общественной безопасности”. Очевидно, в этих же целях накануне в маленькой гостиной, где покоился поэт, очутился целый корпус жандармов. Против кого была выставлена эта охрана, весь этот военный парад?

ВЕДУЩИЙ 2: Из дневника А.В. Никитенко: “Похороны Пушкина. Это были действительно народные похороны. Все, что сколько-нибудь читает и мыслит в Петербурге, - все стеклось к церкви, где отпевали поэта. ...Тут же, по обыкновению, были и нелепейшие распоряжения. ...В университете получено строгое предписание, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях. ...Русские не могут оплакивать своего согражданина, сделавшего им честь своим существованием...”

ВЕДУЩИЙ 1: Несмотря на то, что Конюшенная церковь была невелика и во время панихиды туда пускали только по билетам (приглашениям), проститься с Пушкиным пришло более 20 000 человек. Вся площадь была запружена огромной толпой, которая устремилась в церковь, как только кончилось богослужение.

Один, из никому не известных молодых людей, по свидетельству Софьи Николаевны Карамзиной, сказал Россету: “Видите ли, Пушкин ошибался, когда думал, что потерял свою народность: она вся тут”.

ЧТЕЦ 1:

(Я. Смеляков "Здравствуй, Пушкин")

В январе тридцать седьмого года
Прямо с окровавленной земли
Подняли тебя мы всем народом,
Бережно, как сына, понесли.
Мы несли тебя - любовь и горе –
Долго и бесшумно, как во сне,
Не к жене и не к дворцовой своре –
К новой жизни, к будущей стране.
И твоих убийц мы не забудем:
В зимний день, под заревом небес,
Мы царю России возвратили
Пулю, что послал в тебя Дантес.

(Звучит музыка Моцарта "Реквием")

ЧТЕЦ 2:

(А.Дементьев)

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен
Сергеем Соболевским...
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась,
Остались боль и ярость,
Да шум великосветский,
Что так ему постыл...
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.,

ЧТЕЦ 3:

(А. Вознесенский "Звезда над Михайловским"')

Поэт не имеет опалы,
Спокоен к награде любой.
Звезда не имеет оправы,
Ни черной, ни золотой.
Звезду не убить каменюгами,
Ни хищным прицелом наград.
Он примет удар камер-юнкерства,
Посетует, что маловат.
Важны ни хула или слава,
А есть в нем музыка, иль нет.
Опальны земные державы,
Когда отвернется поэт.

(сон - музыка Рахманинова)

ЧТЕЦ 4:

(А. Дементьев)

Все было очень просто:
У Троицкого моста он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали, в серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать - пускай не ждут.
Могло все изменится
В те несколько минут.

ЧТЕЦ 1:

(Э. Багрицкий, музыка Чайковского)

И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег. Он знает - здесь конец...
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
Кровь на рубахе... Полость меховая
Откинута. Полозья дребезжат.
Леса и снег, и скука путевая,
Возок уносится назад, назад.
Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова
То, что влюбленному забыть нельзя, -
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.
Случайный ветер не разгонит скуку,
В пустынной хвое замирает край...
... Наемника безжалостную руку
Наводит на поэта Николай!

ЧТЕЦ 2:

(А. Дементьев) А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен...
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперед Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорил он другу...
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.

ЧТЕЦ 3:

(Плещеев)

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой облик благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт.
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца,
И в них будить стремленья к идеалу.
Кто сердцем чист средь пошлостью людской.
Средь лжи кто верен правде оставался,
И кто берег ревнивый светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

ЧТЕЦ 4:

(А.Дементьев)

К несчастью пленник чести
Так поступить не смел...
Остался он на месте,
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен.

ВЕДУЩИЙ 2: Со дня гибели А.С. Пушкина исполняется 170 лет. Огромный срок для человеческого сознания. Но разве мы не ощущаем сегодня Пушкина нашим современником?

Разве можно говорить о его поэзии, как литературе прошлого? Разве можно ограничить "литературным влиянием" его могучее воздействие на наш ум и наши чувства? К Пушкину идем всю жизнь, потому что его поэзия стала частью нашей жизни.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире.
Жив будет хоть один пиит.

(Текст читается за кадром)

Сегодня имя А.С. Пушкина не случайно объединило нас. В этот скорбный для России день мы, вспоминая великого поэта, попробуем выразить свои мысли и чувства в стихотворных строчках. Пусть они станут первым вашим экспромтом.

Следующие заседания будем проводить в последнюю субботу каждого месяца.

Темы клубных заседаний:

Февраль: “В мастерской поэта”

Март: “Женская поэзия”

Апрель: “Мое вдохновение”

Май: “Поэтический образ Родины”

Сентябрь: “Творческий отчет”