Урок психологии "Трансактный анализ общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

Почему была введена психология как учебный предмет?

К сожалению, в современной школе отсутствует такой курс, где бы ребенок смог получить знания о самом себе: о том, какой он, как его видят окружающие, каков механизм его поступков, каков его творческий потенциал, как он развивается и т.д. Такая ситуация вызвала острую потребность в создании всевозможных учебных курсов человековедения, психологии, человекознания. Предлагаемый конспект урока представляет собой один из возможных вариантов подобных занятий.

На уроках психологии я пыталась решить следующие задачи:

1. Дать ребенку знания о самом себе и научить его получать эти знания;

2. Помочь ему стать более социально адаптированным;

3. Способствовать развитию речи подростка;

4. Развивать рефлексию как процесс познания и понимания подростком самого себя и выяснения того, что другие знают о нем и как понимают его личностные особенности.

Что же представляет собой урок психологии в данном контексте?

Хочется отметить, что термин “урок”, обозначающий традиционную форму работы с учащимися, употребляется здесь довольно условно, так как занятия по психологии весьма отличаются по форме, по содержанию и по способу организации учебной деятельности; и по принципам взаимодействия между учителем и учеником от традиционных уроков в школе. Занятия по психологии проходят один раз в неделю, объединяя три часа учебного времени. При этом все эти три часа строится преподавателем-психологом и воспринимаются детьми как единое целое занятие: разбить единый трехчасовой комплекс на отдельные уроки в разные дни недели.

5. Способствовать личностному росту подростка, особенно его нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению и поиску жизненных ценностей;

6. Создавать условия для раскрытия теоретического потенциала подростка;

7. Дать знания о некоторых психологических функциях, процессах и образованиях;

8. Совершенствовать коммуникативные умения, обогащать поведенческий репертуар подростков.

Вполне понятно, что чисто классическая форма преподавания психологии как учебного предмета не позволила бы эффективно решить поставленные задачи. Приходя на урок психологии, подростки попадают как бы в лабораторию, где они могут изучать себя и других, переживать свое отношение к полученным знаниям, позволить себе быть самими собой, и в то же время опробовать какие-то новые формы поведения, получить новый опыт.

Для реализации поставленных задач я применила следующие методы:

- лекционный метод передачи знаний;

- методы исследования личности (психодиагностические процедуры);

- экспрессивные методы творческого самовыражения в движении, в рисунках, в письменных работах;

- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем (в рамках использования данного метода я часто применяла прием чтения вслух художественных текстов, обсуждение которых вызывало дискуссию);

  • метод анализа конкретных ситуаций;
  • игровое моделирование;
  • имитационные игры.

Тема: <Трансактный анализ общения>

Цель: знакомство с трансактным анализом и выделение стиля общения своего и партнера. Выявление наиболее эффективных способов общения.

Порядок работы:

Вопрос: Почему люди ссорятся?

Ответ записывается в тетрадях, затем переходим к обсуждению:

1. Не понимают друг друга.

2. Пытаются судить о человеке, как о себе самом: “Я бы…”

3. Есть идеальное представление о человеке, а если он изменился в чем-то, то мы его уже не хотим видеть таким.

4. Когда пытаются учить друг друга

5. Когда хотят обидеть друг друга. Показать, что он лучше, чем его друг

5. Когда позиции не совпадают

6. ….

7. …

Можно представить себе личность, состоящую из 3-х блоков:

Родитель Я – которое говорит нам, что мы должны делать, как должны себя вести. Это Я – все знающее, все оценивающее, догматичное, с сознанием собственного превосходства и с правом всех судить и карать. Но еще оно связано со знанием, мудростью, со способностью к покровительству, к защите слабого, с милосердием.
Взрослый Я – голос разума, оно несет в себе такие стороны взрослого, как расчетливость и рационализм, трезвость и взвешенность оценок, понимание относительности норм и принципов, четкий контроль за своими действиями, осознанность стремлений и рациональное целеполагание.
Ребенок Я – которое несет в себе раскованность, импульсивность, непринужденность, фантазии, любопытство, творческие порывы и одновременно такие стороны, как беспомощность, неуверенность, несдержанность, наивность и пугливость.

Эти три Я сопровождают нас всю жизнь. Попробуйте оценить, как сочетаются эти три Я в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

Тест. (3)

1. Мне порой не хватает выдержки

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко

6. Мне бы понравилось быть воспитателем

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события

9. Каждый должен выполнять свой долг

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей

16. Я – увлекающийся человек

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д – “дитя”);

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В – “взрослый”);

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р – “родитель”).

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. “Родитель” с детской непосредственностью режет “правду-матку”, ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже на третье место, то это вполне осуществимо. Вам помогут и так называемые группы тренировки общения, организованные профессиональными психологами во многих городах.

Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Предлагается раздаточный материал.

“Признаки актуализации различных эго-состояний”

Эго-состояние родитель

Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный , бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Эго-состояние взрослый

Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

Эго-состояние ребенок

Вербальные признаки: а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться по “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Участники занятия знакомятся с ним

Давайте разберем примеры, какому из эго – состояний принадлежат подобные фразы?

Пример 1 - Я не понимаю, как можно носить такие штаны! Это просто ужас!

- А мне нравятся только такие!

Пример 2 - Мама, ты не видела, где моя кофта?

- Видела. Она на стуле в большой комнате.

- Вечно ты все теряешь!

Пример 3 - Почему ты опоздал?

- У меня сломался будильник.

- Вечно с тобой что-нибудь происходит. На твоем месте я бы…

Всегда ли мы можем фиксировать свое состояние? Нет, конечно. Но если мы можем отдать себе отчет о том, в каком эго-состоянии мы пребываем, то можем преодолеть какой-либо конфликт.

Упражнение.

Учащиеся делятся на группы по 2 человека. Каждой группе предлагается построить ситуацию общения с позиции. <Приложение 1>

Обсуждение

Какое общение было наиболее эффективным?

В чем это проявлялось?

Какое поведение обладает эффектом <бумеранга>?

Какое поведение может помочь в общении?

Домашнее задание: проанализируйте стиль общения родных и ваш в домашней обстановке.

Какой стиль вы предпочитаете с родителями, с друзьями?

Литература.

  1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия, “Братство”, 1992. – 224 с.
  2. Берн Э. Игры, в котороые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.
  3. Жариков Е. С,. Крушельницкий Е.Л.Для тебя и о тебе – М.: Просвещение , 1991. – 223 с.
  4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е . Психология и педагогика для технических вузов. Ростов Н.\Д <Феникс>,2001. – 512 c.