Формирование артикуляционной базы речи в дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками


Изучение онтогенеза речевой деятельности дошкольников указывает на позднее и неравномерное становление звуков речи детей с 3 до 7 лет. Специальная литература последних лет подробно освещает эту проблему и отводит ведущую роль в ее возникновении социально-биологическим факторам.

Заинтересованность в сформированных звуках речи отмечается не только у родителей, но и у воспитателей детских садов, а в особенности у учителей начальной школы, т.к. в ряде случаев нарушения звукопроизношения ведут к ошибкам на письме.

По опыту известно, что при логопедическом обследовании дошкольников среднего и старшего возраста часто выявляется неразвитость, подвижность мышечных структур артикуляционного аппарата, это выражается в следующем:

  • в неумении управлять губами – так в некоторых случаях нижняя губа подтягивается к нижнему зубному ряду, например как это происходит при произношении звука (л) – в этом случае он обычно заменяется на звук (в);
  • в неумении управлять языком – сосредоточить его в верхнем положении как при (л), в нижнем положении как при произношении звука (с); в неумении вибрировать кончиком языка, что важно при произношении звука (р).

Помощи логопеда в большинстве случаев и не потребовалось бы, если бы родители и воспитатели уделяли соответствующее внимание развитию двигательной сферы артикуляционного аппарата, развитию движений, способствующих формированию конкретных артикуляционных укладов в раннем возрасте.

Достигнуть этого можно и при помощи простых игровых упражнений, которые можно выполнять как по одному, так и в комплексе. В этих упражнениях, если их выполнять по порядку, учитывается чередование и расслабление артикулярных мышц.

Выполнению каждого упражнения отводится некоторое время, чтобы органы артикуляции на какой-то миг “замирали” в определенной позиции. Педагог в это время медленно считает и обращает внимание на выносливость выполнения упражнений.

Хорошо, если при выполнении первого комплекса перед каждых упражнением детям показывать какой-либо отвечающий данному упражнению символ-картинку (крючок, окно, чашку), а при выполнении второго комплекса демонстрировать соответствующие картинки, на которых изображен слон, волк, лиса и т.п.

Важны также следующие моменты:

  • контроль за каждым ребенком во время выполнения упражнения, взаимоконтроль между детьми, самоконтроль ребенка перед зеркалом.

Хорошо также должна быть продумана посадка детей и техника и правила техники безопасности с индивидуальными зеркалами.

1 КОМПЛЕКС

Утром рано все проснулись, и друг другу улыбнулись!
Губы растянуты в улыбке, уголки рта тянутся в противоположные стороны.

За губами ровно в ряд зубки белые стоят!
Губы напряжены в улыбке, зубы обнажены.

А за ними, за зубами – язычок!
“Хвастаемся” языком – просто показать язык.

Мы загнем его в крючок!
Кончик языка загибаем вверх, можно им поиграть.

Превратим язык в лепешку!
Язык распластан на верхней губе.

И похлопаем немножко!
Превратим язык в иголку, пусть иголка будет колкой!

Язык чашечкой сложим, держим, держим, сколько можем. Ведь не трудно 1, 2, 3, кто-то держит до 5!

Превратим язык в иголку, пусть иголка будет колкой!
Язык узкий, в форме жала.

Язык чашечкой сложим, держим, держим, сколько можем. Ведь не трудно – 1, 2, 3, кто-то держит до 5!
Язык из положения “лепешка” загибаем в “чашечку”, удерживаем под счет.

Рот откроем, как окошко и подержим так немножко.
Верхняя губа вверх, нижняя – вниз, зубы обнажены.

Язык трубочкой свернем, держим, держим, развернем!
Язык в форме “трубочки”.

Чистим зубы языком, это просто и легко!
Проводим языком по внутренней стороне верхнего, а затем нижнего ряда.

Превратим язык в “лошадку”, скачем по дорожке гладкой!
Отщелкиваем языком, меняя темп.

Вверх язык мы поднимаем, губку крепко обнимаем!
Обнимаем верхнюю губу, считать до 5–10.

Щеки воздухом надулись – хлоп! Ну вот и все проснулись.
Надуть щеки, ударить ладошками по щекам – “разбудить щечные мышцы”.

2 КОМПЛЕКС

Следующая группа упражнений учитывает как движения артикуляционной мускулатуры, так и эмоции, поэтому участвуют не только специфические артикуляционные мышцы лица, подключается детский артистизм, умение подражать своим любимцам, начинается зарядка с вопроса взрослого:

В зоопарке были вы?
Там животных видели?
Мы о них немного скажем и, конечно же, покажем!

Обезьяны

Очень рады обезьяны, когда им дают бананы!
Брови вскинуты вверх, глаза выражают радость, рот широко открыт, как при звуке “а”. Рукой делать похлопывающие движения по голове

 А горилла, а горилла рот окошечком открыла!
Мимика та же самая. Губы: верхняя тянется вверх, нижняя вниз.

Ослик

Ослик рядышком стоит и ушами шевелит, ослик удивляется “о-о-о-о” как получается!
В этом упражнении акцент на мимику и на артикуляционную позицию губ.

Слон

Тянет хобот серый слон, пить водичку будет он!
Губы вытягиваем трубочкой, с шумом, через губы делаем вдох, следим за мимикой радости.

Волки

Волки тоже воют – у-у – нам воды, а не ему!
Подражая мимике волка, выразительно произносим “у”, губы при этом трубочкой

Тигры, лисы и др.

Тигры, львы, пантеры, лиски лакают молоко из миски.
Следим за мимикой, ладонь руки складываем в форме чашечки – имитация движения лакания молока из миски: язык полностью высовывается, затем загибается кончик языка и в этом положении язык полностью засовывается в рот.

Змея

Ну а в этой клетке змей! Скажем просто, без затей, что во рту его пока жало вместо языка! С жалом он не может петь, зато может зашипеть “ш”.
Сначала просим детей сделать язык “жалом”, затем поработав на расслабление выразительно показываем, как язык поднимается во рту, принимая форму чашечки “ш-ш-ш-ш”.

Чистят зубы все зверята, чистить зубы всем нам надо, чистить зубы языком очень просто и легко!
Рот открыт, язык присобран, сосредоточен, производим чистящие движения по внутренней стороне зубов верхнего, а затем нижнего ряда.

3 КОМПЛЕКС

Чок-чок, чок-чок
Мы расслабим язычок.
Пя-пя-пя

А потом не ленись:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Язык по-прежнему широкий.

Можем мы еще вот так:
Тик-так, тик-так.
Традиционное упражнение “тик-так”.

Рот пошире открываем
Вновь язык мы расслабляем.
И вот так мы продолжаем:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Повторяй, не ленись!
Обращаем внимание на то, что движения вверх-вниз производятся на фоне широкого языка.

Тут язык мы опускаем
Зубы чистить продолжаем.
Чистим нижние зубы.

Чок-чок, чок-чок шире-шире язычок,
Чтобы наш язык немножко
Был похожим на лепешку. Стоп!
В зубы нижние упор: с-с-с-с
Но только уговор:
Губки улыбаются – все у нас стараются!
Звук все произносят.

4 КОМПЛЕКС

В четвертом комплексе артикуляционных упражнений вначале просматривается подготовка к произношению звука “ш”, а в конце – необходимый минимум для произношения звука “с”.

Шалунишка наш язык
Превращаться он привык!
То похож он на лепешку,
То на чашечку немножко.
То он снова как лепешка,
То он загнут словно плошка,
Превратим язык мы в чашку
И в нее положим кашку.
Кашку мы съедим, потом – чашку в мойку уберем!

Язык при этом в форме чашечки заносится в рот, все предыдущие строчки имеют смысловое однообразие, но в двигательном плане как раз идет необходимый тренаж.

Дети, есть у языка спинка, кончик и бока.
Кончик вниз мы опускаем, спинку выше поднимаем.

Вновь язык мы поднимаем
Зубы чистить начинаем.
“Чистим” языком верхние зубы.

Чок-чок-чок-чок
Делай шире язычок.
К альвеолам весь упор:
Ль-ль-ль – гудит мотор.

Вниз язык мы опускаем
Зубы чистить продолжаем.
Чистим нижние зубы.

Чок-чок, чок-чок шире-шире язычок,
Чтобы наш язык немножко
Был похожим на лепешку. Стоп!
В зубы нижние упор: с-с-с-с
Но только уговор:
Губки улыбаются – все у нас стараются!
Звук все произносят.

Очень трудно – 1, 2, 3! Но, попробуй, повтори!

Чтобы спинка не устала – будем делать все сначала!