Предшкольная подготовка в условиях многопрофильного лицея

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашем лицее открыт “Приготовишкин дом” – класс дошкольного обучения. Многие из вас могут задать вопрос: “А зачем это нужно лицею?” Проблема предшкольного образования, ее постановка и обсуждение явилась инициативой правительственных структур.

Последние нормативно-правовые материалы датированы 20 января 2005 года. В них рассмотрены вопросы организации предшкольного образования.

1. Представлена структура среднего общего образования. Это 12-летняя общеобразовательная школа, в своем составе имеющая предшкольное образование 1 год, начальную школу – 4 года, основную школу – 5 лет, профильную школу (лицей) – 2 года.

2. Обозначены возможные модели предшкольного образования.

3. Изложен перечень вносимых изменений в Закон РФ “Об образовании”, в котором предполагается установить сроки предшкольного образования в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм: для детей от 5 лет 6 месяцев до 7 лет.

4. Акцентировано внимание на необходимости активизации научных исследований в области обучения детей предшкольного возраста.

5. Намечены конкретные меры по кадровому обеспечению данной образовательной структуры.

Каковы же причины этих изменений в сфере образования? Основная указана в выступлении министра образования А.Фурсенко еще в декабре 2004 года: “Главная цель предшколыюй подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы”.

Идея “выравнивания” в большей степени касается полярно различных социальных условий жизни современных детей, значительная часть которых (из числа городских детей) находится на домашнем воспитании. Количество детей, посещающих детские сады, составляет, по данным социологов, 53% и 38% – в системе дополнительного образования. Эти цифры раскрывают не только имеющиеся в стране расслоение социально-экономического характера, но и указывает на недостаточное обеспечение населения детскими садами. Разные социальный опыт и подготовка к школе создают неравенство в правах ребенка на получение образования, затрудняют работу учителя начальных классов и, кроме того, вызывают у многих детей внутреннюю напряженность при адаптации к школе. Все это обостряет проблему преемственности между режимом и обязанностями ребенка в условиях дошкольного воспитания и начальной школы.

Нельзя при этом не учитывать информационную среду, в которую попадает современный ребенок: засилие компьютерных игр и домашнее воспитание часто приводят к недостатку опыта общения ребенка с окружающим миром, что сказывается на трудностях его социализации.

Область подготовки ребенка к школе оказалась свободным пространством, которое в условиях рынка заполнилось коммерческими структурами: появились различные группы подготовки детей к школе, учебные программы и содержание занятий в которых никто не контролирует. Анализ результатов проведенных исследований показывает, что в этих группах чаще всего происходит дублирование программы 1-го класса, тогда как психолого-педагогическое понятие “готовность к обучению” ориентирует на достижение ребенком, прежде всего, определенного уровня развития познавательно-интеллектуальной, волевой и социальной сфер личности. Изучение мирового опыта организации образования так же указывает на необходимость обучения детей 5 лет. Поскольку Россия стремиться войти в международное образовательное пространство, предшкольная подготовка становится объективной необходимостью. В нашем лицее с “приготовишками” работают:

  • учитель, с опытом работы в дошкольном учреждении;
  • воспитатель;
  • помощник воспитателя;
  • психолог;
  • логопед;
  • медицинские работники.

В “приготовишкин дом” входит:

  • учебная комната,
  • спальня,
  • игровая комната,
  • раздевалка,
  • отдельный туалет для малышей.

Игровая комната разбита на зоны:

  •  “Самоделкин клуб”,
  •  “Библиотечка”,
  •  “Клуб Почемучек” в “Игровой городок”,
  •  “Спортландия”,
  •  “Музыкальный остров”.

Обучение в классе дошкольного (предшкольного) обучения ведется по Образовательной Программе “Школа-2100” и является одним из структурных компонентов Образовательной системы “Школа-2100”. Являясь программой комплексного развития и воспитания дошкольников, данная программа позволяет на практике решить проблему непрерывности и преемственности образования.

Основная цель данной программы – обеспечение непрерывности и преемственственности дошкольного и школьного образования.

Цель дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на школьное обучение, создании условий для максимального раскрытия его индивидуального возраста потенциала. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

1. Создание развивающей среды.

2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры.

3. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.

4. Формирование опыта самопознания.

Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя (“я есть”), свои возможное и индивидуальные особенности (“я такой”), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Программа строится в соответствии с общими принципами, изложенные Образовательной программе “Школа-2100”.

а) Личностно ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы

Принцип образа мира и целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, это мои знания. Это не мир вокруг меня, это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими “научными” представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

в) Деятельностно-ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают “открытия”, узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, “житейское” развитие!

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, то есть “выращивать” у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника, определяющих внутреннюю готовность его к школьному обучению: формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека), мотивационная готовность. Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования.

Структура и содержание программы. Программа представлена по следующим разделам учебно-познавательной деятельности:

  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
  • Риторика общения.
  • Математическое развитие.
  • Ритмика.
  • Синтез искусств.
  • “Познаю себя”.
  • Физическая культура.

Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.

Успешность обучения и воспитания дошкольника зависит от того, насколько ребенок физически ютов к нему. Здоровье для современного дошкольника означает возможность положительного эмоционального выбора и ассоциируется со счастьем, красотой, добром, силой и умом. Здоровье рассматривается в программе не только как физическое состояние и самочувствие, но гораздо шире и с точки зрения осознания своей телесности как способа контакта с миром, и как эмоциональное, социальное, душевное и психологическое благополучие человека.

В игровой деятельности ребенок активно сотрудничает со взрослыми и сверстниками, обогащая таким образом собственный жизненный опыт. Важную роль выполняет разумно организованное общение. Педагог побуждает ребенка к диалогу, направляет свои усилия на создание атмосферы доверия и взаимопонимания; содействует самовыражению эмоционально-чувственной сферы дошкольников.

Каждый раздел учебно-познавательной деятельности состоит из ряда направлений, сохраняющих свою самостоятельную роль в содержании образования, неразрывно связано со всеми другими, последовательно реализуя выделенные ранее основные линии развития дошкольников.

“Учебно-познавательная деятельность дошкольников”

Данный раздел состоит из ряда направлений, каждое из которых, сохраняя свою самостоятельную роль в содержании образования, неразрывно связано со всеми другими, последовательно реализуя выделенные ранее основные линии развития дошкольников.

Основной целью ознакомления с окружающим миром является знакомство детей с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта. Авторы рассматривают важность общего и речевого развития дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.

Целью развития речи и подготовки к обучению грамоте является развитие умений говорения, слушания, чтения (слияние звуков в слоги), интереса к собственной речи и речи окружающих, обогащение словаря и грамматического строя речи.

Целью риторики общения является обучение ребенка культуре речевого поведения, развитие умения ориентироваться в разных речевых ситуациях, что впоследствии поможет ему комфортно чувствовать себя в общении со сверстниками, легко вступать в диалог, внимательно слушать собеседника, аргументировать свою точку зрения.

Целью математического развития является развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества: формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Целью ритмики является развитие у дошкольников умения выражать в движении музыкальный образ.

Целью синтеза искусств является создание целостного образа мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир человека и человека в нем.

Целью занятий по программе “Познаю себя” является развитие природной любознательности дошкольника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, поддержка в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире. Эти занятия рассматриваются как психолого-педагогическое сопровождение процесса вхождения ребенка в мир знаний и социальных отношений.

Целью занятий физической культурой является приобщение ребенка к основам здорового образа жизни, освоение им гигиенической культуры и культуры движений. Развитие физической культуры дошкольника предусматривает, в первую очередь, формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребности в физическом самосовершенствовании, получение удовольствия от игр, движений, упражнений.

Второй год работы с дошкольниками позволяет нам представить дошкольное образование в виде схемы, которая состоит из 7 неразрывно связанных друг с другом факторов:

  • физическая готовность в Мотивационная готовность;
  • интеллектуальная готовность;
  • эмоционально-волевая (произвольность);
  • коммуникативная готовность;
  • общеличностная готовность;
  • социальная готовность.

Физическая готовность

Физическое здоровье ребенка – важнейший показатель его готовности к освоению школьной программы.

Мотивационная готовность

Мотивация – изучение и принятие школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Как правило, известные задания мотивационной направленности больше служат диагностическому изучению, нежели развитию мотивации. Существуют задания, повышающие интерес к содержанию школьной жизни.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят такое поведение ребенка на занятиях когда он:

  • понимает суть задания;
  • формирует вопросы направленные на понимание задания;
  • умеет перестроится в связи с изменением содержания задания;
  • может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;
  • планирует предстоящую работу;
  • способен сказать о том, как производить умственные действия или догадывается как;
  • комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки, исправляет их;
  • при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;
  • производит действия контроля и оценки.

Эмоционально-волевая готовность

Чаще используется понятие произвольность (от слова воля).

В ходе групповых занятий дети учатся дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточится и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание ему не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех.

Коммуникативная готовность

Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения – словесного и невербального, межличностного и делового.

Общеличностная готовность

Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.

Социальная готовность

Социальная готовность ребенка связана с его способностью легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами.

Рано или поздно наши дети попадают в школу и при помощи “приготовишкина дома” мы научим их быть “готовыми к школе”, а значит, поможем вам, учителям, учить детей, которые хотят и умеют учиться.