Зачет по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания учащихся об имени существительном;
  • учить выбирать верный ответ на вопрос из нескольких предложенных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Какую часть речи изучили?

- Ответьте помощникам, что называем именем существительным.

Ответ помощника.

II. Словарная работа. Практическая работа №1.

На доске:

С..бака, р..бята, М..сква, д..журный, г..рох, б..рёза, п..тух, м..рковь.

- Прочитайте слова. На какие группы можем разделить данные существительные в зависимости от вопросов, на которые они отвечают? (Одушевлённые и неодушевлённые)

- Запишите одушевлённые имена существительные в 1-й столбик, а неодушевлённые – во 2-й.

Помощники проверяют. Класс работает с учителем:

- Как вы думаете, какое слово здесь “лишнее”? Почему? (Москва, т.к. является именем собственным)

- Какие ещё имена собственные, являющиеся словарными словами, мы знаем? (Россия)

III. Имена собственные и нарицательные. Практическая работа №2.

На карточках:

(К, к)оролевич (Е, е)лисей

(Г, г)ород (В, в)ологда

(Д, д)ед (И, и)ван

(Т, т)рудолюбивая (П, п)чела

- Выберите нужную букву в скобках и обведите её.

Помощники проверяют. Класс работает с учителем:

- Что мы относим к именам собственным?

- Что нужно помнить о написании имён собственных?

IV. Физминутка.

V. Изменение имён существительных по родам. Практическая работа №3.

На доске:

М.Р.

хлеб

сердце

ствол

дочь

Ж.Р.

щука

конфета

конь

кольцо

СР.Р.

яблоко

ромашка

колесо

апельсин

- Прочитайте. Спишите, исправив ошибки, если они есть.

Помощники проверяют. Класс работает с учителем:

- Какие три рода имён существительных вы теперь знаете? Назовите их.

- Какие слова-помощники помогают вам определить род имени существительного?

VI. Изменение имён существительных по числам. Практическая работа №4.

На доске:

Наблюдал ли ты грозу зимой? А такое иногда случается. Вдруг тяжёлые тучи закроют небо. Подует сильный ветер. Повалит снег хлопьями. Сверкнёт молния, и грянет гром.

- Прочитайте.

- Что вы прочитали? (Текст)

- Докажите.

- Какой это текст – повествование или описание?

- Озаглавьте.

- Спишите. В предложениях, кроме первого, подчеркните существительные. Укажите форму числа этих существительных.

Помощники проверяют. Класс работает с учителем:

- Назовите признак, по которому существительное может быть отнесено к единственному или множественному числу.

- Как изменяется имя существительное? (По числам)

VII. Итог урока.

- Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках?

- Что вы теперь знаете об имени существительном?

- Спасибо за урок!

Домашнее задание (по усмотрению учителя).