Применение личностно-ориентированных технологий на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Задачи урока.

Образовательная: учить контролировать свое физическое состояние и нагрузку (измерение ЧСС), совершенствовать технику лазания по канату, кувырка вперед, стойки на лопатках, упражнения на координацию движений, продолжить работу с дневником физического развития.

Оздоровительная: охранять и укреплять здоровье учащихся, достигать полноценного физического развития, гармоничного телосложения.

Воспитательная: создать положительный эмоциональный настрой, формировать интерес и потребность в занятиях физической культурой, уверенность, выдержку, воспитывать ответственность, умение работать в группе, взаимопомощь.  

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: 1 гимнастическая скамейка,  3 мата, 1 волейбольный мяч, канат, секундомер, магнитная доска, 16 магнитов, свисток, эмблемы, 4 учебные карточки с этапами, карточки со словами, дневник физического развития у каждого-26 шт., ручки у каждого – 26 шт.,
инд. карточки с домашним заданием.

Время: 40 минут.

Класс: 3-й

Ход урока

Части
урока

Содержание

Дози
ров
ка

Организационно –
методические
указания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

П
О
Д
Г
О
Т
О
В
И
Т
Е
Л
Ь
Н
А
Я

 

Ч
А
С
Т
Ь

16мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс делится на группы по типу темперамента (холерик «Хищники», флегматик «Травоядные», меланхолик «Рыбы», сангвиник «Птицы»), физическим показателям, «по принципу взаимодополняемости и малоконфликтности».

1. Приветствие.
Построение, приветствие. - Равняйся, смирно! Здравствуйте!
Девиз: учитель: «Спорт-помощник, спорт – здоровье, спорт - игра …
дети: Физкульт-ура!»

2. Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы отправимся по этапам – испытаниям. Мы продолжим контролировать свое физическое состояние и нагрузку в соответствии с вашими возрастными особенностями, развивать равновесие, гибкость, двигательные умения и навыки, учиться  взаимопомощи.
- А для чего человеку нужно измерять свой пульс?
Да, как вы уже знаете, одним из видов контроля своего физического состояния, является измерение пульса. Как человек переносит нагрузку, лучше всего показывает ЧСС. Мы сейчас находимся в спокойном состоянии.

3. Измерение ЧСС
- Измеряем пульс за 30 сек. и увеличиваем результат в 2 раза.  У кого пульс до 95 ударов в минуту?
Итак, ЧСС в спокойном состоянии детей вашего возраста в норме до 96 уд/мин. И показатель вашего пульса сейчас говорит о том, что вы находитесь в спокойном состоянии.
- Кругом! Запишите ваш пульс в ДФР.

4. Ходьба.
До урока я вас распределила на Хищников, Травоядных, Рыб, Птиц, учитывая ваше физическое состояние и темперамент. В каждой группе есть старший. Это мой помощник. Он будет показывать задание, которое изображено на учебной карточке, прикрепленной на этапе, следить за правильностью выполнения и осуществлять страховку.
-Долго ли, коротко ли, а оказались мы с вами в необычном мире.
-Направо! В обход по залу шагом марш!
Идем мы лесами, полями. Зверя видимо-невидимо. Цапли и журавли гордо расхаживают по болотам-
-ходьба на носках, руки в стороны, вверх.
Медведи в лесной чаще бродят – ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе.
Волки и лисы по полям и лугам бегают – ходьба на пятках, руки за голову, живот подтянут. Сороки и вороны новости во все стороны разносят –  правую руку вверх, соединить руки за спиной, ходьба на носках, сменить положение рук.
-Освобожденные, шаг влево!

5. Бег.
Вдруг мы увидели Чудище и пустились наутек. - Бегом марш!

  • Бег на носках, руки вверх
  • На каждый шаг прыжок вверх
  • С высоким подниманием бедра
  • С захлестыванием голени, руки в стороны

Но внезапно поднялся ветер. Круговые вращения руками вперед 8 раз, назад 8 раз. Чудище исчезло. - Шагом марш!
-Освобожденные, в общую колонну!

6. Упражнения на восстановление дыхания.

7. Перестроение в 4 шеренги для выполнения ОРУ в парах.
1. «Волна». Наклоны в стороны: и. п. стоя лицом друг к другу, руки в стороны, кисти рук соединить. 1 – наклон влево, 2 – и. п., 3 – наклон вправо, 4 – и. п.
2. «Ладошки». И. п. руки на пояс, ноги вместе. Наклоны вперед, ладонями касаемся друг друга.
3. «Ладошки +». И. п. руки на пояс, ноги вместе. 1 - руки вверх, 2 – наклон вперед, ладошками коснуться, 3 – наклон вниз, коснуться пальцев ног.
4. «Велосипед». И. п. ладони в парах соединить. Попеременное сгибание и распрямление рук.
5. «Мостик». И. п. стоя спиной друг к другу, ноги врозь, руки в стороны, соединить ладонями. 1 – прогнуться, правую ногу вперед, 2 – и. п., 3 – прогнуться, левую ногу вперед, 4 – и. п.
6. «Улыбка». Повороты в стороны. И. п. стоя спиной друг к другу на расстоянии 40 см. 1 – поворот влево, коснуться ладонями, 2 – и. п.,
3 – 4 то же вправо.
7. «Приседания». И. п. стоя лицом друг к другу, кисти рук в парах соединить.
8. «Воробушки». Прыжки. 1 – 4 на правой ноге, 1 – 4 на левой, 1 – 4 на обеих. По свистку выполняют команду «Кругом!» и продолжают прыжки.

8. Контроль ЧСС.
Снова измеряем пульс. Запомните свой результат.
Любая физическая нагрузка повышает ЧСС, и чем нагрузка больше, тем пульс чаще. Так, во время легкой нагрузки пульс 100-120 уд/мин, во время средней 130-150, высокой – свыше 160 уд/мин. После тренировки пульс восстанавливается через 3 – 7 минут.
Перестроение в колонну по одному.
- На месте стой! Кругом! Запишите ЧСС в дневник.
Прошло 3 мин. Пульс должен восстановиться. Измерим сейчас его. У кого пульс вернулся в норму? У кого еще не восстановился? (Значит, эта нагрузка была большой для тебя.) Итак, любая физическая нагрузка должна соответствовать возможностям растущего организма.

 

 

 

 

30с

 

 

 

1мин
30с

 

 

 

 

 

 

 

30с

 

 

 

 

 

2мин:
20с

 

 

 

 

 

20с

 

20с

20с

20с

 

20с

 

1мин
30с:
10с
20с
20с
20с
20с

 

 

 

30с

30с
6мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3мин:
30с

1мин

 

 

30с
30с

 

30с

Возможное формирование групп приведено в карте учета психолого – педагогических особенностей учащихся. Приложение 1.

 

 

Девиз дети говорят в начале и в конце урока. (Создание положительного эмоционального настроя на работу посредством проговаривания девиза).

 

 

 

Выслушиваются возможные ответы детей.

 

 

 

Пульс измеряется любым из четырех способов.

 

 

 

В руках у детей ДФР (дневник физического развития <Рисунок3>, который составлен мною в сентябре и ведется учащимися в течение года). За спиной находится гимнастическая скамейка, на которую дети кладут дневники после записи ЧСС.

Обычно с этим учеником до урока проводится инструктаж.

 

Туловище держать прямо, плечи расправить.

 

Шаг короткий, ноги прямые.

Локти в стороны, спина прямая.
Вперед не наклоняться.

Локти развести в стороны, туловище прямое.

Освобожденные дети с временно ограниченной нагрузкой идут шагом по внутреннему кругу зала.

Темп медленный.
Колено поднимать выше, назад не отклоняться. Руки работают вдоль туловища.

Темп медленный.

 

 

 

Расстояние – вытянутые в сторону руки. 1 и 2 шеренга, 3 и 4 стоят лицом друг к другу.

 

Колени прямые, смотреть друг другу в глаза.

 

 

Спина прямая, ступни от пола не отрывать.

Перестроить 2 и 4 шеренги по команде «Кругом!», пары стоят спиной друг к другу.

 

Ступни от пола не отрывать, коснувшись ладонями, улыбнуться друг другу.

Спину держать прямо.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДФР лежат на скамейке.

 

 

 

2.

О
С
Н
О
В
Н
А
Я

Ч
А
С
Т
Ь

21мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Работа в группах по карточкам – путеводителям.
Сейчас нам нужно пройти 4 этапа-испытания «ЛОВКОСТЬ», «СИЛА», «РАВНОВЕСИЕ», «ГИБКОСТЬ»  и получить подсказки, записанные на карточках. В итоге получить 4 пословицы и поговорки о значимости спорта. Проходить испытания будем по группам. Моими помощниками будут: (называются фамилии детей). Освобожденные осуществляют страховку.
-Группа  с красной эмблемой собирает подсказки на красном фоне, зеленой – на зеленом, синей – на синем, желтой – на желтом фоне. - Каждая группа отправляется к своему этапу. Сначала разбираете задание всей командой, затем капитан его показывает. По моему сигналу все группы начинают работать, соблюдая страховку и очередность. По команде «Последний на снаряде!» все прекращают выполнение и занимают исходное положение.  По свистку – по кругу смена заданий.

1 этап «Ловкость».
Инструктаж:

  • Осуществлять страховку.
  • Спускаться с каната также пошагово, как и лезли вверх.

Учебная карточка «Лазание по канату в три приема».
    

2 этап «Равновесие».
Инструктаж:

  • Выполнять парами, где второй осуществляет страховку.
  • Освобожденный придерживает скамейку.

Ходьба по скамейке: с подбрасыванием и ловлей мяча.

Ходьба по скамейке: ударяя мяч о пол.

3 этап «Сила».
Инструктаж:

  • Нельзя прыгать с гимнастической стенки на пол
  • Осуществлять страховку.

На шведской стенке в висе поднимание согнутых ног 20 -25 раз
10 -15 раз

Сгибание рук:

девочки, стоя у стенки 15 раз (10 раз)

мальчики – отжимание от пола 7 раз (5 раз).

4 этап «Гибкость».
Инструктаж:

  • Осуществлять страховку.
  • Не делать резких движений.

Учебная карточка «Кувырок вперед».

Учебная карточка «Стойка на лопатках».

2. Чтение составленных выражений.
-Завершить выполнение упражнений! У снарядов стройся! – Первая группа, какое выражение получилось? «В здоровом теле – здоровый дух». Как понимаете смысл?
- Вторая группа? «Сочетаешь спорт с игрой, здоров телом и душой». Как понимаете?
- Третья группа? «Пока мы едины, мы непобедимы». Как понимаете?
- Четвертая группа? «Физкультура и спорт – здоровье на целый год». Как понимаете?

3. Перестроение в одну шеренгу.

 

 

1мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18мин:
4мин
30с

 

 

 

 

 

 

4мин
30с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4мин
30с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4мин
30с

 

 

 

 

 

 

1мин
30с

 

 

 

 

 

30с

 

 

 

 

 

Дети с временно ограниченной нагрузкой идут на назначенный этап.

 

На стене прикреплена карточка с заданием и инструктажем <Рисунок1>.
Метод круговой тренировки позволяет контролировать постепенное нарастание физической нагрузки и решить образовательные задачи.

Учитель  контролирует выполнение на всех этапах, но оценивает только  упражнение на гибкость.

Применение инструкционной учебной карточки с графической схемой и текстом на каждом этапе групповой работы позволяет учащимся с различным типом восприятия облегчить выполнение заданий, правильно выполнить его, четко организовать свою деятельность. Такая работа предполагает совместное изучение данного материала, обучение друг друга, тренировку, страховку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратить внимание детей на дозировку для отдельных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитаны прикрепляли карточки со словами по ходу прохождения этапов.
Возможные ответы детей о понимании смысла.

 

3.

З
А
К
Л
Ю
Ч
И
Т
Е
Л
Ь
Н
А
Я

Ч
А
С
Т
Ь
3мин

 1. Игра на внимание «Три движения». Каждый запоминает 3 движения, которые показывает учитель: Хищники – руки вперед, Птицы – руки вверх, Травоядные – руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч. Учитель называет слово, а показывает любое движение. Например, говорит: «Птицы» и  руки сгибает в локтях. Но дети должны поднять руки вверх.

2. Домашнее задание.
– На протяжении нескольких уроков я наблюдала за каждым, поэтому Д/З получите персональное. При его выполнении строго придерживайтесь рекомендаций, которые даны в карточках.

3. Итог урока
- Класс, равняйся, смирно!
-Чему учились на уроке?
-Что бы хотелось выполнить еще раз?
-А сделать по-другому?
Вырази движением или стань в такую позу, чтобы показать отношение к уроку. Девиз:- «Спорт-помощник, спорт – здоровье, спорт - игра…       
дети: Физкульт-ура!

1мин

 

 

 

 

1мин

 

 

 

1мин

Каждой группе даются свои задания. Учитель хаотично называет их, а дети должны выполнить правильно.

 

 

 

Домашнее задание на индивидуальных карточках
<Рисунок2>

 

 

 

 

Список литературы:

  1. «Как подготовить и провести открытый урок» М.М. Поташник, М.В. Левит Москва 2007год.
  2. «Урок физкультуры в современной школе» методические рекомендации для учителей Г. А. Баландин. М. Советский спорт, 2005год
  3. «Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов» Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев Москва, «Просвещение» 2001год.