Творительный падеж имен существительных единственного числа 1-го склонения, 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  1. Пополнить  знания  учащихся  сведениями  из  истории  создания  Т.п.     
  2. Дать понятие об определении окончаний существительных ед. ч. 1 склонения в Т.п.; предлогах Т.п. и о том, каким  членом  предложения   являются существительные в Т.п.
  3. Воспитывать уважительное отношение к труду, людям, занимающимся  работой, творчеством.    

Оборудование:

  1. Учебник  А.В.Поляковой  «Русский язык» 3 класс.                                                                        
  2. Картинка к словарному слову «лопата».                                                                                                
  3. Памятка вопросов и окончаний существительных в Т.п.                                     
  4. Памятка правописания гласных в окончаниях существительных после  шипящих  согласных   ж, ш, ч, щ, ц.
  5. Кроссворды для работы в группах.                                                                                                         

                                              
Ход  урока:

1. Минутка   чистописания: е и ё

2. Орфографическая  минутка:                                                                                                                     

- Что  мы  учились  писать  в  именах  существительных  разных  падежей? (безударные  окончания)

- В  каких  падежах  были  окончания  е, и?

- Распределите   слова   в   3   колонки (1 человек  у  доски, остальные  в  тетрадях):                

Р.п.                                                           Д.п.                                                          П.п.                          

Запись  под  диктовку  учителя:

В  корзине,  из  аптеки,  к  копеечке,  на  картине,  у  дороги,  по  литературе.                                    

- Выделите  окончания.                                                                                                                                

- Что  объединяет  эти  слова?  (существительные  единственного  числа, 1 склонения;  слова  из  словаря)                                                                                                                                                           

- Проверим  написание  существительных  с  безударными  окончаниями  в  Р., Д., П.  падежах.  

Р.п. Д.п. П.п.
из  аптеки к  копеечке в  корзине
у  дороги по  литературе на  картине

- Кто  распределил  слова  в  три  колонки  также?

- Проверим  окончания  существительных.

- Проверим  написание  словарных  слов.

- Что  нужно  знать,  чтобы  правильно писать  окончания  существительных?  Выберите  правильный  ответ:

  1. Число.
  2. Склонение.
  3. Падеж.
  4. Число,  склонение,  падеж.

Вывод:  Чтобы  правильно  написать  окончания  существительных  нужно  определить число,  склонение  и  падеж.

3. Словарная  работа:

Загадка: 

Я  землю  копала - ничуть  не  устала.
А  кто  мной  копал,  тот  и  устал. 
(Лопата)

- Объясните  значение  слова  « лопата».

Лопата – ручное  орудие  для  копания,  сгребания  с  рукояткой  и  с  широким  плоским      отточенным  концом.

– Подберите и  запишите родственные  слова,  выделите  общий  корень.

Лопата,  лопатка,  лопаточка.

-  Как  образованы  эти  слова?

– Поставьте  ударение,  выделите  безударную  гласную  в  корне  слов.

– Выпишите  словосочетания  в  таком  порядке: 

  • прил. + сущ.
  • гл. + сущ.
  • сущ. + сущ.

Проверка.  Соедините  правильно  стрелочками:

  • прил. + сущ.                           копать  лопатой
  • гл. + сущ.                               борода  лопатой
  • сущ. + сущ.                            железная  лопата 

- В  каком  словосочетании  использованы  средства  выразительности  русского  языка?                 

(Звучит  образнее,  выразительнее  «борода  лопатой»)

- Это  скрытое  сравнение.  Что  оно  означает?   

(Широкая  борода  как  лопата)

- Определите  окончания  и  падеж  слова  «лопата».

4. Работа  над  новой  темой.

-  На  уроке  мы  будем  учиться  писать  окончания  существительных  единственного  числа  1  склонения   Т.п.

Памятка:  Т.п.  кем?  чем?   - ой,  - ей    

- Подумайте,  почему  этот  падеж  назвали  творительным?

- От  какого  слова  произошло  название  падежа? (от  слова  «творить»)  

- Подберите  синонимы  к  этому  слову. (создавать,  делать,  совершать,  осуществлять)

- С  тем, - заявил  Творительный,
Я  только  лишь  в  ладу,
Кто  очень  уважительно
Относится  к  труду. 

Творительный  падеж  в  русской  грамматике  назван  так  потому,  что  одним  из  его  значений  было  такое:  орудие,  которым  что-нибудь  делают.  У  нас  в  старину  иногда  его  называли  орудийным  (орудным).

Труд  учеников – учёба  в  школе  и   дома.  Орудия  учеников:  ручка,  карандаш,  линейка,  кисточка. В  Т.п.:  пишем  ручкой,  чертим  карандашом,  рисуем  кисточкой.  

5.  Работа  в  группах.

- Разгадайте  кроссворд,  определите,  какими  предметами  можно  что-то  делать- «творить».  (Приложение)

  1. Землю  копали…
  2. Бревно  распиливали…
  3. Болт  закручивали…
  4. Суп  ели…
  5. Макароны  ели…

- В  каком  падеже  стоят  существительные? (в  Т.п.)

- Как  вы  это  определили? (по  вопросу  чем?)

- В  каком  слове  не  сомневались,  какое  окончание  надо  писать? (в  слове  «пилой»)

- Почему? (окончание  ударное)

- Как  пишутся  слова  с  безударным  окончанием? (так  же, как с  ударным)

6. Закрепление.

1)  -Что  ещё  помогает  правильно  определить  падеж существительных? (предлоги)

- Вставьте  предлоги:

  1. л…тели           _ _ _          пашней
  2. п…т…мнело     _ _ _ _ _        гр…зой 
  3. ж…л                _ _ _          М…сквой
  4. с…дел                _              Таней
  5. п…гоня           _ _              л…сиц…й 

Проверка:     

  1. над
  2. перед
  3. под
  4. с
  5. за

2) - Объясните  орфограммы  в  словах.

-Буква  в  окончании  в  слове  «лисиц…й»  пропущена.  Как  вы  думаете,  какую  гласную  нужно  вставить  е  или  и? (мнения  детей)

- Правописание  гласных  в  окончаниях  существительных  после  шипящих   согласных  ж,  ш,  ч, щ,  ц   особый  случай.

-Прочитайте  слова.  Попробуйте  догадаться,  когда  пишется  е,  а  когда  о.

  • тучей
  • крышей
  • овцой

(е – безударная  гласная,  о – под  ударением).

- Поставьте  ударение.

(окончание  безударное,  значит,  лисицей) 

7. Физкультминутка.  

8. Работа  над  предложением.  

- Убираем  первый  предлог  «над», читаем  слово  по  вертикали:  роса.

- Определите  склонение  этого  слова.

- Поставьте  слово  в  Т.п. (чем? росой)  

Запись  предложения  под  диктовку:

Росой  окропились  цветы  на  лугах.

Толкование  слова  «окропились»: кропить – слегка  обрызгивать.

Разбор  предложения  по  членам.

- Каким  членом  предложения  является существительное  Т.п. «росой»? (дополнением).  

Вывод:  Существительное   Т.п.  в  предложении  является  второстепенным  членом.   

9.  Работа  по  учебнику  А.В.Поляковой  «Русский  язык»  3 класс.  

Правило  с.  41

Упражнение  346.

- Прочитайте  задание.
- Составьте  устно  предложения, используя  существительные  1  склонения  Т.п. 

Учитель  делает  на  доске  запись:

  • водой
  • бумагой
  • луной
  • с лапшой
  • тучей
  • удочкой
  • под  землёй

- Назовите  слова  с  ударным  окончанием.

- Остальные  слова  с  безударным  окончанием.

Запись  предложений  по  вариантам:  1  вариант  с  ударным  окончанием  существительных,  2 вариант  с  безударным  окончанием  существительных.    

- Выделите  окончания.

Проверка.

10. Итог  урока.

- Существительные  какого  падежа  мы  изучали  на  уроке?

- С  какими  предлогами  употребляются  существительные  Т.п.?

-  Как  определить  окончания  имен  существительных  ед. ч. 1  скл.  Т.п.?

-  Каким  членом  предложения  являются  существительные  Т.п.?

11.  Домашнее  задание:  упражнение  352.