Факультативное занятие по курсу "Основы православной культуры" – "Заочное путешествие в Троице-Сергиеву лавру"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить и систематизировать полученные ранее знания о житие преподобного Сергия Радонежском, учить выделять главное для ответа на поставленный вопрос, отстаивать свою точку зрения, устанавливать взаимосвязь между историческим прошлым и настоящим, формировать навык размышления над прочитанным и увиденным.
  • Развивать у учащихся способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения коллективных поисковых заданий, речь, память, познавательный интерес к духовному наследию нашей Родины.
  • Воспитывать в детях чувство любви к своему Отечеству.

Оборудование к занятию: звуковые записи колокольного звона и стихир прп Сергию Радонежскому, фрагмент фильма «По местам Сергия Радонежского; литературные источники: книга «Путь на Маковец» с житием, написанным Епифанием Премудрым, книги (детские издания) о жизни прп Сергия Радонежского для выставки; иллюстративный материал: альбом для раскрашивания «Жизнь и чудеса Сергия Радонежского Чудотворца» по мотивам лубочных картин XIX века, фотографии храмов Троице-Сергеевой Лавры, репродукции картин М.Нестерова и икон «Прп Сергий Радонежский» «Святая Троица» Андрея Рублёва, блок-задания для индивидуальной работы в группах.

План проведения занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
  2. Работа над темой:

А) исследовательская работа в микрогруппах по выбранному блок-заданию;
Б) коллективная проверка полученных знаний на уровне воспроизведения;
В) просмотр фрагмента фильма «По местам Сергия Радонежского».

  1. Обобщение «Связь времён».
  2. Итог занятия. Задание на дом.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона, входят две ученицы в русских костюмах, читают четверостишия.)

Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И преподобный Сергий в ней.

Учитель: Сегодня на занятии мы поведём разговор о молитвеннике Земли Русской, преподобном Сергии Радонежском, о котором Епифаний Премудрый в житие написал такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака».

Как вы понимаете эти слова? Почему преподобный Сергий назван светилом светлым? Готовы ли вы ответить на этот вопрос? Мы вернёмся к нему в конце занятия, когда вместе взойдём на гору Маковец.

2. Работа над темой.

А) Исследовательская работа в группах.

Учитель: Пользуясь текстом жития из учебника или прочитанными вами ранее книгами о преподобном Сергии, попробуйте найти, вспомнить описание жизни того, каким запомнили святого его современники, каким он был в земной жизни, какой духовный путь он проделал на гору Маковец, чтобы оставить великое наследие нашей земле Русской. Отправляемся в путь-дорогу.

– С чего начинается путь человека на Земле? Вы правы, с рождения!

– Когда родился прп Сергий? Кто были его родители? Каким именем был наречён младенец? (Ответы детей; учитель выставляет карточки с этой информацией на доску.)

Мы сделали первый шаг, а дальше вы будете работать в группах самостоятельно. Используя четверостишия из блока-задания, вы должны рассказать об одном из этапов пути жизненного восхождения на Маковец. (Дети разбирают задания, в момент обсуждения в группах звучит музыкальное сопровождение – стихира прп Сергию Радонежскому в исполнении монашеского хора Троице-Сергеевой Лавры.)

Четверостишия из блок-задания:

1. Одно в нём близких огорчало:
Давалась грамота с трудом,
Но это тоже означало
Особый Промысел о нём.

2. А случится, вдруг нагрянет зверь
Из лесу – свирепый и большой,
Отворит медведю инок дверь,
Хлеб разделит, напоит водой.

 3. И вскоре за молвою следом
Услышал Радонежский лес
Звон топоров, людей беседы,
Увидел множество чудес.

4. И Троице Живоначальной,
Спеша все почести воздать,
Пришёл с дружиной достохвальной
Благословенье старца взять.

5. И за великое смиренье
Печальник праведный, святой
Был удостоен посещенья
Пречистой Матери Самой.

Б) Коллективная проверка выполнения задания.

(В процессе этой работы после каждого группового ответа открывается иллюстрация для проверки. Рассказанный эпизод должен соответствовать иллюстрации из житейных лубочных картинок. После этого вида работы открывается всё полотно, и детям представляется панорама обители прп Сергия.)

Справочный материал к ответам детей (для учителя).

№ 2. В 23 года принял монашеский постриг с именем Сергия. С Сергия начинается в России монашеское подвижничество посредством уединения. 4 года жизни прошли в полном одиночестве в постоянной молитве, в чтении Слова Божьего, в телесном труде. Его монашеская келья стала началом Сергиевского монастыря.

№ 3. Жизнеописатель, сам живший в братии, воспитанной Сергием, пишет о том, как Сергий был для братии поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, постником, служил как раб купленный, ни на один час не складывал рук для отдыха.

№ 4. Благословляя Димитрия Донского, сказал преподобный: «Иди на безбожников смело, без колебаний и победишь!»

№ 5. После усердной молитвы Пресвятой Богородице прп Сергий удостоился Её святаго посещения. Богородица коснулась упавшего на колени старца и произнесла: «Не печалься о своей обители, она всегда будет иметь изобилие во всём не только при твоей жизни, но и по отшествии твоём к Богу. Я никогда этого места не оставлю». И это чудесное явление изображено над ракой в Троицком Соборе Лавры.

Учитель: Почил прп Сергий в 1392 году в возрасте 78 лет, и не было дня, когда к нему не приходили за помощью со своими заботами и скорбями.

Так выглядела обитель в XV веке. А сегодня – это неповторимый архитектурный ансамбль, в котором удивительно гармонично сочетаются стили разных эпох от XV до XIX веков. Как в зеркале отразилась в истории Лавры – история России. Но Лавра – это и настоящее, и в это настоящее с огромным прошлым мы отправимся, чтобы познакомиться с духовным наследием молитвенника Земли Русской.

В) Просмотр фрагмента фильма «По местам Сергия Радонежского».

3. Обобщение «Связь времён».

После просмотра – беседа по вопросам:

– В чём духовное наследие прп Сергия? Что оставил он для нас живущих?

Ответы детей:

  • Свою обитель – первый крупнейший монастырь.
  • Своих учеников, которые продолжали молитвенное дело прп Сергия. Один из его учеников в похвалу отцу своему Сергию написал икону «Пресвятая Троица» для иконостаса Троицкого собора, где доныне находятся мощи прп Сергия; художественные ценности – духовная литература, жития прп Сергия, иконы, картины М. Нестерова; это храмы, освещённые во имя прп Сергия (один такой из храмов освящён на поле Куликовом, а в Никольском храме с. Васютино, что в 5км от нашего города Электрогорск, освещён предел, и два раза в год в дни памяти прп Сергия служатся праздничные молебны на лесном колодчике).
  • Все эти святыни – живая связь времён, уникальное сочетание традиций прошлого и настоящего.

4. Итог занятия.

Наше занятие подходит к концу, и я возвращаю вас к вопросу, который прозвучал в начале: «Почему прп Сергия называют светилом светлым?»

– Почему имя преподобного отзывается любовью в сердцах русских людей?

Звучит музыкальное исполнение стихиры прп Сергию, выходят две ученицы-соведущии и заканчивают урок словами:

1-я ученица.

Тихий свет на Маковце-горе
Над обителью, что радуга, цветёт:
Это инок Сергий на заре
Троице молитву воздаёт.

2-я ученица. Радонежский чудотворец – наше духовное богатство, ангел-хранитель Земли Русской, со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву Лавру со своими недугами – телесными и душевными, идут, чтобы помолиться у раки с мощами, получить благословение, узнать духовные корни своего Отечества.

1-я ученица. Нам нужно знать эти корни – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни.

2-я ученица.

Тихий свет на Маковце-горе
Радугой цветёт над всей землёй:
Этот инок Сергий на заре
Молится с небес о нас с тобой.

Домашнее задание.К следующему занятию подготовиться к викторине «Храмы Троице-Сергиевой Лавры» по описаниям:

  • Построен над ракой преподобного Сергия, весь из белого камня. Верх храма вызолочен. Внутри у южной стены почивают святые мощи преподобного Сергия. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохраняет на себе пробоину от ядра, полученную во время осады поляками в 1608 году.
  • Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами, средняя позолочена, а остальные украшены звёздами.
  • Находится с южной стороны монастыря. Снаружи стены покрыты разноцветными красками, окна обставлены резными из камня колоннами, вокруг идёт открытая галерея.
  • Маленькая церковь с одной главой, овальной формы.
  • Здание огромное, величественное и изящное, состоит из пяти ярусов и имеет вид четырёхугольного столба, который по мере возвышения своего уменьшается в объёме.